просмотры: 120

Топливный резонанс: в поисках решений

Текст: Василий Касаткин
Розничный рынок автомобильного топлива в Красноярском крае по-прежнему неспокоен: постоянно дорожающий бензин, борьба за возможность сбыта между крупными нефтяными компаниями и независимыми операторами АЗС, не исчезающие проблемы с качеством ГСМ — все это беспокоит общество, влияет на экономические перспективы региона.
С учетом растущей автомобилизации населения и очевидной взаимосвязи цены на ГСМ и стоимости товаров общего потребления любая нестабильность в топливной рознице обретает особую актуальность. Все более острым становится обсуждение четко обозначившейся в последнее время тенденции стремительного входа на краевой рынок нефтепродуктов новых игроков из числа вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В рамках понятной логики он сопровождается выдавливанием с прежних позиций местных операторов АЗС. Последние бьют тревогу, некоторые в стремлении сохранить свой бизнес вынуждены вливаться в структуры ВИНК. Эксперты подтверждают нервозность рынка и, обращаясь к опыту других субъектов Федерации, уже испытавших подобные «вихри», пытаются проанализировать ситуацию, составить прогнозы. Многие, оценивая возможные последствия происходящего для краевой экономики, склоняются не к самым оптимистичным сценариям.

С февраля нынешнего года от НКО «Союз владельцев автозаправочных станций» направлено уже два обращения к региональным властям, где указывалось на проблематику, вызванную появлением на краевом рынке ГСМ вертикально интегрированных компаний. Авторы обращений сообщали, что в итоге с рынка были вынуждены уйти некоторые местные операторы, реализовывавшие легальный качественный продукт, поддерживавшие должный уровень сервиса, стремившиеся к развитию бизнеса и добросовестно выплачивавшие налоги. Другим местным сетям АЗС в сложившейся ситуации пришлось влиться в структуры ВИНК. В частности, под новые корпоративные флаги перешли такие сети, как «Фортуна плюс», «Кедр», «Магнат РД».


Произошли подобные перемены по той причине, отметили инициаторы обращений, что ВИНК при повышении своих оптовых цен в продажах нефтепродуктов создали условия, сдерживающие розничные цены на краевом рынке. К примеру, на АЗС Красноярска торговая наценка составила около 8%, тогда как независимым операторам для полноценного ведения бизнеса с выполнением всех технических и социальных норм требуется наценка в диапазоне 15-18%. Если крупные компании за счет перекрестного субсидирования могут позволить себе снижать маржу в розничной торговле топливом на своих АЗС, то у большинства других операторов таких возможностей для маневра нет. В результате независимые сети и владельцы АЗС оказались на грани рентабельности, а некоторые и за этой гранью.


О роли ВИНК в топливной рознице в крае публично высказывался и вице-премьер Красноярского края Юрий Лапшин. Его слова процитированы в упомянутых обращениях. Суть их сводится к тому, что крупные вертикально интегрированные компании, несомненно, влияют на ситуацию на региональном розничном рынке нефтепродуктов, последовательно увеличивая количество своих АЗС.


Как известно, основные поставки топлива в край осуществляются с ачинского и омского нефтеперерабатывающих заводов. Первый с 2007 года принадлежит компании «Роснефть», второй — «Газпрому». Разумеется, этот фактор также играет немаловажную роль в ценообразовании в оптовом и розничном сегментах рынка ГСМ в регионе. Эксперты обращают внимание на последовательную монополизацию рынка. Уход местных независимых операторов АЗС ведет к сокращению конкуренции. К примеру, в Иркутской и Кемеровской областях, в целом ряде регионов европейской части страны состоявшийся передел рынка в пользу ВИНК уже привел к почти полному исчезновению там независимых операторов. То же самое может произойти и в Красноярском крае.


А насколько это верный путь — вопрос, мягко говоря, дискуссионный. Звучащие порой опасения, что относительно небольшие сети АЗС не способны обеспечить оперативность поставок ГСМ на топливный рынок, а также качество самих нефтепродуктов и вспомогательных услуг, развенчивает практика. При адекватных рыночных условиях независимые операторы способны успешно работать и предоставлять все необходимые сервисы. Одним из примеров тому может послужить сеть АЗС компании «Ачинскнефтепродукт», реализующая оптовые и розничные поставки горюче-смазочных материалов по всей территории красноярского региона. Удобные цены, современное оснащение автозаправочных станций, всегда высокое качество ГСМ формируют устойчивый спрос на предлагаемый компанией оптовый и розничный ассортимент. Более того, компания, предоставляющая рабочие места с полным социальным пакетом, достойным и стабильным заработком, воплощает принцип социально ориентированного бизнеса.


По мнению генерального директора ООО «Ачинскнефтепродукт» Дениса Михалева, независимые операторы имеют возможность предлагать в розничной продаже продукцию от разных производителей, и если при этом обеспечивается качество ГСМ, то широкий ассортимент и неузкая ценовая палитра играют на руку потребителю, предоставляют ему возможность большего выбора.


— Сама по себе конкурентная среда способствует развитию отраслевого бизнеса, так как держит его в тонусе, мотивирует к постоянному совершенствованию, в результате чего потребитель только выигрывает, — считает Денис Михалев.


О полезности конкуренции на топливном рынке, считают эксперты, можно судить и на примере крупной региональной сети АЗС предприятия «Красноярскнефтепродукт», большая часть акций которого принадлежит государству. Между тем, именно КНП оказалось недавно в центре громкой истории с нашумевшей инициативой продажи предприятия в частные руки. Была даже определена рыночная стоимость КНП — в пределах 10 млрд рублей. Очевидно, что осуществить столь крупную покупку было бы под силу опять же только крупной компании. Правда, такая перспектива вызвала довольно широкий резонанс. В среде отраслевых специалистов и у отдельных представителей краевого управленческого истеблишмента появились сомнения в экономической целесообразности подобного решения.


Действительно, еще пару лет назад о продаже упомянутого актива никто и не помышлял: работа компании оценивалась в позитивных тонах. В 2015 году была принята программа развития КНП до 2018 года. На краевом рынке топлива компания занимает весомые позиции, обладая широкой сетью АЗС в разных уголках региона и несколькими нефтебазами. Только в Красноярске ей принадлежат более 20 заправочных станций из около 200, имеющихся в черте города. По данным за 2015 год, на заправках КНП заливался каждый пятый литр бензина — компания контролировала около 18% розничного и около 10% мелкооптового рынка ГСМ в крае. Кроме того, организация является одним из ключевых поставщиков топлива для сельчан и северных территорий. Во многом ценовая политика КНП служила регулирующим фактором в ценообразовании на рынке нефтепродуктов.  


В итоге с продажей решено повременить. Сейчас эта тема ушла из повестки дня. В среде представителей Федерации автовладельцев России (ФАР) к такому повороту событий отношение позитивное, ведь попади КНП в руки ВИНК, считают в ФАР, темпы монополизации розничного топливного рынка в крае могли существенно ускориться. Тем более, что здесь прослеживается общероссийская тенденция. Согласно экспертным данным, большая часть работающих в стране нефтеперерабатывающих заводов входит в структуры ВИНК, на которые приходится около 70% перерабатывающих мощностей. Они же являются главными поставщиками ГСМ. Прежде всего это нефтепродукты для собственных розничных сетей. Из 20 тыс. АЗС в стране крупные компании контролируют около половины. Топливный рынок Красноярья — довольно лакомый кусок. Только бензина регион поглощает в объемах более 500 тыс. тонн ежегодно. По данному показателю край обошел многие соседние регионы в Сибирском федеральном округе. 


Между тем стремление крупных компаний к доминированию, сокращающее равную конкурентную среду, вынуждает отдельных владельцев частных АЗС ради сохранения своего бизнеса искать дополнительные возможности снижения собственных издержек — порой за счет качества топлива. В общероссийских масштабах, по данным Росстандарта, в 2016 году некачественными ГСМ торговала каждая восьмая заправка: объем контрафакта в стране оценивается в пределах 10 млн тонн. В Красноярье обстановка тоже не безоблачная. Согласно опубликованным активистами красноярского отделения ФАР отчетам о проверках на заправочных станциях краевого центра и пригородов, на 54 из 200 проверенных АЗС качество топлива вызвало подозрения. В большинстве случаев повторные лабораторные исследования подтверждают обоснованность претензий.


А в итоге страдают жители края: автомобилистам бензиновый суррогат портит машины, прибавляется количество вредных выбросов в атмосферу. Возможен и негативный экономический эффект от тотальной монополизации топливной розницы. Эксперты не без оснований опасаются: в случае если крупные компании окончательно выдавят местные независимые сети АЗС, в дальнейшем цены на топливо могут ускорить свой рост по воле новых хозяев рынка, что в свою очередь только подстегнет инфляцию, удорожание товаров и услуг. Тогда весь регион рискует оказаться в заложниках такой ситуации.


— Когда все независимые операторы вынужденно уйдут с розничного рынка, крупные компании получат возможность устанавливать те цены, которые нужны им для  скорейшего извлечения максимальной прибыли. И это не домыслы, что подтверждается примерами других регионов, уже прошедших по такому пути, — не скрывает опасений президент Союза владельцев АЗС Евгений Решетников.


 В текущем году уже состоялись две встречи представителей топливной отрасли и краевой власти, где обсуждались наиболее острые вопросы. В сложившихся непростых условиях лишь обстоятельный диалог может послужить основой в поиске грамотных решений, способных снизить напряженность на топливном рынке края.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2017
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®