АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 09 (125) 2016 (11.10.2016)

Талант быть предпринимателем

Текст: Мария Кузнецова Фото: архив ИД «Реноме»
На территории Красноярского края действует более 120 тысяч субъектов предпринимательства. Какие алгоритмы взаимодействия власти и бизнеса в регионе наиболее эффективны?
В октябре в Красноярске состоится очередной Форум предпринимательства Сибири, основная тема которого — инвестиционный климат. В преддверии этого события об опыте успешной реализации бизнес-инициатив в регионе и об основных направлениях работы Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края рассказывает Михаил Васильев, советник губернатора, председатель СППКК.

— Посетивший край Борис Титов оценил поддержку бизнеса в регионе как малоэффективную, а что думаете об этом вы, Михаил Геннадьевич?

— У бизнес-омбудсмена своя миссия, и он ее исполняет: отстаивает интересы предпринимателей. При всем том очевидно, что здесь сложно критиковать и говорить, что мы справляемся с этой задачей хуже других субъектов РФ. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, который регулярно публикует Агентство стратегических инициатив, край демонстрирует положительную динамику. Все обязательные мероприятия поддержки предпринимательства выполняются в границах соответствующих госпрограмм. При этом необходимо понимать, что у нас есть своя специфика, в силу которой ни в какие времена основной ставки на инициативы в малом и среднем секторе бизнеса никто не делал. Ведь очевидно, что инвестиционная привлекательность и эффективность освоения природных ресурсов в нашем крае кратно выше, чем любые вложения в развитие малых форм предпринимательства. Что касается моих взглядов по этому поводу, то я бы оценивал не роль государственной поддержки, а уровень развития самого предпринимательства в регионе. Моя выстраданная и продиктованная многолетним практическим опытом работы в этой сфере позиция заключается в том, что невозможно помочь каждому предпринимателю. Да это и не нужно, потому что плох тот бизнес, который не может развиваться без сторонней поддержки.

— Значит, конкурентоспособный бизнес проживет и без господдержки, а все остальное — по закону естественного отбора?

— Не совсем так. Просто я не стал бы анализировать состояние предпринимательства в регионе только по объемам и результативности господдержки. Это примерно то же, что по качеству услуг скорой медицинской помощи оценивать здоровье всего населения. Судите сами: в Красноярском крае 120 тысяч субъектов предпринимательства, и за 10 лет действия профильных госпрограмм по бизнесу от силы десятая часть из них получила помощь. И вряд ли в каком-то другом регионе на такую поддержку может рассчитывать каждый пятый или тем более каждый третий предприниматель. Мне кажется, государство, мотивируя дотациями или грантами бизнес-инициативы, должно, скорее, указывать перспективное направление. Например, предпринимательство в социальной сфере. Правительство принимает решение, что часть функций, связанных с обеспечением социальных запросов населения, достаточно успешно могут исполнять наряду с государственными и коммерческие организации. Но уже за определенную плату. В связи с этим формируется пакет преференций для социально ориентированного бизнеса, и это становится стимулом для всплеска предпринимательской активности.

— А если говорить об эффективности государственных программ по предпринимательству в крае на примере конкретных проектов?

— Для начала приведу факт, который чаще всего остается за кадром, когда мы говорим о стимулах для развития малого и среднего бизнеса. В настоящее время Красноярский край является лидером среди регионов России по поддержке сельского хозяйства. Разве это не говорит о результативности господдержки предпринимательства? Ведь сегодня 95% продукции сельского хозяйства в регионе производят предприятия малых и средних форм бизнеса. 6 млрд рублей, которые в крае идут на поддержку аграрного сектора, — немалый вклад не только в подъем отрасли, но и в предпринимательство. Скажем, в числе получателей государственных субсидий — ООО «Молоко». Благодаря госпрограмме на предприятии было проведено техническое перевооружение. Сегодня на базе компании создается аграрный кластер. Это образец результативной модели кооперационных связей, когда конкуренты объединяются в интересах продвижения общей торговой марки. Мне кажется, проведенная работа говорит о довольно эффективных подходах, которые вполне можно реализовывать на территории края.

— Аграрный сектор — это все-таки тема для отдельного разговора, а что можно сказать об успешных стартапах социальной направленности?

— С 2009 года у нас развивается сеть частных клиник под общим брендом «Центр современной кардиологии». Поскольку это важное для краевого здравоохранения направление, за период с 2011-го по 2014 год инициаторы проекта получили ряд государственных субсидий. Эффект очевиден: на сегодняшний день под эгидой центра действует пять клиник в Красноярске и одна в Лесосибирске. Благодаря господдержке приобретен оборудованный должным образом кардиомобиль — полноценный передвижной медицинский пункт, позволяющий оперативно оказывать медицинскую помощь населению края. А, следовательно, результативность помощи данному проекту прежде всего проявилась в улучшении качества медицинских услуг в регионе. Осенью этого года Центр современной кардиологии планирует запуск совместного проекта с финской медицинской инвестиционной группой. Речь идет о создании трех теперь уже не специализированных, а многопрофильных клиник на территории края, где будут представлены и хирургия, и диспансерное отделение, и передовое оборудование. Будет создано более сотни высокоэффективных рабочих мест, и, конечно, это те самые привлеченные зарубежные инвестиции, о которых мы так много говорим. Надо сказать, финские инвесторы искали партнеров по всей России, но остановились в итоге на сотрудничестве с нашим предпринимателем.

— Сейчас много говорится о необходимости развития наукоемких производств, насколько перспективны подобные проекты?

— В крае есть представители предпринимательского сообщества, которые построили свой бизнес, вложив средства в свои технологические разработки. Чтобы не быть голословным, приведу в пример ГК «ТехПолимер». Это технологическая платформа, в которой завязано более десятка компаний. Причем коммерциализация научных разработок в данном случае создается не искусственным образом за счет вливаний, не в кабинетах, а в кооперационных связях между предприятиями — участниками проекта. Не удивительно, что совокупная выручка этих компаний уже превышает миллиарды рублей, и занято там более 700 человек — существенные показатели роста и результат эффективной бизнес-стратегии. В нашем регионе многие наукоемкие предприятия были рождены от использования старопромышленных ресурсов. С платформы одного только завода «Красмаш» стартовали несколько компаний, которые относятся к малому и среднему бизнесу и являются образцами генерации инновационных решений. Считаю, что для края это перспективный путь, но только при наличии понятных и реалистичных условий коммерциализации.

— Какие задачи ставит перед собой и решает Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края?

— Это организация, которая призвана лоббировать интересы предпринимательства в отношениях с государственными структурами. Мы оказываем влияние на изменение предпринимательского климата. Не могу сказать, что малый и средний бизнес без нас не выживет. Но формулировки многих нормативных актов, принимавшихся на уровне региона и РФ, оттачивались в дискуссиях между представителями СППКК и власти всех уровней. Обратная связь, которую кабинетные чиновники должны использовать в своей работе, проявляется именно через такие организации, как наша. И это признак хорошо построенной системы управления. Сейчас СППКК — многофункциональная площадка для формирования кооперационных связей. К слову, многие кластеры и технологические платформы рождались при содействии регионального Союза промышленников и предпринимателей.

— В сентябре стартует конкурс «Предприниматель года — 2016», насколько, на ваш взгляд, полезны подобные мероприятия и почему?

— Здесь уместно сравнение со спортивными состязаниями: физкультурой и спортом занимается огромное количество людей, однако далеко не все готовы помериться силами в больших турнирах. Но, глядя на это со стороны, любой человек сравнивает себя с соревнующимися спортсменами и объективно оценивает собственные возможности. Конкурс «Предприниматель года» — не проверка сил всех предпринимателей Красноярья. Речь идет об энтузиастах, готовых показать свои достижения. Я хорошо к этому отношусь и считаю, что даже если бы такого мероприятия не было, его стоило бы придумать. Другое дело, что конкурс, в котором из года в год побеждает одна и та же компания, видимо, утрачивает изначальный принцип соревновательности. Трудно его сохранить при очевидном лидерстве какого-то одного участника. Мы с этим сталкиваемся. Видимо, надо уже ставить ограничения для тех, кто одержал несколько побед подряд. Может быть, необходима какая-то провокация для привлечения новой волны талантливых предпринимателей к участию. А я совершенно уверен, что предприниматель — это талант.

— И в чем заключается этот талант, что определяет его сущность, и кого вы назвали бы предпринимателем?

— Это не тот человек, который ищет деньги: их много и в стране в целом, и в нашем крае, в том числе крайне неэффективно используемых. Большое число людей, которые именуют себя бизнесменами, умудряются бездарно закопать немалое количество средств, не создав при этом ничего. Настоящий же предприниматель из ничего способен сделать деньги, ресурсы идут к нему сами. И человек, обладающий такими качествами, вполне способен обойтись без поддержки государства. Вспомним Стива Джобса, построившего огромную машину, в которой оборачиваются миллиарды долларов. Предпринимателем в моем понимании являлся Королев, стоявший у истоков космической программы страны. Он не заработал ни копейки, но построил новую отрасль. Это для меня абсолютные примеры предпринимательства, ориентиры.

— Чего ждете от предстоящего Форума предпринимательства Сибири: каких результатов, идей, форматов общения?

— Гости из других регионов и стран, которых собирает наш форум, видят изменения, происходящие в Красноярске и крае. И это, с одной стороны, ответственность принимающей стороны, с другой — драйвер для развития и тот уровень, который позволяет прикоснуться к чему-то лучшему, научиться новому и показать собственные достижения. Правда, все это надо еще почерпнуть в живом общении. Я вижу избыток говорящих и нехватку слушателей как элемента эффективного общества, в том числе в предпринимательской среде. И мне кажется, что Форум предпринимательства Сибири — то место, где можно и нужно услышать интересных спикеров. Я желаю всем участникам продуктивных дискуссий, перспективных деловых контактов и успеха в реализации их инициатив!

просмотры: 1349
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске