просмотры: 130

Транспортный каркас Красноярска

Текст: Марьяна Долгополова
Ни один современный мегаполис невозможно представить без развитой, постоянно совершенствующейся системы общественного транспорта. Чтобы городские магистрали не оказались в автомобильном коллапсе, властям неизбежно приходится работать над эффективностью транспортной структуры. Красноярск не исключение.

 


Развитием общественного транспорта занимались во все времена. В советский период при строительстве новых микрорайонов закладывалась вся необходимая инфраструктура: энерго- и соцобъекты, дороги и парки, пешеходные переходы и маршруты общественного транспорта. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Инвестор-застройщик перекладывает ответственность за комфорт жителей города на плечи местных властей, отвечающих за градостроительную политику. Именно им приходится регулировать дорожную инфраструктуру так, чтобы она выдерживала постоянно увеличивающуюся нагрузку, отвечала запросам мобильности граждан с учетом альтернативных вариантов по расширению маршрутной сети и видов мобильности. Небезразлично современному человеку и удобство в поездке — горожане хотят знать график движение маршрутов, иметь возможность выбрать оптимальный вариант без пересадок и пользоваться в пути гаджетами. Но даже при соблюдении этих требований порядка 45 % красноярцев, если верить социологическому опросу, вообще не планируют пользоваться городским транспортом.

 


В БУДУЩЕЕ ПО РЕЛЬСАМ


В Красноярске общественный транспорт представлен несколькими видами: трамваем, троллейбусом, городской электричкой, автобусом. Последний относится к наиболее распространенному и дорогому виду средств передвижения.


Остальные — дешевле: от 20 до 22 рублей за поездку. В летнее время можно воспользоваться еще и водным транспортом, но это другая история.


С советских времен краевой столице досталась система экологически чистого вида электротранспорта: на правом берегу — трамвай, на левом — троллейбус. К сожалению, эти виды городской мобильности развиваются медленно. Отчасти потому, что в России нет ведомства, отвечающего за городской электротранспорт, как и концепции его организации в современных мегаполисах. В отличие от Европы, где низкопольный трамвай, весьма стильный вид транспорта, активно развивается даже в тех городах, где его никогда не было: в Лондоне, Афинах.


В Красноярске первые трамвайные линии начали строить в 1935 году, а с 1958 года появились продолжительные маршруты. В октябре 1961 года первый трамвай, курсирующий по Коммунальному мосту, связывал левый и правый берега Енисея. В 1986 году трамвайное движение было запущено по новому, Октябрьскому мосту, до рынка Советского района. В постсоветское время пути с мостов демонтировали, чтобы расширить проезжую часть для автомобилей.


На сегодняшний день в городе имеется порядка 51,2 км трамвайных путей, по которым следует четыре маршрута. Концепция развития есть, но выглядит она утопически: убрать трамвай в тоннели или поместить под прозрачный «колпак». В МУП электрического транспорта «Гортранс» считают, что сеть следует сооружать традиционно на поверхности и развивать по принципу скоростного движения. Первым должен стать проект с приоритетом при проезде перекрестков по маршруту «Предмостная площадь — КрасТЭЦ». Но нужны инвестиции. В том числе для обновления парка вагонов. Новые трамваи должны были поступить в Красноярск согласно федеральной программе нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД). Об этом заявлял в начале года руководитель департамента транспорта Красноярска Александр Годованюк:


— Мы планируем приобрести в лизинг 40 троллейбусов и десять трамваев для новых магистральных маршрутов. Общая стоимость закупаемого транспорта с учетом федеральной субсидии и лизинговых платежей на 5 лет составит более 860 млн рублей. Однако Красноярск в 2020 году остался ни с чем. И не только Красноярск. Трамваи по программе в стране не получил никто. Надежда на субсидии пока еще остается, так как национальный проект БКАД, рассчитанный на 2020–2024 годы, продолжает работать, и финансирование заложено.


 


МЫ ПОЕДЕМ, МЫ ПОМЧИМСЯ…


У Красноярского троллейбуса другая история. В городе уже активно используются две современные машины нового поколения, а в ближайшие годы ожидается обновление сразу 40 единиц этого транспорта. В нынешнем году уже появились два из них: современные низкопольные троллейбусы с аппарелью для маломобильных граждан имеют автономный ход до 20 км. То есть в случае потери источника питания машины смогут работать как обычные автобусы. В салонах имеется монитор для информирования пассажиров, поручни пассажирских сидений снабжены устройством для зарядки гаджетов. Еще десять троллейбусов безвозмездно переданы городу правительством Москвы и в ближайшее время отправятся в путь. Намечен магистральный маршрут — от ж/д вокзала до Предмостной площади.


— В 2021-м планируем запустить троллейбус по Коммунальному мосту и соединить электрическим транспортом правый и левый берега. Чтобы можно было практиковать тарифную сетку с пересадками — с троллейбуса на трамвай и наоборот. Заявку Красноярска одобрили в рамках федерального нацпроекта БКАД, и теперь мы сможем на выгодных условиях приобрести 24 троллейбуса с автономным ходом. Они не потребуют строительства контактной сети на мосту, — рассказал Александр Годованюк.


В преддверии Универсиады-2019 в Красноярске стала развиваться система движения городских электричек. В ходе модернизации закуплены новые вагоны, построены дополнительные остановочные платформы. Сегодня их уже 30. Жители шести районов столицы края, пригорода и Дивногорска используют электричку, чтобы добраться на работу или учебу. В мэрии уверяют, что в будние дни 23 пары электропоездов перевозят порядка 5,9 тыс пассажиров. Преимущества этого вида общественного транспорта очевидны: скорость и независимость от загруженности автомагистралей. В 2020 году в рамках проекта реконструируют сразу три платформы — Мясокомбинат, Сады-2, Металлургов и построят новую — Шумково в Советском районе. Очень хотелось бы, чтобы городская электричка продолжила свой путь к Красноярскому аэропорту. Но пока планируют закольцевать только маршрут вокруг города, используя железнодорожные пути Коркинского моста.


— Мы готовимся к новой перспективе — формированию радиального кольцевого пассажирского железнодорожного движения. Продолжим процесс интеграции городских видов общественного транспорта, — заявлял несколько лет назад мэр Красноярска Сергей Еремин.


А вот появление в Красноярске электробусов пока откладывается: ни один из производителей этой дорогостоящей техники не предоставил машину для тестовой езды в условиях сибирских морозов и сложного городского рельефа. Так что электробусы — дело будущего. Как и газомоторный общественный транспорт.


К долгоиграющим городским проектам можно отнести и Красноярский метрополитен. К строительству подземки приступили в начале 1980-х годов, далее законсервировали. В настоящее время строительство метро вошло в нацпроект «Экология». Федерация готова выделить на возведение первой линии 65 млрд рублей и активировать проект с января 2021 года. Обещают, что после Госэкспертизы в юбилейном 2028 году первый красноярский подземный поезд отправится в путь.


 


ДЛЯ БЛАГА ПАССАЖИРОВ


Самым популярным и дорогим общественным транспортом в Красноярске остается автобус — 26 рублей за поездку. Ежедневно 920 машин муниципальной и частной собственности выезжают в рейсы. В канун Универсиады-2019 в городе прошла масштабная модернизация автобусного парка — городскими и коммерческими перевозчиками было обновлено порядка 392 автобусов, из которых 140 единиц — абсолютно новые. Для красноярского транспорта был разработан единый визуальный стиль, на дорогах появились выделенные полосы. В мэрии не останавливаются на достигнутом — в течение трех лет краевой столице будут направлены около 2,9 млрд рублей в рамка программы по обеспечению пассажирских перевозок транспортом общего пользования. Ожидается, что «количество транспорта высокого экологического класса Евро-4 и Евро-5 к 2023 году составит не менее 50 %».


В соответствие с современными ГОСТами строятся и обновляются остановочные павильоны. В Красноярске их около 1,5 тыс. В этом году появятся 100 остановок, приспособленных для маломобильных горожан. Рассматривается перспектива возврата к проекту «умных» остановочных комплексов, построенных в краевом центре в рамках подготовки к Студенческим играм: закрытые, с электронными табло, USB-разъемами, обогревом и видеокамерами.


По достоинству оценили горожане возможности электронного приложения «Автобус онлайн», что помогает более эффективно планировать свое время. В части оплаты проезда тоже есть прогресс: Красноярск набрал 9,9 баллов, заняв второе место в рейтинге российских городов по инновационным способам оплаты в общественном транспорте, проводимом институтом территориального планирования «Урбаника», уступив лишь Москве. Рассчитаться за проезд в столице края можно не только наличными, социальной и транспортной картами, но и через мобильное приложение по QR-коду или банковской картой.


— Функция оплаты проезда банковской картой подключена во всем электротранспорте города, а также на 56 из 58 автобусных маршрутов. Часть городского транспорта оборудована стационарными терминалами для оплаты проезда банковской картой: всего установлено 500 устройств в 250 автобусах, троллейбусах и трамваях, — подчеркнул заместитель руководителя департамента транспорта Виталий Чеусов.


Сейчас краевым минтрансом совместно с городским департаментом разрабатывается транспортная сеть Красноярской агломерации. Обсуждают новые тарифные планы, некие «брутто-контракты» по перечислению оплаты за проезд в городской бюджет и введение проездных с неограниченным количеством поездок.


В 2028 году город отпразднует юбилей — 400 лет со дня образования. Красноярск начал подготовку к проведению масштабных мероприятий и встрече гостей, где общественный транспорт будет иметь важное значение. В планах — не только метро, но и скоростной трамвай на Октябрьском мосту по пути к Северному шоссе. Остается надеяться на успешную реализацию задуманного транспортного каркаса.

 

Александр Годованюк, заместитель главы города Красноярска, руководитель департамента транспорта: 
— В рамках реализации мероприятий муниципальной программы пассажирских перевозок на следующий год и плановый период 2022–2023 годов существенно сократятся интервалы движения городского транспорта, средняя скорость сообщений составит 20,7 км/ч.  Так, общее количество перевезенных пассажиров к 2023 году должно возрасти на 4,1 %, что позволит сократить расходы бюджета на транспортную отрасль. Доступность общественного транспорта для маломобильных категорий граждан будет обеспечена за счет приобретения нового подвижного состава со спецподъемниками из расчета, что каждая третья машина на маршруте будет приспособлена для перевозки маломобильных пассажиров. Возрастет и количество транспорта высокого экологического класса Евро-4 и Евро-5 — к 2023 году показатель составит не менее 50 %. На реализацию всех мероприятий муниципальной программы в течение трех лет планируют выделить около 2,9 млрд рублей.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®