Держаться на плаву
В отчете о работе краевого правительства на июньской сессии Законодательного собрания глава кабинета Виктор Томенко отметил заметный рост показателей золотодобывающих предприятий (в прошлом году добыто почти 63 тонны золота). В лидерах, конечно, ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс». Кроме того, на 15% увеличилось производство первичного алюминия — продолжает наращивать объемы Богучанский завод.
Есть успехи и в нефтегазовом секторе. ПАО НК «Роснефть» в сентябре начала промышленную добычу на Сузунском месторождении. Компанией «Транснефть» завершено строительство нефтепровода Куюмба — Тайшет, благодаря чему началась добыча нефти на юге Эвенкии (для справки: за первый квартал 2017 года опытно-промышленная добыча составила 166,7 тыс. тонн). В целом же добыча нефти в крае в 2016 году увеличилась на 0,9% и составила 22,3 млн тонн.
Уверенный рост показывает агропромышленный комплекс края. Объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился на 11,6% и составил в денежном выражении 102,6 млрд рублей (в 2015 году аналогичный показатель составлял 91,9 млрд рублей).
Впервые за долгое время сработала с плюсом по доходам и по объемам производства лесная отрасль. Стабильно работают энергетики, угольщики, машиностроители, предприятия оборонной, атомной и космической отраслей.
— Наш регион крепко стоит на ногах, что подтверждается цифрами и фактами, — акцентировал внимание председатель краевого правительства Виктор Томенко. — Подчеркну, все достижения и успехи, которые демонстрирует край в самых разных направлениях, — это не столько результат сложившейся конъюнктуры, каких-то внешних благоприятных факторов, сколько результат осмысленной, планомерной и компетентной работы всех работающих в базовых отраслях края трудовых коллективов.
— Красноярский регион выгодно отличается от других субъектов России по структуре своей экономики, — рассуждает депутат Государственной Думы Виктор Зубарев. — У нас есть и растущая добывающая отрасль с положительной динамикой в первой половине года в пределах 9%, и обрабатывающие производства с инновационной составляющей (рост возобновился и составил более 3%), и мощный энергетический комплекс (занимает лидирующие позиции среди регионов России по объемам производства электроэнергии). Это делает регион более устойчивым к кризисам. Добывающий сектор и в дальнейшем останется основным драйвером краевой экономики.
Добыча нефти в первой половине 2017 года составила 12 млн тонн, увеличившись на 9,5%, уточняет Виктор Зубарев. Через 5–7 лет объемы добычи нефти в крае должны превысить 30 млн тонн. Нефтеразведчики идут дальше в Заполярье — на Таймыр, в район Хатанги. Некоторые ученые, в том числе Алексей Конторович (замдиректора Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, академик РАН, — прим. ред.), уверены, что там может быть открыт новый район добычи газа, нефти.
Обсуждается строительство нового угольного порта — под высококачественный антрацит Диксона. Добыча угля в ближайшее десятилетие только на Таймыре может составить несколько миллионов тонн (сейчас в крае добывается около 40 млн тонн в год).
Таким образом, на сегодняшний день топливно-энергетический комплекс Красноярья представляет собой не просто набор добывающих предприятий, а большую отрасль, привлекающую масштабные инвестиции, формирующие современную инфраструктуру с хорошим оснащением, контуры новейших технологий. А объемы налоговых отчислений — еще и основа для усиления обрабатывающих секторов экономики, транспортной инфраструктуры.
Вызывает опасения
Согласно данным, озвученным министром экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Михаилом Васильевым, объем работ в строительстве в январе — марте 2017 года составил 32,1 млрд рублей и составил 85,2% к соответствующему периоду прошлого года. В сфере жилищного строительства в крае в первом квартале введено 162,9 тыс. кв. м. общей площади, что составляет 51,2% к январю — марту 2016-го. При этом, отмечает министр, в первом случае падение обусловлено снижением объема строительных работ в Эвенкийском муниципальном районе (на 81,7%) в связи с окончанием строительства уже упомянутого нефтепровода Куюмба — Тайшет. А также причиной сложившейся динамики является высокий объем ввода жилья в IV квартале прошлого года — 636,9 тыс. кв. м. (115,3% к аналогичному кварталу 2015-го), или 46% от объема введенного жилья в целом за прошлый год.
В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства края заверяют — ситуация находится на контроле и ведется работа с муниципальными образованиями для обеспечения ввода жилья в 2017 году на уровне прошлого года: 1,37 млн кв. м.
Между тем эксперты оптимизм властей не разделяют. Президент краевого Союза строителей Александр Коропачинский не раз говорил, что в регионе наблюдается кризис перепроизводства. Ситуация такова, что предложение на рынке сегодня превышает спрос. По-этому еще большой вопрос — стоит ли гнаться за таким показателем, как объем вводимого жилья.
А существенное увеличение объема подрядных работ в Красноярске (рост к прошлому году составил 13,4%), как справедливо замечают в региональном министерстве экономического развития и инвестиционной политики, в значительной мере связано со строительством объектов Всемирной зимней универсиады-2019.
Вложения в инфраструктуру
Стимулом для подъема экономики региона способны послужить инфраструктурные проекты, однако для этого необходима грамотная транспортно-логистическая связанность территорий.
— Как бы странно это ни звучало, но в XXI веке мы вынуждены возрождать наследие края 70-80-х годов прошлого века. Я говорю о транспортной доступности территорий, — отмечает Виктор Зубарев. — В настоящее время идет масштабная реконструкция аэропорта Емельяново, набирает ход проект городской электрички. Уже представлен план расположения транспортно-пересадочных узлов, способный изменить в лучшую сторону транспортную ситуацию в городе. Если смотреть на перспективу развития краевого центра с учетом агломерации, — все больше людей предпочтут жизни в городе пригороды. И в этом случае возврат к теме строительства метрополитена вполне актуален.
Кроме того, считает парламентарий, Красноярску необходимы проекты по расширению внутрироссийских и международных транспортных потоков, в том числе развитие комплексного портового хозяйства на линии Северного морского пути, запуск дороги Курагино — Кызыл, строительство газотранспортной сети и многое другое. Выгодным для региона может стать и участие в проекте «Один пояс — один путь». В свое время именно Транссибирская магистраль во многом сделала Красноярск индустриальным городом. Свою роль в современной трансформации агломерации большой путь может сыграть и сегодня. Имеется в виду развитие сервисного машиностроения, иных смежных отраслей.
Конечно, многие из перечисленных проектов находятся в стадии идей и обсуждений. Однако есть все основания полагать, что, к примеру, 34-километровая железнодорожная ветка, которая должна соединить краевой центр и аэропорт к 2019 году, все же появится. Для реализации проекта потребуется более 7 млрд рублей. Из них 88% вложит государство, остальные средства — ОАО «РЖД».
— Железнодорожная ветка Красноярск — Емельяново даст задел на десятилетия вперед, — уверен министр транспорта края Сергей Еремин. — Так как акцент будет сделан не только на пассажирских, но и на грузовых перевозках, в том числе перевалке грузов, поступающих по авиационным маршрутам Юго-Восточной Азии. В пригороде Красноярска не хватает современных логистических центров. А с учетом строительства новой железнодорожной ветки у города появляется перспектива создания подобных комплексов, сочетающих возможности автомобильного, железнодорожного и авиационного видов транспорта. Это мировой стандарт, к которому необходимо стремиться.
По оценкам экспертов, уже в 2020 году по новой ветке Красноярск — Емельяново перевезут порядка 420 тыс. пассажиров, а суммарный прогноз грузового трафика до 2030 года составит 1,9 млн тонн. Все это — весомый потенциал инвестиций в будущее развитие Красноярска и региона в целом.