просмотры: 203

Торговля: экономике и людям

Текст: Елена Баркова
Анализируя достижения и перспективы экономики Красноярского края, эксперты зачастую уделяют внимание крупным инвестиционным проектам в сферах добычи и переработки металла и углеводородов, энергетики, лесопереработки, транспорта. Однако не менее важен и такой фактор социально-экономического развития, как торговля.

 


По данным министерства экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, торговое направление занимает 3-е место в структуре валового регионального продукта после добывающей и обрабатывающей отраслей. Это составляет около 7% ВРП, конкретизируют в министерстве сельского хозяйства и торговли. В торговых предприятиях работают более 16% от общего количества занятых в экономике края, что подтверждает не только экономическую, но и высокую социальную значимость отрасли.

На сегодняшний день в регионе зарегистрировано 7349 предприятий розничной торговли. По информации Красноярскстата, в 2017 году отмечалось восстановление потребительской активности. Оборот розничной торговли по Красноярскому краю в прошлом году составил 515,8 млрд рублей (в 2016-м — 502,1 млрд руб.). В 2018 году прогнозируется дальнейший рост. Отметим, что уже пятый год подряд, с 2012 года, регион лидирует в Сибирском федеральном округе по розничному обороту.


В Красноярском крае активно развиваются современные сетевые торговые форматы. Доля сетевой торговли в общем объеме товарооборота выросла на 2,5% и составила 24,7% (в 2016 году — 22,3%). В частности, существенно расширяют свое присутствие в регионе международные и федеральные компании. Летом 2017 года на ул. Калинина открылся третий гипермаркет «Леруа Мерлен», на торжественной церемонии открытия которого присутствовал заместитель гендиректора «Леруа Мерлен Россия» Марк Луше — он не исключил возможность появления в Красноярске и 4-го магазина французской сети. Это будет зависеть от успеха третьего магазина. В марте 2018 года состоялся запуск гипермаркета «Ашан-сити», на полках которого можно найти 26 тыс. наименований различных товаров (в их числе 600 от краевых производителей). В декабре 2017 года в Красноярске и Ачинске открылись гипермаркеты «Лента», а в краевой столице заработало несколько магазинов сети «Магнит», открыт гипермаркет под этим брендом и в Минусинске. Региональная группа компаний «Командор» (гипермаркеты «Аллея», супермаркеты «Командор», дискаунтеры «Хороший») нарастила свое присутствие в городах края и уверенно осваивает продуктовую розницу в соседней Иркутской области. Компания «Метро кэш энд Керри» развивает франшизу «Фасоль», в 2018 году открыто несколько таких магазинов — в Красноярске, Сосновоборске и Железногорске.


— Чтобы не допустить необоснованного роста цен и сбалансировать товарные рынки, министерство заключает соглашения о сотрудничестве и совместных действиях с крупными торговыми сетями. В рамках таких договоров представители продуктового ритейла фиксируют цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, причем преимущественно местного производства, — отмечает заместитель председателя правительства — министр сельского хозяйства и торговли Красноярского края Леонид Шорохов. — По социальным ценам реализуется хлеб в дискаунтерах «Батон» (торговая сеть «Красный Яр») и «Хороший» (ТС «Командор»). Практически во всех сетях проводятся ежедневные и еженедельные акции: «Товар дня», «Лучший товар», «Ценопад», «Счастливый час», еженедельные акции по каталогам, действуют социальные скидки и скидки пенсионерам (до 10%) и другие.


Сети разрабатывают и собственные торговые марки, такие как «Наш лидер», «Рост», «Село Маслобоево» — продукты под этими ТМ производят, как правило, местные переработчики. Продукцию краевых производителей (торговые марки «Село родное», «Дымов», «Кулинарный Олимп», «Семенишна», ОАО «Молоко», ОАО «Мясо», ООО «КПК» и др.) ритейлеры обозначают специальными ценниками, создают «фермерские» прилавки. Фактически во всех торговых сетях регулярно проводятся различные дегустации, розыгрыши призов, мастер-классы и праздничные открытия новых магазинов, разработаны бонусные программы, покупателям дарят подарки и бонусы за покупки. Все это делает продукцию, производимую в крае, легко узнаваемой и способствует увеличению объемов ее производства.


С целью стимулирования выпуска и продаж качественной пищевой продукции в 2017 году принят краевой закон «О государственной поддержке продвижения пищевых продуктов в Красноярском крае». Документ предусматривает возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по продвижению и добровольной сертификации продуктов. Выплата по этому закону в 2017 году составила 1 500 000 рублей.


Таким образом, благодаря организации взаимодействия между краевыми производителями и организациями торговой сферы доля продукции местных товаропроизводителей в торговых сетях за последние два года выросла с 18% до 40%.


В качестве причин того, что продукции местных товаропроизводителей сложно попасть на прилавки крупных торговых сетей, зачастую называлось невысокое качество как самой продукции, так и упаковки. Таких проблем нет у производителей столь важного сегмента потребительского рынка, как алкогольная продукция. На территории Красноярского края разно-образная качественная водочная продукция сходит с конвейеров единственного крупного предприятия — ООО «Красноярский Водочный Завод». Пиво же разливает 31 предприятие. За 2017 год произведено водки 1005 тыс. дкл, пива — 2415,5 тыс. дкл (154,6% и 123,3% к аналогичным показателям 2016 года). В целом объем поставок алкоголя в розничную торговую сеть Красноярского края в 2016 году составил более 5 млн дкл., в 2017 году — более 5,3 млн дкл.


— Введенный с 2017 года механизм зачисления акцизов в региональный бюджет, исходя из объема учтенных в ЕГАИС розничных продаж крепкого алкоголя в субъекте, дал положительную динамику поступлений акцизов в бюджет Красноярского края. Так, в 2017 году по результатам продаж крепкой алкогольной продукции дополнительно поступило акцизов в бюджет Красноярского края в размере 610,24 млн рублей. И если оценить доходы, которые получила краевая казна по новому механизму зачисления акцизов в сравнении с ранее действующим (от объема произведенной в крае продукции), то в 2017 году бюджет дополнительно получил 243 млн рублей (на 32% больше), — рассказал министр сельского хозяйства и торговли.


В формате продаж свежей продукции от производителя хорошо зарекомендовали себя ярмарки. В Красноярском крае в 2017 году проведено 5419 ярмарочных мероприятий, что на 8,3% больше запланированных (5000).


— Безусловно, ярмарки, — это удачный и удобный способ придти к покупателю. Однако понятно, что круглогодичное функционирование открытых ярмарочных площадок в непростых климатических условиях нашего региона невозможно. Поэтому идет поиск площадок для организации крытых рынков и торговых комплексов. В планах — упорядочить их структуры, привести внешний вид к единому современному формату (мини-рынков) из легких сборных конструкций, — рассказал Леонид Шорохов. — Решается задача по строительству новых и модернизации действующих розничных рынков. В феврале 2017 года открыт сельскохозяйственный рынок в Бородино, заработал рыночный комплекс в Красноярске («МАВИ», ул. Щорса, 44). Ведется работа по открытию новых рынков в городах края.


В качестве важной меры по укреплению потребительского рынка региона в настоящее время в профильном министерстве разрабатывается программа организации системы оптово-логистических центров и товаропроводящих сетей, ориентированных на реализацию продукции региональных производителей. Воплощение проекта позволит довести до потребителя качественный продовольственный товар, произведенный местными аграриями, по доступным ценам вне зависимости от сезона.


Важный шаг в этом направлении уже сделан: на ХV Красноярском экономическом форуме глава Красноярска Сергей Еремин и генеральный директор АО «Сибагропромстрой» Камо Мурадян подписали соглашение о строительстве «ОРЦ Красноярск». Проект по строительству оптово-распределительного центра реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Его главная задача — сформировать прямую связь между производителями и конечными потребителями сельхозпродукции. Предусмотрено возведение комплекса сооружений для хранения, переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продовольственной продукции объемом около 40 тыс. тонн. Площадь складских и производственных помещений ОРЦ составит более 50 тыс. кв. м. Открытие запланировано на первый квартал 2019 года.


Кроме того, развитию системы оптово-распределительного и логистического обслуживания потребительского рынка Красноярского края способствует также организация торговыми сетями собственных предприятий. Так, крупнейший региональный ритейлер «Командор» летом 2016 года открыл такой центр общей площадью 12 700 кв. м в Ленинском районе Красноярска. В его состав входит высокотехнологичный склад для хранения фруктов и овощей с камерами газации бананов, 3 зоны для размещения охлажденной продукции и камера для продуктов глубокой заморозки.


Данные направления работы (развитие торговой инфраструктуры с использованием различных форматов торговли и максимальное обеспечение потребителей края продукцией местных сельскохозяйственных товаропроизводителей) названы приоритетными в Стратегии-2030 и призваны обеспечить стабильное появление на столах жителей региона качественной и свежей продукции по доступным ценам. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®