АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 06 (133) 2017 (11.07.2017)

Стратегии безопасности нужны взвешенные решения

Текст: Василий Касаткин Фото: Светлана Юхименко
Время успешно подтверждает эффективность выстроенной на красноярском междугороднем автовокзале многоуровневой системы предотвращения террористических угроз. Руководство транспортного узла выступает за сохранение сложившегося взаимодействия с красноярской полицией.
В современном мире на фоне многочисленных тревожных событий, в том числе в нашей стране — достаточно вспомнить январский взрыв 2011 года в пассажирском терминале столичного аэропорта Домодедово или не столь давние теракты в московском метрополитене — защищенность транспортной инфраструктуры вполне обоснованно становится предметом пристального общественного внимания. Печальный опыт сделал обеспечение антитеррористической безопасности на объектах отечественного транспортного комплекса одним из главных государственных приоритетов.

Примером системной работы по совершенствованию защиты объектов транспортной логистики может служить красноярский междугородний автовокзал. Появившийся в свое время на территории бывшего аэропорта небольшой автобусный терминал при многолетнем грамотном управлении в рамках организации ЗАО «Автоэкспресс» превратилась в современный комфортный и динамично развивающийся транспортный узел с ежесуточным пассажиропотоком 8 тыс. и более человек.

— В настоящее время автовокзал способен обслуживать как минимум в два раза больше пассажиров. Такой потенциал немаловажен в свете грядущей Всемирной зимней универсиады. Поэтому значимыми представляются и качество транспортных услуг, и формирование на территории автовокзала надежного пояса безопасности, чтобы пассажиры могли чувствовать себя по-настоящему комфортно. Сегодня система нуждается не только в развитии, но и сохранении уже реализованных комплексных мер безо-пасности, успешно подтверждающих свою результативность, — отмечает генеральный директор ЗАО «Автоэкспресс» Владимир Никитин.

 

— Владимир Сергеевич, насколько надежно защищен автовокзал, какие меры принимаются по обеспечению безопасности пассажиров? 

— Виды, система и порядок охраны автовокзалов регулируются целым пакетом документов, включая федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 с изменениями от 21.12.2016, Правила перевозки пассажиров, типовую инструкцию региональной антитеррористической комиссии по организации защиты автовокзалов и другие правовые нормы. Практика многих лет подтвердила правильность решения краевой антитеррористической комиссии организовать на автовокзале круглосуточное дежурство сотрудников красноярской полиции. Ведь обеспечение безопасности здания и территории автовокзала с массовым пребыванием людей, а речь идет о площади около 2 гектаров,— задача комплексная и требующая постоянных затрат.

Со своей стороны администрация автовокзала стремится к выполнению требований законодательства. Около десяти лет назад периметр был огорожен, перестав быть проходным, и снабжен разветвленной системой видеонаблюдения. Сейчас в круглосуточном режиме здесь отслеживают ситуацию около 60 видеокамер, три из них смонтированы по программе «Безо-пасный город». Видеозаписи архивируются. Также силами специалистов МЧС России в здании установлено 5 газоулавливающих установок.

Логичным продолжением усиления мер безопасности стало появление на главном входе в автовокзал пункта контроля, оборудованного современными рамками металлодетекторов, и полицейского поста для дежурных нарядов, созданных по решению краевой антитеррористической комиссии. Таким образом, на протяжении нескольких лет территория и здание автовокзала находились под круглосуточным наблюдением сотрудников красноярской полиции и частного охранного предприятия «Атлант». Полицейские несли службу на входе у рамок, патрулировали залы ожидания, посадочные платформы, дежурили в месте расположения касс. Один из нарядов работал со служебной собакой.

Однако 1 июля текущего года полицейские покинули данный пост согласно распоряжению начальника МУ МВД России «Красноярское» полковника полиции Геннадия Березина. Решение основано на ряде правовых норм, в том числе ст. 12 федерального закона «О полиции», где сделан акцент на том, что «в обязанности полиции не входит проведение досмотровых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры», к которым, согласно ФЗ №16-ФЗ относится и красноярский междугородний автовокзал. Руководству автовокзала было рекомендовано привлечь к осуществлению пропускного режима и досмотра граждан «сотрудников частных охранных предприятий».

 

— Расскажите о работе автовокзала в новых условиях, насколько изменился алгоритм взаимодействия по обеспечению безопасности? 

 — Ранее в компетенции сотрудников частного охранного предприятия находился  только пропускной режим в отношении въезжающего и выезжающего автотранспорта. Автобусы проверялись на предмет наличия в салонах и багажных отделениях  бесхозных и подозрительных предметов. В настоящее время периметр автовокзала находится полностью под контролем ЧОП «Атлант». В качестве существенного минуса отмечу отсутствие оперативности должного реагирования в случае выявления подозрительных лиц или предметов. Так как согласно действующему законодательству, включая Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 (№195-ФЗ) и Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», сотрудники ЧОП не вправе проводить принудительные досмотры граждан и их вещей, ограничены они и в других полномочиях. В этой связи в каждом проблемном случае необходимо задействовать наряд полиции, а это время, нервы, негатив.

Считаю, что отсутствие полиции на автовокзале делает объект менее защищенным как с точки зрения мобильности реагирования, так и в плане соблюдения конституционных прав человека.

В направлении контроля за движением автобусов изменений нет. Соблюдение графиков доставки пассажиров отслеживается с помощью национальной спутниковой системы позиционирования ГЛОНАСС, что дает возможность полностью отслеживать маршруты. Работа сотрудников автовокзала осуществляется в привычном режиме под контролем дежурного администратора. Все работающие на территории транспортного узла сотрудники водители, кассиры, технический персонал, арендаторы торговых площадей — тщательно проинструктированы и знают, что необходимо делать в разных нештатных обстоятельствах.

 

— Так ли необходим контроль над передвижением автобусов в пути и перемещением людей  в пределах транспортного узла? 

— Пассажир должен быть уверен, что его безопасность обеспечивается и в точке посадки-высадки, и на маршруте. В этом смысле полезен опыт некоторых транспортных предприятий, нарабатываемый пока в порядке инициативы. К примеру, в автоколонне №1967 все автобусы оснащены бортовыми видеокамерами. Думается, такую технологию стоит тиражировать. Наверное, также было бы правильным продавать билеты по паспортам не только на международные и межрегиональные рейсы, но и на внутренние краевые маршруты. Это могло бы стать дополнительным подспорьем в работе правоохранительных органов. Судя по регулярным проверкам готовности работников автовокзала действовать по ориентировкам на преступников, другим «тревожным» алгоритмам, упомянутая мера совсем не лишняя.

 

— Требует ли укрепление защиты автовокзала дополнительных затрат на техническое оснащение? 

— В преддверии зимней Универсиады-2019 вопрос транспортной безопасности находится на особом контроле у исполнительной власти. В администрацию автовокзала поступают письма, где подробно говорится о необходимости принятия дополнительных мер в плане безопасности. В частности, делается акцент на приобретении более современного и дорогостоящего мониторингового оборудования: рентгеноскопической и другой специальной техники, более совершенных видеокамер и пр. Парадокс на лицо. С одной стороны, администрации необходимо более серьезно отнестись к установке средств мониторинга и защиты, с другой — автовокзал остается без должного внимания полиции. Замечу, что сложившаяся годами система обеспечения правопорядка во взаимодействии с красноярской полицией и сотрудниками частных охранных предприятий показала себя эффективной. Автовокзал работал без замечаний, пассажиры  были довольны, а это главное. Ведь в пожелании «счастливого пути» заключается не только лексический смысл, но и работа большого коллектива сотрудников с разными профессиональными компетенциями.

просмотры: 1107
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске