АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 08 (189) 2022 (14.09.2022)

«Тихий пожар» остановят санитарные рубки

Текст: Елена Баева
Эпидемии случаются не только в человеческом сообществе. У деревьев они тоже бывают регулярно, и одна из таких масштабных трагедий бушует прямо сейчас в сибирской тайге. Только протекает этот «тихий пожар», как называют его мудрые китайцы, без шумихи в новостных выпусках ТВ и лентах информационных агентств. Но от этого проблема не становится меньше.

К новостям типа «Пожары охватили территорию во столько-то гектаров» сибиряки давно привыкли. Леса горят каждое лето, с той лишь разницей, что меняются цифры этих самых гектаров. И несмотря на ежегодную повторяемость, масштабы потерь порой способны шокировать даже скептиков. Но, оказывается, урон от распространения вредителей в нашей тайге вполне сопоставим с ущербом от пожаров. Проблему комментирует директор филиала ФБУ «Рослесозащита» — Центр защиты леса Красноярского края» Владимир Солдатов.

Вид под угрозой

Карта Красноярского края словно оспинками помечена разноцветными точками. Одним цветом выделены территории, пожираемые огнем, другим — вредителями. И действительно, эти площади по размеру вполне сопоставимы.

— Можно сказать, что вопрос касается не только нашего края, но и всего Сибирского федерального округа. Страдает пихта сибирская. Ее и человек заготавливает, и короед ест, и огонь пожирает… Боюсь, в недалеком будущем нам придется вести речь об угрозе исчезновения этого вида, — говорит Владимир Солдатов.

Больную пихту с красной хвоей горожане могли видеть на Столбах. Заражаются деревья пришельцем с Дальнего Востока под названием уссурийский полиграф. «Тихий пожар» уже поразил Енисейский и Пировский районы края и постепенно мигрирует на Север, в горные леса, где пихты много. Короед стал головной болью в Томской, Кемеровской областях, на Алтае и в Хакасии. На Дальний Восток жук, скорее всего, проник из Китая, а оттуда по Транссибу мигрировал в Сибирь. Он прекрасно переносит зиму, рано просыпается весной, успевает за теплый сезон отложить личинки, не имеет врагов, зато взрослые жуки активно заражают дерево патогенными грибами.

— Единственный способ борьбы с этим злом — вырубка свежезаселенных деревьев. По заявке научного отдела заповедника «Столбы» мы наблюдали за скоростью распространения полиграфа. Хватило трех лет, чтобы вся пихта на отдельно выделенном участке погибла, — продолжает Владимир Солдатов.

Другой вредитель прописался в сибирских лесах давно. Вспышки массового поражения сибирским шелкопрядом случаются примерно каждые десять лет. Одна из них наблюдалась в 1995 году. Кроме Красноярского края, она затронула тогда Тюменскую, Томскую, Иркутскую область, Бурятию. Та же ситуация повторилась в 2015 году.

Таежные домны

Вслед за вредителями непременно следует огонь. Поврежденные насекомыми деревья становятся легкой добычей для грибных болезней. Особенно опасными являются дереворазрушающие грибы, заражение которыми приводит к деструкции древесины и, как следствие, к усыханию дерева в целом. Такие деревья образуют готовые костровища. И вопрос «загорится — не загорится» не стоит, весь вопрос в том, когда именно случится пожар.

— А горит каждый год. Я сам наблюдал такой пожар после шелкопряда сибирского. Потушить его невозможно ни с земли, ни с воздуха. Температура внутри сравнима с доменной печью: под 600 градусов по Цельсию. Прогорают даже семена в земле и свежие зеленые листья, — объясняет Владимир Владимирович.

Так что же делать? Рубить, но своевременно, говорят специалисты. Например, сибирский шелкопряд съедает только хвою, оставляя нормальный, годный к переработке ствол. Из такого дерева можно сделать множество полезных и качественных вещей, построить дом, например. А можно оставить его на съедение короедам и усачам, которые превратят его древесину в дрова, а потом примутся заселять соседние здоровые деревья.

Санитарная рубка дает тройную выгоду: уничтожаются вредители, существенно снижается пожароопасность лесов, экономика получает прибавочную стоимость от переработки древесины. Но есть проблема. Примерно 30 % леса в пораженном нынче районе составляет кедр, вырубка которого запрещена федеральным законодательством. А ведь высохший от болезни кедр горит не хуже елки или березы.

Кедр под защитой

Россия — огромная по площади страна, владеющая почти четвертью мировых запасов леса. С точки зрения экономики это десятки миллиардов кубометров древесины. Понятно, что лесное лобби в такой стране имеет внушительные профессиональные компетенции и вес. Но даже специалистам не удается пробить юридический барьер, запрещающий вырубать больные кедры, которые становятся причиной пожаров. Больные ли, здоровые ли, — каждое дерево под защитой закона.

— Законодатель опасается, что, если разрешить санитарную рубку кедра, недобросовестные лесопользователи получат лазейку для бесконтрольной заготовки этого дерева. Но разве можно в законотворчестве ориентироваться исключительно на мошенников? — комментирует эксперт.

С сибирским шелкопрядом за много лет совместного сосуществования все протоколы отработаны, есть эффективные отечественные биологические и химические препараты. И все площади сегодня можно защитить, требуется только достаточное финансирование. Со стволовыми насекомыми типа полиграфа уссурийского гораздо сложнее: он живет под корой и опыление с воздуха в борьбе с ним мера неэффективная. Можно обработать каждое дерево путем инъекции, но в таежных масштабах это просто невозможно. Так что метод один — санитарная рубка. Либо ждать, когда пихта сибирская выработает иммунитет против полиграфа, как это получилось у дальневосточной пихты белокорой. Лет через пятьдесят или сто, быть может, что-то и получится.

А если представить апокалиптический сценарий: не будет пихты сибирской. Вся она погибнет от короеда, вырубок и пожаров. Что будет с нашей тайгой?

— Мы потеряем одну из важных пород таежной зоны России. Это в первую очередь экологическая проблема. Ведь в темнохвойной тайге пихта может составлять 60-100 % древостоя, а в лесу как в единой живой системе все взаимосвязано. С утратой вида всегда нарушаются пищевые цепочки, теряется местообитание для других видов животных, птиц, насекомых, грибов, микроорганизмов, пострадают водный и углеродный балансы и т. д. Вы знаете, например, что сохатые, чтобы справиться с гнусом, заходят на отстой в пихтовники, которые выделяют самые активные фитонциды, своеобразный природный репеллент. А кроме того, лес — это красиво. У нас до сих пор методика учета полезности леса пренебрегает этим параметром. А почему? Ведь на бытовом уровне он отлично работает, и квартира с видом на парк стоит намного дороже, чем такая же с видом во двор или на шумную дорогу. Но будем надеяться, что пихта сибирская научится противостоять вредителям и рано или поздно возродится, ведь лес является развивающейся системой.

просмотры: 378
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске