просмотры: 314

Теплоэнергетика: новые ориентиры

Текст: Александр Белов
В декабре депутаты Госдумы планируют рассмотреть законопроект, который определит принципы целевой модели рынка теплоэнергии в России. Затем новую модель апробируют в регионах-пилотах, в число которых вошел и Красноярский край.
Законопроект, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации в мае этого года, призван мотивировать участников рынка к инвестициям в повышение эффективности систем теплоснабжения. Задачей целевой модели также является создание условий для возникновения сбалансированных отношений между участниками процесса, а как итог ожидается повышение надежности и качества функционирования всей системы. Сегодня, когда износ оборудования в этой отрасли достигает в среднем 70%, эти меры более чем актуальны. Большая часть котельных в стране работает с низким КПД на фоне высоких тепловых потерь из-за устаревшей конструкции теплопроводов. Хуже всего дело обстоит с тепловыми сетями, их в России примерно 200 тыс. км, причем более половины уже исчерпали свой амортизационный срок. При таких показателях, чтобы снизить риск аварийности, нужно ежегодно обновлять как минимум 10-12% труб, на деле их замена составляет всего 1% по России. Вопрос, как обычно, в отсутствии необходимых для этого средств.

Новый порядок в сфере теплоэнергетики предполагает изменение системы тарифов с переходом от государственного регулирования к установке единственного ограничения — предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя.


— Несправедливую, по мнению многих, базу тарифа заменят тарифным меню. При этом в Госдуме есть четкое понимание, что в конечном итоге мы не должны все бремя тарифа перекладывать на население. Однако изменения в системе ценообразования будут иметь последствия для всех участников процесса, — подчеркнул, выступая на VII Сибирском энергетическом форуме, депутат Госдумы от Красноярского края Петр Пимашков.


Законопроектом предлагаются также изменения в системе хозяйственных отношений в сфере теплоснабжения, и в первую очередь это касается роли единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Предполагается, что ЕТО будет не просто единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии (мощности) в зоне своей деятельности. Она становится единым центром ответственности за обеспечение параметров качества теплоснабжения и допустимых перерывов перед каждым потребителем в соответствии с федеральными требованиями.


Предусматривается, что целевая модель будет внедряться поэтапно не на всей территории 19 пилотных регионов, а в отдельных поселениях и городских округах, отнесенных к разным ценовым зонам теплоснабжения. И Красноярский край при этом станет одним из пилотов.


 


Вокруг схемы


Красноярск настороженно встретил новшества, связанные с выделением единой теплоснабжающей организации и с неизбежно следующей за этим монополизацией рынка. Неслучайно уже на первом этапе дискуссий вокруг схемы теплоснабжения Красноярска, которая будет действовать до 2033 года, этой темой пристально заинтересовались в региональном антимонопольном органе. Однако суд иск антимонопольщиков не поддержал. В целом проект вызвал много вопросов на городском и краевом уровнях, и в результате был дважды отклонен Министерством энергетики РФ и направлен на доработку. Эту функцию взял на себя «Краевой инжиниринговый центр», дочернее предприятие АО «КрасЭКО» (ранее ООО «КРЭК»). В настоящее время схема доработана и снова рассматривается в Минэнерго.


— Один из заявленных приоритетов этого документа — минимизация для потребителей затрат на теплоснабжение из расчета на единицу тепловой энергии. Кроме того, важнейшее направление — расчет перспективных подключений с учетом прогнозируемого в городе строительства жилья и ввода объектов иного назначения, — отметил глава департамента городского хозяйства Красноярска Игорь Титенков на круглом столе «Развитие теплоэнергетики Сибири», входившем в программу энергетического форума.


Представитель инжинирингового центра в ходе того же круглого стола пояснил, что интересы энергетиков разработчикам известны, но при доработке документа они ориентировались в первую очередь на жителей. В итоге на рынке должен остаться тот, у кого тепло дешевле и эффективнее.


— Мы применяли эффективную методологию расчета релевантных затрат, которая позволила оценить тарифы для конечного потребителя, учитывая все альтернативы подключения районов города, — отметил Владимир Перкот, врио исполнительного директора ООО «Краевой инжиниринговый центр». — Данная методика расчета была одобрена экспертным составом, представителями РЭК и комиссией по ТЭК Красноярского края. Этот опыт можно назвать уникальным в федеральном масштабе.


Один из главных вопросов, который должен был решиться в результате доработки, — как в дальнейшем задействовать крупные теплоисточники, прежде всего ТЭЦ-3 и ТЭЦ-2, мощностей которых явно не достаточно, чтобы в будущем обеспечить все новостройки. То же касается и котельных ООО «РТК» и ООО «КраМЗЭнерго». В результате были проведены гидравлические расчеты магистральных тепловых сетей от каждого источника до перспективных районов. На основании этих данных смоделированы необходимые мероприятия по строительству и реконструкции объектов теплогенерации и уточнены диаметры магистральных тепловых сетей.


Заново отработаны варианты оптимального подключения перспективных микрорайонов Солонцы-2 и Бугач. До этого, в июле 2016 года, депутаты Горсовета Красноярска высказали недовольство представленной в тот момент версией проекта. Непонимание вызвала необходимость строить теплотрассу от котельной РТК в Солнечном до районов перспективной застройки Бугач, Солонцы и Солонцы-2. При этом жилые массивы Солонцы и Солонцы-2 предполагалось сначала подключить к имеющейся тепломагистрали, а затем переключить к построенному трубопроводу РТК. В микрорайоне Бугач уже имеется котельная КрасТЭК, которую предполагается закрыть. Такие предложения вызвали обоснованную критику со стороны депутатского корпуса. В итоге доработки затраты удалось сократить, но принципиально решение осталось тем же.


В целом надо отметить, что специалистам «КИЦ» удалось снизить общую сумму капитальных затрат групп проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников, тепловых сетей и сооружений на них. В результате анализа и доработки общая сумма инвестиций, которые потребуются для реализации схемы теплоснабжения краевого центра, уменьшилась на 7,8 млрд рублей по сравнению с прежним сценарием. В новой редакции схемы предусмотрено замещение неэффективных котельных, а также отключение малых электрокотельных, принадлежащих ООО «СГК». По оценкам экспертов, это позволит уменьшить тариф для потребителей в три раза. С учетом очередности реализации схемы теплоснабжения тариф за подключение перспективных потребителей от теплоисточников не должен превышать 10 млн рублей в текущих ценах. Однако конфликт интересов даже в доработанной схеме налицо: теплоснабжение Красноярска будет осуществляться от городских ТЭЦ и основных крупных котельных, тогда как малые объекты городской теплоэнергетики до 2030 года будут вынуждены уйти со сцены.


 


Тепло для региона


В территориях края на сегодняшний день также преобладают неэффективно работающие котельные. Практически две трети из них требуют капитального ремонта или замены оборудования. А по сути, в большинстве случаев ремонтировать эти старые отопительные сооружения нерационально: многие из них эксплуатируются более 50 лет и морально устарели. То же относится и к теплопроводным инженерным коммуникациям. По данным Красноярскстата, всего в регионе протяженность теплосетей составляет 4,5 тыс. км. Высокий износ производственных мощностей дает эффект замкнутого круга. С одной стороны, это значительные (в нашем регионе — от 20% и выше) потери тепла. Получается, что выработанная энергия уходит фактически в никуда, не доходя до потребителя. С другой стороны, необходимость поддерживать оборудование в рабочем состоянии требует все больших расходов, а прибыли снижаются. Проблемным фактором становятся неплательщики и долги за поставленные ресурсы. Низкая платежная дисциплина наряду с особенностями тарифного регулирования отрасли приводят к отрицательной рентабельности теплового бизнеса практически у всех энергокомпаний сектора. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на качество и надежность теплоснабжения потребителей. И конечно, одна из неизбежных проблем — рост стоимости сырья.


Новый законопроект, который определит целевую модель рынка теплоэнергетики, диктует курс на перевооружение ее объектов. Приоритетом в этой сфере должны стать новые технологии. Надо заметить, что при всей привлекательности проекта газификации региона угольная генерация остается для края первостепенным источником теплоресурсов. Но она должна перейти на новую ступень эффективности, а сделать это можно только на основе принципиально новых подходов к решению задачи. Что сегодня предлагают нам ученые?


Одна из стратегий — внедрение инновационных видов топлива. В СФУ нашли такое решение на основе облагораживания высокозольных бурых углей. Речь идет о термообработке, позволяющей поднять энергоэффективность этого углеводорода более чем в два раза. Проект поддержан ФАНО, опытная установка в настоящее время действует в Итате. Комплекс, который осуществляет инновационную газификацию бурых углей, разработчики предлагают устанавливать прямо на месторождениях и транспортировать уже готовый продукт, что позволит существенно снизить расходы. К слову, на такое топливо можно перевести и мазутные котельные, что особенно актуально для северных территорий края. Намного рациональнее разместить на угольных месторождениях установку по переработке бурых углей, чем ежегодно везти на Север тысячи тонн горючего. Многие годы каменный уголь добывался в районе Хатанги. Он был не самого высокого качества, но позволял обеспечивать топливом близлежащие поселки. Сейчас уголь для 10 населенных пунктов в Хатанге везут из Норильского промышленного района: по Енисею, через Карское море, пролив Вилькицкого, море Лаптевых и далее. Освоение угольного месторождения «Каяк-2», которое расположено недалеко от Хатанги, с применением современных методов газификации угля могло бы стать эффективным решением проблемы.


Другая стратегия, применение которой с учетом специфики нашего края экономически вполне обосновано, связана с заменой устаревших котельных на модульные. Агрегаты подобного типа обладают полной заводской готовностью, они могут быть введены в эксплуатацию в кратчайшие сроки и эффективно применяться для выработки тепла, подачи горячей воды, получения пара.


Так или иначе, Красноярский край уже в предстоящем 2017 году будет поставлен перед жесткой необходимостью модернизации сферы теплоэнергетики. Положение в отрасли достигло критической отметки и требует конкретных шагов. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2017
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®