АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 09 (125) 2016 (11.10.2016)

Современный учитель: профессиональный портрет

Текст: Александр Белов Фото: Иван Юхименко, архив лицея № 9
Каким должен быть современный учитель? Чтобы ответить на данный вопрос, надо понимать современные реалии и уметь прогнозировать будущее.
Мир, в котором мы живем сегодня, отличается от прошлого, например, в котором учились мы, стремительным ускорением изменений и развития всех направлений: науки и экономики, техники и технологий, информационного пространства, а значит, и общественных отношений. Никто не может с точностью сказать, какое оно — будущее. Можно только спрогнозировать его, опираясь на тенденции настоящего.

— Образование сегодня — это не просто обучение плюс воспитание, это научение ребенка учиться. Сегодня мы создаем в нашем лицее условия для того, чтобы наши дети были самостоятельными, ответственными, мобильными, креативными, предприимчивыми, технологически грамотными, действовали осознанно, продуктивно, обладали лидерскими способностями, умели анализировать настоящее и прогнозировать будущее, были восприимчивы к инновациям и сами действовали инновационно, — рассказывает директор красноярского лицея № 9 «Лидер» Ирина Осетрова. — Мы считаем, что именно эти качества позволят нашим выпускникам успешно встроиться в общественные и экономические отношения, которые их ждут за пределами школы. Эти же качества будущих специалистов в разных областях будут способствовать эффективному развитию нашего края и страны.

Образование — это не только всеобщее благо, но и фундамент экономики. Поэтому формировать у подрастающего поколения компетентности, необходимые для движения вперед, должны высокопрофессиональные учителя, которые сами обладают ими. Понимание высокой миссии и ответственности учителей перед будущим России должно закладываться педагогу изначально, еще со школьной скамьи, и в дальнейшем на протяжении всего педагогического образования. Современный педагог — это педагог-мастер, педагог-исследователь, педагог-тьютор.

В числе компетентностей, которые необходимы таким педагогам, одно из первоочередных — активность: стремление к самообразованию, повышению своего профессионального уровня, желание участвовать в различных профессиональных мероприятиях, конкурсах и понимать, что в этом его, педагога, приращение. Не менее важно наличие развитого эстетического вкуса и способность к творчеству. Учитель должен сознавать, в чем его собственная фишка, в чем он более успешен, и стремиться развивать в себе это качество. Также в список компетентностей современного педагога входят умение работать с разными группами (в коллективе или индивидуально) и категориями детей в условиях инклюзивного образования. Работа учителя сегодняшнего дня — это деятельность в режиме неопределенности и быстрой смены условий, когда важны умения оперативно принимать решения, распределять ресурсы, управлять своим временем. Современный педагог должен быть предприимчивым, стремиться получить признание своей деятельности, повысить свой статус, продвинуть свою идею и научиться как можно лучше ориентироваться в педагогической среде, в которую он попадает. Кроме того, ему необходимы такие качества, как мобильность и ответственность, которые подразумевают умение и желание ставить перед собой цели и достигать их, занимать разные профессиональные позиции, уметь отвечать за принятые решения. Умения, которыми также должен обладать педагог, — работать с родителями по запросам, действовать не в одиночку, а коллективно, и, наконец, анализировать настоящее и прогнозировать будущее.

Главная цель современного педагога — это успешность детей, их высокие образовательные результаты. А значит, он должен уметь находить методы и инструменты для их достижения. Принципиальное отличие педагога современного от педагога прошлого в том, что он может изучить ученика, его особенности восприятия, и под него выстроить образовательную программу, подобрать методы, позволяющие ему очень эффективно учиться, достигая высоких образовательных результатов, обучаясь в массовой школе. Так должно быть для каждого ребенка: учитывая особенности каждого, необходимо научить детей жить, продуктивно и мирно взаимодействовать друг с другом.

— Сегодня мы в лицее делаем ставку на знания, без которых невозможно сформировать вышеперечисленные компетентности, — отмечает заместитель директора по инновационной деятельности лицея № 9 Ирина Бронникова. — Наша образовательная программа уже шестой год реализуется по инновационным моделям образования, которые мы разработали самостоятельно всем педагогическим коллективом. Эти модели основаны на главных принципах: индивидуализация за счет выбора форм организации образовательной деятельности, нелинейное расписание, организация ситуации успеха каждого ребенка, современная и постоянно обновляющаяся технологическая образовательная среда, событийность, школа полного дня, содержательная компетентностная система оценивания достижений ребенка.

В конце каждой четверти проходит итоговая аттестация, одним из этапов которой является образовательная игра. Это игры-квесты, игры-стратегии, в основе которых лежит изучаемая историческая эпоха. Педагогами лицея разработано уже восемь таких игр для 5–8-х классов. В этом году принято решение ввести в образовательную программу основной и старшей школы интеллектуальные игры по типу «Что? Где? Когда?» и квиз. А в начальной школе дети готовятся к таким играм, изучая и пробуя играть, причем каждый класс в течение двух недель обучает правилам своей игры других сверстников. Популярностью у лицеистов пользуется «Галактический страйк» — битва между разновозрастными командами учеников и командой педагогов, в которой не всегда взрослые оказываются победителями. Кроме того, лицей № 9 является базовой школой Российского движения школьников и встраивается в это движение интереснейшей игрой под названием «Один+». Правила ее следующие: под какое-либо важное дело находится лидер, который собирает команду, а ее участники в свою очередь стараются подключить к этому делу как можно больше детей.

Подводя итог всему сказанному, можно отметить еще раз: современный учитель должен постоянно находиться в ситуации педагогического поиска. Быть профессионалом и уметь научить этому своего подопечного молодого педагога: это касается освоения новых информационных технологий, технических инструментов, инновационных и классических педагогических методик — нужно уметь быстро их осваивать, понимать и уместно использовать. А самое главное — учитель должен любить детей!

просмотры: 2103
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске