Строительный комплекс по многим направлениям служит источником инноваций, несет технологическое продвижение, являясь настоящим локомотивом роста экономики государства. От его эффективности и ритмичной работы зависит создание опорных инфраструктурных платформ, комфортного жилья, социальных объектов и общественных пространств. В рамках КИП «Енисейская Сибирь» на территории Красноярского края, в Республиках Хакасия и Тыва строители реализуют целый ряд амбициозных инвестиционных проектов. В условиях Заполярья и сибирских просторов они в трех регионах обустраивают сырьевые месторождения, возводят морские порты, с нуля прокладывают дороги, строят мосты и новые жилые микрорайоны .
СТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Несмотря на затяжной экономический кризис, связанный с последствиями пандемии коронавируса и европейскими санкциями из-за СВО на Украине, в России есть все условия для развития строительной сферы. За прошедшие годы был создан колоссальный задел, и уже более 90 % стройматериалов и комплектующих производят в стране. Аналитики оптимистично оценивают позиции стройкомплекса, прогнозируя по итогам текущего года его вклад в ВВП РФ порядка 8 %. Об этом свидетельствует то, что темпы строительства не только не снижаются, но наоборот возрастают. По всей стране с опережением планов возводятся жилые дома, социальные, коммерческие, промышленные, коммунальные и транспортные объекты, благоустраиваются общественные пространства. Это выводит отрасль на принципиально новый уровень в обеспечении экономического, логистического и технологического суверенитета государства. На XXV Петербургском международном экономическом форуме была представлена стратегия ее развития на ближайшие восемь лет с прогнозным планом до 2035 года.
— Нам нужно сейчас изменить, сломать многие устоявшиеся стереотипы, которые мешают двигаться дальше. И, сохраняя ответственную макроэкономическую политику, создавать условия, чтобы больше вкладывать в реальные активы, в развитие. А стройка, жилье — это как раз и есть такой актив, — уверен президент России Владимир Путин. — Мы загрузим строительную и смежные отрасли, создадим рабочие места, причем на годы вперед. И люди будут видеть реальные изменения к лучшему. Словом, нужно браться за дело и поэтапно, не отступая, решать эти, на первый взгляд, трудные вопросы.
В озвученном градостроительном документе детально отражены основные задачи национальных целей и стратегических направлений за счет создания стимулов развития, мер господдержки, тарифной экономики, финансовых инструментов, снятия излишних бюрократических барьеров. Предстоит унифицировать проектирование объектов капстроительства, синхронизировав его с социально-экономическим развитием и дорожным строительством в координатах так называемой ГИСОГД (государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности). Вместе с тем, будет определен каркас будущего строительного потенциала. Уже сформулированы задачи для смежных отраслей и модернизации коммунальной инфраструктуры. Предполагается, что ежегодно станут сдавать в эксплуатацию 120 млн кв. метров жилья. Вклад отрасти в ВВП страны составит около 21 трлн рублей к 2030 году против 14,4 трлн рублей в 2021 году. Количество занятых в данной сфере как минимум увеличится на 21 %. Это с учетом новых технологических и энергоэффективных решений, построения логистических коридоров транспортной инфраструктуры.
— Мы впервые подошли к программе развития строительной отрасли и ЖКХ как к системной межотраслевой программе. Учитывая все виды строительства, увязываем его с пространственным развитием, финансовой системой, с условиями жизни каждого гражданина в каждом населенном пункте РФ. То есть это комплексная программа развития для жизни человека. Ключевая задача стратегии направлена на создание комфортных условий жизнедеятельности граждан, — заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ
Жилищное строительство является самым эффективным методом развития национальной экономики. Это не только квадратные метры новых многоэтажек и частных домов, но и сокращение оттока населения, от которого зависит процветание конкретных территорий. В СФО по итогам 2021 года Красноярский край стал лидером по строительству жилья: в регионе ввели в эксплуатацию 1,1 млн кв. метров. Благодаря субсидиям и государственным льготам на покупку «квадратов» — как с ипотекой, так и без — больше всего жилья построили в Красноярске и Дивногорске, Емельяновском, Березовском, Курагинском и Минусинском районах. Невзирая на выросшую стоимость стройматериалов, в 50 муниципальных образованиях края продолжается реализация нацпроекта «Переселение граждан из аварийного жилья». Всего по региональной программе до 2025 года предстоит расселить 1024 дома, в которых проживают 18 506 человек.
— За время действия программы с 2019 года из аварийных домов уже переехали около 8 тыс. жильцов. Предстоит расселить еще около 184 тыс. кв. метров, непригодных для проживания. Улучшить жилищные условия смогут почти 11 тыс. человек. Край рассчитывает выполнить программу на год раньше, в 2024 году, — заявил министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко.
Одновременно с этим после майских пожаров 2022 года, когда из-за разгула стихии на улице оказались 1200 человек, в регионе идет массовая застройка. Для погорельцев Уяра вырастают новые улицы: по федеральным стандартам возводят 100 типовых разноплановых домов со всеми необходимыми коммуникациями. Очередные микрорайоны строят в столице края. Так на территории бывшего завода комбайнов площадью 72 гектара возводят микрорайон с жилыми и офисными зданиями «Красноярск-Сити». Масштабные стройки разворачиваются в Арктике, в контексте реновации Норильска и комплексного плана социально-экономического развития заполярной агломерации. Здесь приступили к модернизации объектов инфраструктуры, реконструкции спортивных, культурных и социальных центров, формируют новую комфортную среду, учитывая использование отечественных технологий и стройматериалов. На эти цели запланировано свыше 120 млрд рублей инвестиций.
— Уже заключены два муниципальных контракта на строительство четырех среднеэтажных домов и есть разрешение на строительство двух девятиэтажек. Еще по шести домам идет проектирование. К концу 2024 года должно быть построено 15 домов, — уточнил в мае текущего года мэр Норильска Дмитрий Карасёв. — Ведется подготовка строительных площадок площадью более 11 гектаров. До 2025 года здесь будет построено три жилых дома с благоустройством прилегающих территорий, а также школа и детский сад.
Сейчас перестали обсуждать предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу о строительстве новых городов в Сибири. Но от идеи не отказываются, так как стране действительно нужны привлекательные для экономики и безопасности граждан уютные центры роста. Когда вернутся к концепции застройки Минусинской котловины, вопрос пока открыт, но в Хакасии и Туве разработаны и утверждены долгосрочные программы комплексного строительства Абакана и Кызыла. В столице Хакасии до конца 2030 года планируется ввести в эксплуатацию 3,5 млн кв. метров жилья, продолжить развитие микрорайона «Арбан» и возвести новые кварталы на участке в 1,5 тыс. гектаров за северной дамбой реки Абакан. Предполагается, что здесь появятся скверы, соцобъекты и промзоны. В столице Тувы в этом году приступают к возведению жилого массива «Монгун» на площади 19 гектаров. Здесь планируется 38 многоквартирных домов и несколько соцобъектов, благоустроят прилегающую территорию. При этом в республиках продолжается реализация национальных проектов, в рамках которых выделяются средства на различное строительство и благоустройство. Только в Туве в 2022 году на эти проекты выделено 7,7 млрд рублей, из которых половина средств освоена.
СОЗИДАТЬ НА ВЕКА
Главные стройки на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва, объединенных под эгидой Комплексного инвестиционного проекта (КИП) «Енисейская Сибирь», развернулись на объектах добычи и переработки полезных ископаемых, агрокомплекса и деревообработки, транспортной инфраструктуры и объектах энергетики. В трех регионах реализуются 32 проекта общей инвестиционной стоимостью свыше 1,9 трлн рублей. Причем, три проекта завершаются, а 17 — в активной фазе реализации.
— КИП «Енисейская Сибирь» — это более 70 тыс. новых рабочих мест. Для молодежи и выпускников вузов — «жизненные лифты», возможность участия в принятии важных управленческих решений, — уточняет губернатор Красноярского края Александр Усс. — Проекты обеспечат поступление свыше 500 млрд рублей налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, поспособствуют увеличению оборота предприятий малого и среднего бизнеса в 2,5 раза.
Весной 2021 года для разработки Сырадасайского каменноугольного месторождения ООО «Северная звезда» завезло по Севморпути на Диксон технику и оборудование: свыше 170 машин и другое оснащение. Согласно инвестпроекту, здесь ведется строительство Западно-Таймырского промышленного кластера по выпуску угольных концентратов. Инвесторы заявляли о готовности к 2025 году вложить в проект порядка 45 млрд рублей, а всего около 100 млрд. Предстоит построить вахтовый городок, ГОК, морской порт, многокилометровый угольный конвейер и автотрассу. В поселке вахтовиков уже возводятся общежития, в мае 2022 года открылись современная столовая на 300 человек и полностью укомплектованный медпункт. Строители приступили к возведению административно-бытового комплекса с актовым залом, зоной отдыха и спортзалом. Весьма внушительные строительные планы у компании «Роснефть» по проекту «Восток Ойл»: более 1000 км автодорог, нефтепровод длиной около 400 км, около 2000 км магистральных трубопроводов, 7000 км межпромысловых трубопроводов, десять вертодромов, три аэродрома, вахтовые поселки и т.д. Несмотря на европейские санкции, работы ведутся, а в июле 2022 года на Пайяхском месторождении приступили к эксплуатационному бурению.
— То есть, проект переходит из стадии геологоразведки в стадию эксплуатации. Это уже эксплуатационные скважины, которые будут потом обвязаны трубопроводами и выдадут нефть, — пояснил гендиректор проекта «Восток Ойл» Владимир Чернов.
Построена первая электростанция «Полярная», вторая и третья будут введены в эксплуатацию зимой, а в начале 2023 года заработает третья станция «Иркинская» мощностью 370 МВт с увеличением до 850 МВт. Также планируется строительство станций на попутном нефтяном газе, ветрогенерация.
В Хакасии до 2027 года в рамках КИП намерены реализовать 12 региональных проектов в угледобывающей, металлургической, транспортной, сельскохозяйственной и туристической отраслях. Так АО «РМ Рейл Абаканвагонмаш» до 2025 года вложит 471,5 млн рублей в инвестпроект развития производства. Средства пойдут на реконструкцию, что позволит увеличить ежегодный выпуск железнодорожных контейнеров широкого модельного ряда до 7,5 тыс. штук. В настоящее время в Боградском районе республики ведется строительство молочно-товарного комплекса «Первомайский», на что до 2027 года планируется направить 6,6 млрд рублей инвестиций. Это позволит увеличить надои молока в сутки с двух тонн до 15 тонн. Продолжается строительство обогатительного комплекса на Бейском каменноугольном месторождении, от залежей прокладывается железнодорожный переход к станциям Хоных и Кирба. С опережением графика сейчас идет строительство автотранспортного коридора «Абакан — Бийск». Ожидается, что инвестпроект объемом 47,2 млрд рублей будет завершен в 2025 году. Трасса свяжет Хакасию, Туву и Красноярский край с Кемеровской областью более коротким маршрутом, сократив расстояние на 700 км. При этом магистраль может дать толчок более интенсивному развитию межрегионального туризма. Республика также эффективно модернизирует инженерно-технические коммуникации.
— Заданную линию на реформирование отрасли надо четко продолжать, так как остается еще ряд болевых точек и проблем, которые требуют решения. Необходим особый контроль, чтобы срывов по срокам не было, и подрядчики выполнили свои обязательства. Нужно уделить внимание и крупным проектам, реализуемым по программе «Формирование комфортной городской среды», — обозначил приоритеты глава Республики Хакасия Валентин Коновалов.
В КИП «Енисейская Сибирь» вошли десять проектов Тувы в таких сферах, как: промышленность, туризм, инфраструктура, энергетика. По предварительным оценкам, вложения инвесторов составят свыше 400 млрд рублей. Развитие инфраструктуры на индустриальных производствах повлечет за собой наращивание объемов добычи и выпуска продукции. ООО «Тардан-Голд» уже фактически реализовало проект «Освоение Тарданского золоторудного месторождения». Компания «УК «Интергео» на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении возводит горно-обогатительный комбинат и объекты сопутствующей инфраструктуры. На эти цели запланировано 141,7 млрд рублей. Строители прокладывают технологические автодороги и инженерные коммуникации, строят водозаборы и объекты энерго-снабжения, оборудуют вахтовый поселок — к 2025 году успеть надо многое. Благодаря строящейся ЛЭП республика попутно электрифицирует отдаленные поселки и в дальнейшем получит возможности для разработки других месторождений.
— Для нас важно не только привлечь инвестиции, но и запустить процесс пространственного развития, повысить социальную и предпринимательскую активность, — высказался гендиректор Корпорации развития «Енисейской Сибири» Сергей Ладыженко. — Главной задачей является формирование кадрового резерва, а мы выступим связующим звеном между инвесторами и заинтересованными сторонами.
БОЛЬШАЯ СТРОЙКА
Конечно, в программе КИП нужно уделять особое внимание развитию транспортно-логистических сообщений: строительству автотрасс, речных и морских портов Севморпути, аэродромов Трансполярного воздушного коридора, а также железнодорожных магистралей «Уренгой — Норильск»; «Уренгой -Норильск»; «Карабула - Ярки» и замороженной ветки «Элегест — Кызыл — Курагино» (с выходом на Транссиб). Без инфраструктурного подхода сложно говорить о положительном эффекте проектов «Енисейской Сибири» и заявленных многомиллиардных налоговых отчислениях в местные и федеральные бюджеты. Однако строительство железнодорожной магистрали до Республики Тыва неоднократно переносилось. Хотя эта дорога должна пройти через основные сырьевые зоны юга Красноярского края и республики, где обнаружены богатые залежи редких полезных ископаемых. Предполагается, что инфраструктурный проект стоимостью около 346 млрд рублей будет осуществлен в течение 4,5 лет. На протяжении 410 км построят восемь тоннелей общей длиной 11 км, а также 580 искусственных сооружений, из которых 18 крупных и 109 средних мостов.
Между тем, еще в 2016 году экс-глава Минэкономики РФ, а ныне помощник президента РФ Максим Орешкин отметил, что проект следует рассматривать для выхода на экспортные рынки и продолжения железной дороги на территории сопредельных государств. Тогда Россия, Монголия и Китай утвердили программу создания экономического коридора трех стран, в которой рассматривались два магистральных проекта. Первый, западный вариант, должен был пройти по пути: Курагино — Кызыл — Цаган-Толгой — Урумчи. А северный вариант по пути: Курагино — Кызыл — Цаган-Толгой — Эрдэнэт — Пекин — Тяньцзинь. В силу разных причин идею строительства дороги отложили. В 2018 году в РФ был определен генподрядчик для начала работ на инвестпроекте Кызыл — Курагино, которым стало ОАО «РЖД». Холдинг должен был актуализировать проектную документацию и привлечь в республику к строительству первой ветки военных железнодорожников. В 2019 году даже подписали трехстороннее соглашение с ТЭПК и УК «Лидер», а затем грянул COVID-19 и проект в очередной раз отложили — до 2026 года. Понимая, что транспортное строительство является средством для подъема экономики, развития торговли и решения геополитических проблем, в 2022 году о железнодорожной ветке вновь заговорили. На ПМЭФ-2022 и Сибирском транспортном форуме обсуждали экономический разворот РФ на Восток и представили измененный проект магистрали, назвав ее железнодорожным окном в Азию.
— Мы презентовали инициативу трансграничного железнодорожного коридора «Россия — Монголия — Китай». Считаю, что в новых экономических реалиях данный проект имеет большую перспективу, — подчеркнул глава Республики Тыва Владислав Ховалыг. — Пропускные способности Транссиба и БАМа недостаточны для сегодняшних объемов грузопотоков. А реализация данного проекта может стать хорошим решением возникших логистических проблем и позволит соединить Юго-Восточную Азию через реку Енисей с Северным морским путем, став важнейшей транспортной артерией на континенте.
Насколько реалистичен такой эпатажный проект, сказать трудно, но очевидно, что Туву нужно присоединить к общей железнодорожной сети страны. Это позволит интегрировать регион в российскую экономику. Строительство железной дороги по территории других стран аналитики оценивают с осторожностью, как весьма дорогостоящее мероприятие. К тому же сейчас реализуются проекты по увеличению мощностей Транссиба.
В общем, на стройках промобъектов, ЖКХ, логистики, энергетики, жилья, туриндустрии, нацпроектов в «Енисейской Сибири» работа кипит и в скором времени еще более активизируется. Такую задачу поставил премьер-министр РФ Михаил Мишустин:
— Важным направлением развития строительной отрасли является ее системная трансформация, в том числе за счет внедрения цифровых инструментов с использованием отечественных технологий, что сократит продолжительность строительно-инвестиционного цикла… Сегодня важно в каждом регионе сформировать долгосрочную программу строительства, увязать между собой все планы, оперативно провести инвентаризацию незавершенных объектов и определить, что нужно достраивать и какой объем средств на это потребуется из всех источников.