просмотры: 247

Только самолетом можно долететь...

Текст: Александра Маркова Фото: архив АО «КрасАвиа»
Красноярский край является вторым по площади субъектом Российской Федерации, уступая лишь Якутии. Почти треть этого региона занимает загадочная и неповторимая Эвенкия. Даже сегодня добраться до части эвенкийских поселков в связи с их отдаленностью можно только по воздуху.

 


В середине 20-х годов прошлого века в Красноярском крае на самолет смотрели исключительно с практической точки зрения. В теории перевозка шкурок песца по воздуху с северных территорий обходилась значительно дешевле, чем по земле или воде. На практике первый северный полет по маршруту Красноярск — Туруханск — Красноярск с пассажирами и почтой затянулся на 36 дней, вместо предполагаемых пяти. При этом путешественники провели в небе не более 24 часов, остальное время расчищали полосы и ждали погоды. Причиной неудачи посчитали неподготовленность севера к налаживанию авиационного сообщения, освоение маршрутной сети решили отложить до лучших времен.

В 1925 году в Красноярске появился первый самолет «Юнкерс-Ф13», базирующийся в поле вблизи поселка Иннокентьевского. В задачу летчиков входило выполнение коротких агитационных полетов с пассажирами над Красноярском, что пользовалось огромной популярностью у горожан, особенно в выходные дни. Примечательно, что главной целью этой инициативы был сбор средств на строительство воздушного флота Страны Советов. Лозунг «Становитесь акционерами общества «Добролет» — создавайте воздушный флот» был знаком каждому жителю молодой страны, и жители края не стали исключением. Горожане с большим удовольствием покупали билеты, кружили над городом и его окрестностями, считая себя частью общего большого и значимого для развития государства дела.


На смену «Юнкерсу-Ф13» пришел британский аэроплан Sopwith, прибывший в Красноярск в разобранном виде по железной дороге. В задачу «Красноярца», так назвали самолет, входило выполнение все тех же агитационных полетов над краевым центром. Управлял самолетом Роман Батурин, бывший пилот царской армии, совершавший военные вылеты еще в Первую мировую войну.


В 1926 году по распоряжению руководства страны экскурсии над городом прекратились, но красноярцы уже не могли жить без романтики неба, тем более что региону с его просторами требовалась устойчивая транспортная связь с отдаленными северными поселками. Авиация перестала быть развлечением и стала острой необходимостью.


В 1928 году в стране заработала воздушно-почтовая линия Москва — Иркутск протяженностью 4,5 тыс. километров с посадочным пунктом в Красноярске. В «аэропорту» того времени работали всего четыре человека, небольшим был и объем грузоперевозок — за 1930 год летчики перевезли всего четыре тонны почты и 11 пассажиров. Малый пассажиропоток объяснялся длительностью выполнения полета и большой стоимостью билета: самолет из Красноярска в Москву летел около 26 часов с несколькими остановками, цена билета составляла 172 рубля. До Новосибирска можно было долететь за 2 часа, заплатив 53 рубля. Учитывая специфику региона, полярное направление стало даже более востребованным, чем рейсы в Москву: в 1931 году на север края было перевезено почти две сотни человек, 2,5 тонны грузов и 66 килограммов почты.


30-е годы стали по-настоящему прорывными в развитии полярной авиации — рекорды Чкалова, Молокова и других асов сделали летчиков практически своими в Арктике. Красноярцы стали активными участниками высокоширотной воздушной экспедиции «Север». На Ан-12 и Ил-18 совершались первые посадки на льдины и дрейфующие станции. Использовали авиацию  для доставки горючего полярникам.


Первый полет по маршруту Красноярск — Тура состоялся 22 июля 1935 года. Пилотировали самолет летчик Ян Липп и два бортмеханика. Маршрутная сеть быстро разрасталась: Тура, Байкит, Диксон... На авиабазе Красноярска у Абаканской протоки базировались два гидросамолета, на них полярные летчики осваивали бескрайние просторы Крайнего Севера.


Первое авиапредприятие появилось в Эвенкии в 1956 году, в его задачу входило снабжение отдаленных поселков всем самым необходимым для жизни. Основная взлетно-посадочная полоса была сформирована в Туре. В зимний период активно использовались и запасные взлетки, представляющие из себя расчищенные ровные участки ледяной глади реки Тунгуски.


