АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME

Территория повышенной аварийности

Текст: Александр Белов Фото: архив ИД «Реноме»
Территория возле ТРЦ «Планета» — едва ли не самое популярное у горожан и гостей Красноярска общественное пространство, и в тоже время одно из самых аварийных. Чем вызвано повышенное количество ДТП, и как сделать эту территорию безопасной и комфортной для транспортных потоков? Разбираемся с экспертом.
Итак, из центра Красноярска следуем по ул. 9 Мая к ТРЦ «Планета». Впереди с правой стороны — первый съезд на территорию комплекса, заезжаем… Первое, что видим, — это дорожный знак 6.4 «Парковка» и еще несколько информационных табличек, не относящихся к ПДД (фото 1). Отметим, что на данный проезд сквозного следования можно попасть с ул. 9 Мая с помощью еще нескольких заездов, в частности, с правоповоротного шлюза, ведущего на ул. Авиаторов, где водитель не увидит знака 6.4 «Парковка» и, ориентируясь на другую дорожно-знаковую информацию, будет считать, что движется по дороге, с обеих сторон которой находятся парковочные карманы (фото 2). Следуем далее, внимательно изучаем дорожную разметку и знаки. По правой и левой сторонам, исходя из горизонтальной разметки, видим парковочные зоны. Причем если по левой стороне это одиночные, расположенные по всей протяженности дороги парковочные карманы, предназначенные для перпендикулярной парковки автомобилей, то с правой — емкая, в два ряда, парковочная территория с довольно широкими внутренними проездами. Считаем — таких проездов семь (фото 3).

Вернемся к дороге, по которой следуем. Что это — полноценная дорога, расположенная на территории ТРЦ, или еще один тупиковый парковочный проезд? Мнение о том, что мы движемся по дороге, подтверждается дорожно-знаковой информацией: горизонтальная дорожная разметка 1.4 «Сплошная желтая полоса», нанесенная на протяжении всего следования по правому и частично по левому краям проезжей части; знаки 5.15.7 «Направление движения по полосам», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» в сочетании с горизонтальной разметкой 1.14.1 «Зебра». Дорожные знаки при выезде на ул. Авиаторов: 2.4 «Уступи дорогу», 4.1.2 «Движение направо», а также наличие по правому краю бордюрных сооружений и конструктивных элементов проезжей части, предназначенных для безопасной остановки пешехода в процессе перехода дороги (фото 4). И самое главное: дорога имеет сквозное направление с выездом на ул. Авиаторов, что очень удобно для водителей, так как данная городская артерия позволяет достаточно быстро попасть на ул. Авиаторов, а далее продолжить путь в любом направлении: выехать на развязку, ведущую в п. Солонцы и аэропорт, проехать в микрорайоны Северный, Взлетка, Зеленая роща и даже на правый берег (фото 5). Это преимущество охотно используют водители в часы пиковой загруженности ул. 9 Мая.

Исходя из фактов, делаем вывод: по территории ТРЦ «Планета» проходит дорога, функционал которой заключается не только в аккумулировании транспорта, точкой назначения которого является торговый центр, но и транзитных потоков с выходом на ул. Авиаторов, далее расходящихся в разных городских направлениях. На первый взгляд, движение на этом участке организованно удобно. Но почему едва ли не каждый день здесь происходят ДТП с последствиями разной степени тяжести?

Суть дорожного конфликта в следующем: у зоны парковочных карманов, расположенных по правой стороне от транзитного проезда имеются выезды, и каждое пересечение с ними создает потенциальную опасность возникновения аварии, поскольку участники движения по-разному оценивают дорожную ситуацию (фото 6, 7). Выезжающие с парковки водители апеллируют к тому, что для транспортных средств, двигающихся по проезду, они являются помехой справа и, следовательно, имеют приоритетное право на выезд. Другие в свою очередь настаивают на том, что дорога, по которой они двигаются, имеет приоритет, так как является транзитной по отношению к тупиковому выезду с парковки. Особо отметим, что в ГИБДД при разборе подобных ДТП действует двойной стандарт: чаще — правило «правой руки», реже — «наличие противоречий не позволяет определить виновность водителей». Кто же прав в этой ситуации? За разъяснением мы обратились к экспертам.

— Ситуация действительно неоднозначная, — отмечает Вадим Серватинский, заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений Сибирского федерального университета, кандидат технических наук, доцент, член городской комиссии по организации дорожного движения г. Красноярска. — Двоякость мнений в данном случае — и результат неграмотности водителей, и следствие недоработки специалистов, принимающих участие в организации движения на этом участке городской улично-дорожной сети. Здесь мы имеем пересечение проездов: продольного, идущего параллельно парковочной площади и ул. 9 Мая, и поперечных, по которым осуществляется выезд с парковки (фото 7). С одной стороны, каждое такое пересечение можно рассматривать как узел равнозначных дорог, на которых принцип проезда никак не регламентирован, поскольку отсутствует какая-либо знаковая информация, указывающая на приоритетность движения по тому или иному направлению. С другой стороны, как сказано в правилах дорожного движения, в любой ситуации водитель должен четко понимать, какую дорогу считать главной, а какую — второстепенной. И если мы внимательно изучим данный участок с точки зрения приоритетности направлений, то увидим, что по ряду формальных признаков такое разграничение установить можно.

Согласно ПДД термин «главная дорога» применяется к дороге, обозначаемой знаками 2.1, 2.3.1–2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т. п.) по отношению к грунтовой, либо любой дороге по отношению к выездам с прилегающих территорий. Поскольку в рассматриваемом случае знаками приоритетность не установлена, а покрытие везде одинаковое — асфальтовое, то нас интересует формулировка «любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий». Прилегающей считается территория, непосредственно примыкающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств. Именно это мы видим в рассматриваемой ситуации: прилегающая территория, то есть непосредственно парковочная площадка, для сквозного движения автомобилей не предназначена. Заехав на нее, водитель должен припарковаться в удобном для него месте в соответствии с нанесенной разметкой, которой обозначены парковочные места, а после выехать с парковочной зоны на тот самый сквозной проезд, продолжив свой путь в нужном направлении (фото 8).

Подтверждением того, что проезд вдоль парковочной площадки является транзитным, можно считать и тот факт, что он не только выполняет функцию дороги-дублера по отношению к параллельной ему улице 9 Мая (хотя дорога-дублер на этом участке вроде бы уже присутствует, но роли своей в полной мере не выполняет, так как имеет заезд и через небольшой отрезок выезд на ул. 9 Мая), но и выводит транспортный поток на ул. Авиаторов и далее (фото 9–11). Считать этот проезд дорогой можно, опираясь и на наличие знаковой информации — знаков 5.19.1, 5.19.2 в сочетании с разметкой 1.14.1 и 1.14.2, которыми обозначены места пешеходных переходов — таковых на этом участке три. По правилам дорожного движения пешеходным переходом считается участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу (фото 3).

Еще один немаловажный момент: от парковочной территории проезд на некоторых участках отделен бордюром, который, как известно, предназначается как раз для того, чтобы обозначить границу между проезжей частью дороги и тротуаром, газоном или любой другой зоной (фото 10). Кроме того, на протяжении всего проезда нанесена дорожная разметка 1.4 — сплошная желтая линия, запрещающая как остановку, так и стоянку транспортных средств (вернемся к фото 7). Таким образом, на протяжении всего проезда транспортные средства должны двигаться по нему без остановки. Исключение составляет остановка перед регламентированным пешеходным переходом, а также вынужденная остановка, причиной которой могут стать внезапно выбежавший на дорогу пешеход, неисправное транспортное средство и т. п. Но никак не автомобиль, выезжающий с парковочной площадки.

Исходя из всего сказанного, следует вывод: данное пересечение можно условно считать перекрестком неравнозначных дорог. А значит, при его проезде водители должны руководствоваться пунктом 13.9 правил дорожного движения: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения». И так называемое правило правой руки, на которое ссылаются отдельные водители и даже инспекторы ГИБДД, в данном случае не применимо, поскольку уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, рекомендовано на перекрестке равнозначных дорог. Также здесь уместно вспомнить пункт ПДД 13.13: «Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге».

Осложняют ситуацию и некорректно установленные знаки, обозначающие въезд на парковочную зону. Так, водители, двигающиеся со стороны ул. Авиаторов, попросту не в курсе, что при въезде они попадают в зону парковки, поскольку соответствующий знак там отсутствует (фото 2).  При въезде же со стороны ул. 78-й Добровольческой бригады знак имеется — 6.4 «Парковка (парковочное место)». Им обозначается площадка, территория или околотротуарное пространство, которые могут быть использованы водителями транспортных средств для осуществления стоянки. Сам знак вопросов не вызывает, однако согласно ГОСТ применение его возможно только с табличками дополнительной информации, которые в рассматриваемом случае отсутствуют (фото 1). Также стоит отметить, что в проекте организации движения по парковке возле ТРЦ «Планета» указан другой знак — «Зона парковки», а он в свою очередь подразумевает, что на данной территории помимо собственно парковочной площадки имеются другие зоны: пешеходные дорожки, автомобильные проезды, в том числе и с транзитным функционалом, площадки для разгрузки товара и т. п.

