— Само предприятие существует более 20 лет — с 1994 года. Начинали работать еще на автобусах КАвЗ, постепенно обновляли и расширяли автопарк, — вспоминает директор автотранспортного предприятия Юрий Гнетов. — Сначала наши автобусы ходили по маршруту № 36, а последние 10 лет обеспечиваем перевозки пассажиров по линии ЛДК — КрАЗ, связывая между собой удаленные микрорайоны города, расположенные на разных берегах. К качеству пассажирских перевозок сегодня предъявляются высокие требования, тем более наш маршрут достаточно длинный и идет через центр Красноярска, а потому востребован горожанами. И мы стараемся соответствовать их ожиданиям, приобретая новые единицы транспорта с расчетом на то, чтобы они были не только экономичными, но и удобными, эстетичными.
Сегодня автопарк предприятия насчитывает 32 автобуса, из них 17 работает на маршруте № 98, остальные — на 84-м. Его предприятие Юрия Гнетова обслуживает совместно с несколькими другими, более мелкими организациями, которые работали на нем ранее. Такой формат работы привычный для красноярских перевозчиков: если одна компания не отвечает всем заявленным требованиям (например, не обладает необходимым количеством единиц транспорта), то несколько таких организаций в составе объединенного товарищества перевозчиков могут без проблем обслуживать один или даже несколько городских маршрутов.
— Среди предприятий, которые вошли в состав товарищества, у нас самые высокие показатели, — подчеркивает Юрий Николаевич. — В прошлом году с маршрутом № 84 были сложности: с несколькими перевозчиками расторгли договор, красноярцы опасались, что его могут вовсе закрыть. К счастью, маршрут удалось сохранить, и сегодня наша задача — подтянуть остальных перевозчиков до своего уровня, чтобы пассажиры на линии автовокзал «Восточный» — мкрн Ветлужанка получали услугу одинаково высокого качества вне зависимости от того, в автобусе какого предприятия они едут.
Такой подход соответствует позиции городского департамента автотранспорта, который при проведении конкурса выдвинул достаточно высокие требования к перевозчикам. В частности, от них требовалось иметь опыт регулярных перевозок, соблюдать правила безопасности (и не иметь на своем счету совершенных ДТП), а также располагать автобусами, которые приспособлены для перевозки инвалидов, оснащены видеокамерами, рассчитаны на долгую эксплуатацию и имеют высокий экологический класс. Последнему пункту было уделено особое внимание, ведь в последнее время проблема экологии в краевом центре стоит крайне остро.
— Общественный автотранспорт, безу-словно, оказывает негативное влияние на экологическую ситуацию в Красноярске, хоть и далеко не столь сильное, как воздействие выбросов от промышленных гигантов, расположенных на территории города, — отмечает Юрий Гнетов. — Думаю, нам всем — и предприятиям, и перевозчикам — необходимо стремиться к тому, чтобы по максимуму снижать нагрузку на экологию. Но здесь важно учитывать, что не всегда нам это позволяет качество используемого топлива, которое зачастую оставляет желать много лучшего.
Состояние подвижного состава — лишь одна из множества забот руководства компании-перевозчика. Важной составляющей деятельности является работа с экипажами автобусов по неукоснительному выполнению правил дорожного движения и пассажирских перевозок.
— Без контроля работы водителей и кондукторов не обойтись, именно они — лицо предприятия. Общественное мнение о перевозчике складывается исходя из того, насколько аккуратно водитель соблюдает ПДД, а кондуктор вежлив с пассажирами, — говорит Юрий Николаевич. — Любая цикличная работа сопряжена не только с физическим, но и с психологическим напряжением. Теоретически все это понимают, но на практике пассажиры часто не задумываются над тем, насколько такая работа сложна, и сами провоцируют конфликтные ситуации. Мы обучаем наших сотрудников тому, как избегать этого, хотя полностью исключить человеческий фактор не удается, ведь их работа — с людьми и для людей. В особенности все сказанное касается молодых водителей и кондукторов, которые еще не освоились в новой обстановке. Здесь подключаются опытные профессионалы — в нашем коллективе их большинство, так что процесс адаптации происходит, как правило, достаточно быстро. Есть среди наших водителей и выходцы из стран ближнего зарубежья, бывших союзных республик. Например, уже 17 лет на предприятии работает гражданин из Таджикистана. В связи с тем, что Кыргызстан год назад вступил в Таможенный союз, в последнее время много приезжих из этой территории: чтобы работать у нас, им теперь не нужно получать гражданство. Есть среди них и достаточно опытные водители, которых мы без проблем принимаем в коллектив, если они соответствуют всем требованиям.
Сам Юрий Гнетов изучил все стороны своей профессии — и теоретическую, и практическую: в 1985 году окончил автотранспортный факультет Красноярского политехнического института и устроился работать по специальности. Вспоминает: когда-то он защитил диплом на тему «Изучение эффективности и безопасности движения по ул. Матросова», а сегодня по этой улице курсируют автобусы его предприятия. При этом директор подчеркивает: успешное развитие, да и просто существование организации было бы невозможно без профессионального и дружного коллектива, каждый участник которого на отлично выполняет свою работу, обеспечивая слаженность всей системы.
По мнению Юрия Николаевича, с развитием цифровых технологий работать специалистам транспортной сферы стало намного удобнее. Например, ГЛОНАСС позволяет отслеживать положение транспортных средств на линии, а благодаря специальным приложениям для мобильных устройств эта информация доступна и пассажирам. Поначалу перевозчики опасались, что введение системы отслеживания автобусных маршрутов в онлайн-режиме будет только мешать, но на практике это, наоборот, помогает: пассажирам проще ориентироваться в графике движения автобусов, они знают, когда подойдет удобный им маршрут, и не уезжают на попутных. А записи с видеокамер, установленных в салонах автобусов, способствуют установлению истины в спорных ситуациях.
Сегодня перед предприятием стоит задача продолжить обновление парка техники, что в существующих экономических условиях очень непросто. Как и все остальные участники конкурса по выбору перевозчиков для городских маршрутов, ИП Гнетов Ю.Н. установил для себя достаточно высокую планку, а департамент транспорта в свою очередь обозначил сроки исполнения предприятиями принятых обязательств. При этом современные автобусы за последние два года существенно поднялись в цене: с трех-четырех миллионов рублей их стоимость выросла до восьми. И если сложности с обновлением автопарка испытывают муниципальные предприятия, дотируемые из бюджета, то каково приходится частным организациям? Возникает в связи с этим и еще один вопрос: оправдывает ли расходы перевозчиков действующий тариф?
— Вопрос трудный: тариф — сложная единица измерения, здесь нужно учитывать очень много нюансов, и каждое предприятие оценивает его с точки зрения собственной затратной части. Если обратиться к тем требованиям, которые предъявляются к нам в части состояния подвижного состава — качества, внешнего вида, экологичности и многих других аспектов, то принятый сегодня тариф на услуги пассажирских перевозок весьма невелик. Но надо понимать и то, что предприятие в любом случае должно иметь резервы для развития. Автобусы изнашиваются, и, покупая новую транспортную единицу, мы сразу должны закладывать ресурс для ее ремонта и последующей замены через 12-15 лет. А ведь дорожает не только техника, но и ГСМ, и запчасти, в том числе отечественные, которые от курса иностранной валюты вроде бы не зависят. Мы все это учитываем и формируем финансовый резерв. Но если тариф поднимается с опозданием, как это часто бывает, то предприятие вынуждено тратить этот резерв на текущие нужды. Таким образом, средства всегда в дефиците, а требования к нам год от года только повышаются. Контролируется буквально каждая деталь, даже информационные таблички, которые извещают пассажиров о номере маршрута и остановках. Раньше у маршрута № 98 был свой фирменный желто-красный номер, по которому горожане легко его опознавали даже издалека. Сегодня же все таблички для красноярских автобусов должны быть оформлены по единому образцу — в черно-желтых цветах, а все надписи выполнены определенным шрифтом. Думаю, если бы в таких вопросах нам давали больше свободы, комфортнее было бы и нам, и пассажирам. Естественно, мы взаимодействуем и с министерством транспорта края, и с департаментом транспорта мэрии, доносим до них свои идеи о том, как улучшить автотранспортную систему Красноярска, повысить качество ее работы и сделать удобной для всех горожан без исключения.