В 60-е годы Красноярский край стал лидером в развитии авиационной отрасли: на территории региона действовал 221 аэродром.


В 1970 году вблизи Красноярска начинает создаваться инфраструктура современного и хорошо оснащенного аэропорта Емельяново.


Открытие в 13 км от Туры аэропорта Горный в 1975 году послужило дополнительным стимулом для развития Туринского авиапредприятия. В те годы состав авиазвена насчитывал 100 человек. Работа летчиков осложнялась не только большими расстояниями и суровыми погодными условиями, но и отсутствием радиосообщения, неточностями в полетных картах и многими другими факторами. С 2002 года у ФГУП «Туринское авиапредприятие» появилось новое громкое название — ГП ЭАО «Эвенкия-АВИА».


После объединения в 2007 году Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского округов в единый субъект, руководством региона было принято решение о создании новой региональной авиакомпании на базе динамично развивающегося и хорошо зарекомендовавшего  себя в трудных климатических условиях авиапредприятия «Эвенкия-АВИА». В июне 2007 года авиакомпания прошла реорганизацию, новое предприятие стало называться ГП КК «КрасАвиа», далее АО «КрасАвиа». Примечательно, что день рождения предприятия остался прежним — 28 января 2002 года, дата создания филиала ФГУП «Туринское авиапредприятие», в 2022 году авиакомпания отметит 20-летний юбилей.


Эвенкия и Таймыр — территории Красноярского края, где воздушный транспорт является чуть ли не единственным круглогодичным средством передвижения и жизнеобеспечения людей. В настоящее время АО «КрасАвиа» выполняет рейсы из 64 аэропортов Крайнего Севера и западной части России: география полетов охватывает территорию от Краснодарского края до Певека на Чукотке.


Авиапарк предприятия состоит из 47 воздушных судов. В их числе самолеты АТР-72, АТР-42, Як-42Д, АН-24-РВ, АН-26-Б100, Л-410 УВП-Э20, а также вертолеты Ми-8Т, Ми-8АМТ, Ми-8МТВ. Программа реновации авиапарка АО «КрасАвиа», рассчитанная на 2021–2027 годы и одобренная главой региона Александром Уссом, предполагает поступление в край необходимого для эффективной работы предприятия количества воздушных судов. В собственность авиакомпании уже передано три самолета Л-410 УВП и два самолета ATR-72, в текущем году в эксплуатацию поступили еще пять самолетов ATR-42.


Пассажиры уже по достоинству оценили возможности франко-итальянской модели ATR-72 — это самый распространенный в мире самолет данного класса, менее шумный, более современный, чем его предшественники, вместимостью 72 человека, идеально рассчитанный для региональных маршрутов протяженностью 1800 км.  Новая техника позволяет внедрять новые услуги для пассажиров, делающих перелет более комфортным — уже работает онлайн-регистрация с выбором мест, заказ дополнительного питания на рейс, в планах дальнейшее расширение перечня... В 2021 году в АО «КрасАвиа» началось обновление вертолетного парка: новая техника будет выполнять полеты в труднодоступные населенные пункты, расположенные в северной территории края.


— Мы живем в одном из самых больших регионов России со множеством труднодоступных мест, куда можно добраться лишь авиацией. Сделав серьезный шаг в развитие авиапарка Красноярской краевой авиакомпании «КрасАвиа» в части самолетов, мы решили обновить и вертолетный состав, которому на данный момент более 30 лет. В ближайшие шесть лет будут приобретены 10 вертолетов российского производства, первые два пополнят авиапарк предприятия уже в этом году, — отметил губернатор Красноярского края Александр Усс.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

Решение задач в комплексе!
В ассоциацию «Дорожники Красноярья», созданную в 2015 году с целью объединения инициатив и профессионального потенциала предприятий дорожно-строительной отрасли Красноярского края, входит восемь сильнейших профильных организаций региона: АО «КрайДЭО», АО «Ачинское ДРСУ», АО «Балахтинское ДРСУ», АО «ДРСУ-10», группа компаний «БРИЗ», АО «Каратузское ДРСУ», АО «Лесосибирск-Автодор», АО «Большемуртинское ДРСУ».