Отмечу и то, что причиной двоякости суждений о том, кто прав и кто виноват в рассматриваемом нами случае, может служить устаревший стереотип. Ранее данный проезд действительно не имел сквозного следования и заканчивался тупиком — газоном, а далее строительной площадкой, что подтверждается фотографиями и схемой организации парковки раннего периода, которая почему-то по сию пору используется при разборе ДТП в ГИБДД (фото 12, 13).

В комплексе все это свидетельствует о том, что пространство возле торгового центра организовано нерационально и создает сложности для посетителей, приезжающих на личных автомобилях. Казалось бы, в интересах владельцев этого объекта привести данную территорию в соответствие с нормами и правилами, а также элементарными представлениями об удобстве покупателей. Ведь паркинг является обязательным элементом инфраструктуры торгово-развлекательного центра, а отсутствие удобной парковки лишает его примерно 30% от величины текущего транзитного потока. Однако владельцы ТРЦ «Планета» принимать меры не торопятся. Востребованность парковочной зоны со стороны ул. 9 Мая значительно повысилась после ввода в эксплуатацию второго этапа второй очереди торгового центра, это потребовало и изменения организации дорожного движения на данном участке. С требованием привести площадку в соответствие с ГОСТами к владельцам объекта в текущем году обратились представители городской общественности. В ответе компании, опубликованном координатором регионального отделения Федерации автовладельцев России Егором Фроловым, говорится, что обновление схемы дорожного движения на прилегающей к ТРЦ «Планета» территории планируется в следующем году. «Данные виды работ будут заложены в бюджет АО «РосЕвроДевелопмент-Красноярск» на 2017 год», — уточнили в компании. Какие именно изменения планируется внести в схему, пока неизвестно.

— Вариантов существует множество. В первую очередь необходимо понимать, что поставить знак — не значит решить проблему. Идеализировать водителей не стоит, очень немногие из них соблюдают предписания знаковой информации и разметки. Гарантированно избежать нарушения можно в том случае, когда для водителя существует непреодолимое препятствие, — подчеркивает Вадим Серватинский. — Например, он запросто может заехать под знак 3.1 «Въезд запрещен» (в народе «кирпич»), что, кстати, сейчас можно наблюдать на исследуемом нами участке. Владельцы ТРЦ «Планета» открыли въезд на свою территорию со стороны ул. 78-й Добровольческой бригады и сразу же установили запрещающий знак 3.1, что не останавливает водителей, желающих быстро по имеющемуся на территории комплекса сквозному проезду попасть на ул. Авиаторов и далее. И логика водителей, нарушающих ПДД, объяснима: экономия времени и нервов. При этом все без исключения водители остановятся перед бордюром, турникетом или другим элементом, обозначающим границу полосы движения.

Что же касается движения транспортных потоков на территории ТРЦ в целом, пока здесь нет должной организации, и прежде всего — из-за отсутствия внятной знаковой информации. Нужно понимать логику людей: какой большой ни была бы территория, каждый стремится поставить автомобиль как можно ближе к входу. В результате водители, создавая помехи друг другу, нарезают круги в поисках удобного места или ставят машины с нарушением дорожно-знаковой информации.

Что можно сделать, чтобы оптимизировать движение? Во-первых, установить на въезде информационные экраны, на которых будет демонстрироваться текущее количество свободных парковочных мест. Это даст водителям картину загруженности парковки и понимание, стоит ли искать место поближе к входу или проще поставить машину согласно информации на мониторе. Во-вторых, можно использовать вариант кругового движения по территории ТРЦ, кстати, согласно нанесенной горизонтальной дорожной разметке присутствующей на исследуемом участке. Предпосылки к такой организации движения здесь имеются, но не используются. Однако это отличное решение, так как парковочные карманы расположатся внутри круга, и каждый участник движения будет понимать степень приоритетности своего положения. В третьих, выезды из парковочных карманов необходимо оборудовать дорожным знаком 2.4 «Уступи дорогу» в сочетании с горизонтальной разметкой 1.13. Уверены, эти не слишком затратные по временным и финансовым ресурсам меры позволят внести ясность в понимание дорожной ситуации, а значит, практически полностью снять аварийность на этом участке.

К сказанному добавим, что согласно данным, представленным на сайте ТРЦ «Планета», посещаемость объекта в будние дни составляет более 40 тыс. человек, а в выходные и праздники — более 65 тыс. Таким образом, ежемесячно через торговый центр проходит более 1,5 млн жителей и гостей Красноярска. И по меньшей мере треть из них приезжает на личном транспорте. Кроме того, по дороге, расположенной на территории ТРЦ, ежедневно, особенно в пиковые часы, проходит значительный транзитный транспортный поток, целью которого является выезд на ул. Авиаторов и далее. Как обеспечить безопасность водителей и их пассажиров на этом и других проблемных участках Красноярска? Что в первую очередь сделать?
Давайте решать вместе… 

просмотры: 2550
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске