АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 (120) 2016 (06.05.2016)

Транспортная схема: ресурсы для развития

Текст: Александр Белов Фото: архив ИД «Реноме»
В загрязнении воздуха над Красноярском оркестр выхлопных труб автотранспорта играет одну из ведущих ролей. Вблизи автотрасс регулярно превышаются допустимые концентрации формальдегида, взвешенных веществ, оксида углерода и диоксида азота. Увеличение доли электротранспорта в городской схеме пассажирских перевозок — один из путей снижения этих рисков.
Пришло время не просто говорить — кричать о том, какой воздух мы оставим в наследство нашим детям. По данным 2015 года, в Красноярском крае 57% населения живет в городах с высоким уровнем загрязнения атмосферы. В 2013 году Норильск, по версии экспертов «РИА Рейтинг», возглавил список неблагополучных с экологической точки зрения территорий. А Красноярск, по оценкам Росстата, вошел в десятку «атмосферных аутсайдеров» страны по итогам 2015 года. И подобная тяжелая ситуация складывалась в течение многих лет. Большей частью ответственность за это несет руководство крупных промышленных производств. Однако за пять лет, считая с 2011 года, в мониторингах загрязнений все более заметен выхлоп автотранспорта. Например, в 2014 году в воздух Красноярска поступило около 195 тыс. тонн загрязняющих веществ, причем 67% из них — от стационарных источников предприятий и 33% — от передвижных. Иными словами, более трети отравы, которой дышат красноярцы, вылетает из выхлопных труб автотранспорта. Для сравнения: еще в 2011 году этот показатель не превышал 16%. В некоторых городских округах выбросы от двигателей внутреннего сгорания являются определяющими в структуре источников антропогенного загрязнения атмосферы. И это уже не удивляет, ведь по улицам Красноярска движется 38% всего автомобильного транспорта нашего большого края. Вопрос в том, как снизить вред, наносимый здоровью горожан и окружающей среде?

2016 год для Красноярска во многих отношениях станет рубежным. В частности, именно сейчас закладываются решения, которые комплексно повлияют на организацию движения в краевом центре на десятилетие вперед. Не позднее 2017 года должен выйти в свет и обрести законную силу документ, который определит эволюцию дорог, мостов, развязок, а также общественного транспорта в Красноярске до 2033 года. К 30-м годам в Красноярске планируется построить еще два моста через Енисей, более 20 новых путепроводов и дополнительные магистральные улицы. Предусмотрены транзитные пути по левобережью из Советского в Октябрьский район — они пройдут через микрорайон Покровский, в обход исторического центра. Также предполагается развитие существующих и новых сетей общественного транспорта с учетом организации приоритетного движения на улично-дорожной сети, снижения экологических рисков. А с 1 июля 2017 года планируется установить запрет на передвижение большегрузного транспорта в границах города — таково решение краевого парламента.

Кроме того, в этом году начнется разработка транспортного операционного плана Универсиады — это звено в подготовке и проведении Всемирных студенческих игр, как показывает мировой опыт, считается одним из самых сложных. В Казани, например, помимо действующих городских маршрутов общественного транспорта дополнительно пришлось организовать еще 175: из них 53 предназначались для спортсменов и членов официальных делегаций, 51 — для журналистов, 71 — для судей, рефери и технических специалистов. Кстати, одной из серьезных проблем стал набор персонала для обслуживания машин.

Принимая во внимание специфику Красноярска, чтобы реализовать подобный операционный план, придется закладывать расходы на масштабную реконструкцию инфраструктуры и выводить на новый уровень городские пассажирские перевозки. И в числе наиболее логичных решений — широкое применение экологически чистого электротранспорта.

— Важный пункт в программе улучшения экологии города — строительство новых транспортных развязок. Автотранспорт должен двигаться динамично, это позволит уменьшить количество выхлопных газов. И конечно, миллионный город в Сибири должен иметь скоростной вид транспорта. Метро — проект дорогостоящий, поэтому современные технологии все больше ведут к скоростному рельсовому транспорту на поверхности, что несколько дешевле. В Екатеринбурге нам показали скоростной трамвай, и есть хорошие возможности для организации такого передвижения в краевом центре. Может быть, мы пойдем этим путем, — отметил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, выступая на очередной сессии регионального парламента в апреле этого года. По его словам, вопрос уже обсуждается с администрацией Красноярска.

В городском департаменте транспорта также считают, что доля средств передвижения, не нуждающихся в углеводородном горючем, на улицах Красноярска должна повышаться.

— Развитие скоростного, обособленного от других участников движения трамвайного сообщения — хороший вариант для нашего города. В будущем при определенных условиях есть возможность запустить такую линию на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий», где уже сегодня ведется реконструкция трамвайных путей по новой технологии, — поясняет руководитель департамента транспорта администрации города Красноярска Игорь Ким. — Кроме того, перспективным направлением мы считаем развитие трамвайного движения через Октябрьский мост. Такой шаг органично впишется в другой проект, предполагающий строительство в мкрн Северном транспортно-пересадочного узла. Новый инфраструктурный объект позволит состыковать и синхронизировать маршруты троллейбусов, автобусов, городской электрички и трамваев. Там же можно разместить и междугородний автовокзал. Сейчас весь комплекс вопросов активно прорабатывается в инстанциях различного уровня, и в дальнейшем результаты этой работы найдут свое отражение в новой транспортной схеме Красноярска. Если обсуждать наиболее экологичные виды пассажирских перево-зок, то, действительно, более широкое использование электротранспорта в краевом центре  обосновано и способно уменьшить нагрузку на окружающую среду. Однако в настоящее время ситуация сложилась непростая: износ большей части выходящих на линии троллейбусов и трамваев высок, и не хватает средств для их замены новыми машинами, на инфраструктуру сетей электротранспорта (тяговые подстанции, контактно-кабельные сети, трамвайные пути) также требуются значительные средства с целью модернизации существующего оборудования и на перспективное развитие. Определенные надежды в этом отношении связаны с проведением зимних Всемирных студенческих игр 2019 года. Разработана комплексная программа благоустройства и подготовки города к Универсиаде. Среди потребностей, которые обозначены в этом документе, — обновление городского парка электротранспорта, а также приобретение автобусов повышенного экологического класса. На сегодняшний день совместно с министерством транспорта края, Дирекцией Универсиады и Минтрансом России мы обсуждаем вопросы финансирования. Конечно, к дате проведения этого яркого спортивного события общественный транспорт Красноярска должен выглядеть достойно. И жители города смогут почувствовать, что такое наследие Универсиады на пользу Красноярску.

Однако это перспектива трех ближайших лет, а пока речь идет не о развитии, а, напротив, о существенном снижении удельного веса электротранспорта в городской схеме пассажирских перевозок. При всей надежности трамвайных вагонов по сравнению с автобусами, они все же не вечны. В настоящее время 99% городских трамваев пошли на третий эксплуатационный срок, а по программе подготовки к Универсиаде заменят лишь незначительную часть из них.

— На сегодняшний день в распоряжении нашего предприятия 106 троллейбусов и 58 трамвайных вагонов,— рассказывает Владимир Болотин, директор МП «Горэлектротранс», — при этом троллейбусный парк имеет износ порядка 83%, трамвайный — 99%. Фактически более половины троллейбусов эксплуатируются свыше 25 лет. Из общего числа трамвайных вагонов 48 на линиях уже более 20 лет (при норме эксплуатации 10). Положение критическое, необходима целевая программа замены выработавших свой ресурс машин. Инвестиции потребуются большие, но при этом существенно снизится экологический ущерб, а сегодня это одна из самых актуальных проблем для жителей Красноярска. Убежден, что именно электротранспорт оптимально отвечает сразу нескольким требованиям: он, если использовать современные модели, экономичен, удобен для пассажиров и не отравляет атмосферный воздух выхлопами. Кроме того, он намного долговечнее автобусов: современные машины европейского производства могут работать до 50 лет, а наши российские — до 30 лет. В настоящее время в краевом центре реестр маршрутов в первую очередь рассчитан на автобусные перевозки, а доля электротранспорта за три прошедших года сократилась на 30% и в общей структуре составляет всего 7% — для города-миллионника это явно недостаточно. Для примера: в Екатеринбурге исторически сложилось так, что порядка 60% перевозок приходится на электротранспорт, в Краснодаре и Волгограде — примерно в тех же пропорциях. Там больше делают и в плане замены устаревшего парка. Но в целом положение с обновлением подвижного состава практически во всех городах страны одинаково бедственное. По закону бремя финансирования таких закупок ложится на муниципальные образования, бюджеты которых не в состоянии выдержать эту нагрузку. А на федеральном уровне электротранспорт поддерживают в пределах 2 млрд рублей в год — и это на всю Россию. Будет ли в создавшихся экономических условиях задача замены отработавших свой срок электротранспортных средств решаться системно, не ясно, но мы надеемся, что в связи с проведением Универсиады заявки на обновление подвижного состава электротранспорта будут удовлетворены. Предполагается приобрести порядка 50 новых троллейбусов и 7 трамвайных вагонов. А в будущем электротранспортные сети в краевом центре получат развитие. В этом году мы продолжаем ремонт трамвайных путей на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий», где еще 200 метров рельсового пути будет заменено, а это значит, что при движении снизится вибрация и шум, пассажирские перевозки этим видом транспорта станут безопаснее и комфортнее.

При всех очевидных преимуществах электротранспортных средств, сегодня речь об их более широком и эффективном использовании в Красноярске ведется лишь в категориях «когда-нибудь» и «если». Это вопрос стратегии, причем отдаленной, а в настоящее время в условиях преобладания транспорта, работающего на углеводородах, необходимо ставить и решать задачи по повышению экологического класса этих средств. Комплексные исследования техногенного влияния на окружающую среду в Красноярске обнаруживают в воздухе высокое содержание свинца, что связано с использованием низкокачественного топлива. На самых загруженных магистралях концентрация вредных веществ в отдельные дни в десятки раз превышает нормативы.

Шаги по замене парка пассажирских автобусов, которые не удовлетворяют экологическим требованиям, уже предприняты. Проведен конкурсный отбор по маршрутам, на которых работают коммерческие компании-перевозчики. Критерии отбора соответствовали изменившимся с прошлого года требованиям федерального законодательства. По словам руководителя департамента транспорта администрации Красноярска, основным условием был выбран максимальный срок эксплуатации транспортного средства, его экологический класс. И это стало серьезной мотивацией для обновления подвижного состава. Также учитывались опыт работы на рынке и наличие в истории работы компании ДТП, повлекших ущерб здоровью пассажиров.

— Это мероприятие мы готовили серьезно, критерии обсуждали со специалистами из ГИБДД, депутатами Горсовета, общественными организациями. С победителями заключены муниципальные контракты сроком на 5 лет. А первым весомым результатом конкурса стала замена более 112 транспортных средств, срок использования которых составлял 15 и более лет. Кроме того, выведены из эксплуатации еще порядка 40 автобусов, которые не соответствовали заявленным критериям. Пассажиры уже заметили, что после 15 апреля большое количество автохлама исчезло с городских улиц. Перевозчики настроены на конструктивную работу, потому что пятилетний контракт дает возможность спокойно и более четко планировать деятельность предприятия, в том числе обновление парка машин с учетом возможностей привлечения кредитных, лизинговых схем, — подчеркнул Игорь Ким.

Так или иначе, но в ближайшие годы красноярцы ждут перемен, которые позволят оптимизировать движение по улицам города, повысят качество пассажирских перевозок, сделают их безопаснее и экологичнее. И дело здесь не столько в проведении Универсиады — это событие просто стало своего рода катализатором для решения давно назревших проблем. Жители одного из крупнейших и красивейших городов Сибири, который скоро отметит свой 390-й день рождения, имеют право на чистый воздух, на доступный транспорт, а если укрупнить масштабы — на лучшее качество городской среды в целом.

просмотры: 1659
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске