АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 (174) 2021 (12.05.2021)

Социальное приземление

Текст: Александр Чернявский
В год больших выборов исключительно важное значение для политических игроков имеет верный выбор ключевых тем для своих избирательных кампаний. Проще всего оппозиционным партиям, которым достаточно из широкого спектра проблем, тревожащих и волнующих людей, выбрать самые актуальные и правильно подать их электорату.

 

У партии власти ситуация намного сложнее. В 2016 году на выборах в Госдуму содержательную повестку во многом определил так называемый крымский консенсус. «Единая Россия» после победоносного возвращения Крыма в состав нашего государства на патриотической волне стремительно неслась к очередным победам. Однако за последнюю пятилетку приоритеты у значительной части населения нашей страны сместились в социально-экономическую плоскость. Как следствие, в 2021 году разыграть патриотическую карту с тем же успехом вряд ли получится. Сегодня намного актуальнее житейские проблемы.

Насколько мощно социальная тема может повлиять на политику, наглядно показала пенсионная реформа. В 2018 году именно грубое нарушение со стороны государства негласного общественного договора нанесло серьезный удар по партии власти. На губернаторских выборах побеждали даже технические кандидаты! Проблема заключается в том, что реформирование социально-экономической сферы требует серьезных перемен, но готовы ли к этим переменам верхи и низы?

 

НЕ ТОЛЬКО БЕДНЫЕ

В 7 статье Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Многие соотечественники считают, что эта статья не более чем декларация о намерениях. Хотя ежегодно из государственного бюджета на социальную поддержу населения выделяется порядка 11 триллионов рублей, средства идут на выплату пенсий, материнского капитала и другие социальные пособия.

В Красноярском крае разные виды государственной поддержки получают более миллиона человек. Цифра, если вдуматься, ошеломляющая и даже шокирующая: более 40 краевых законов регулируют помощь разным категориям граждан, которыми охвачены более трети населения региона. Но не будем спешить с всплесками гордости за нашу страну. Как заявил недавно руководитель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, в России за чертой бедности находятся около 20 млн человек, причем половина из них по разным причинам помощь от государства не получают! Главный контролер страны уверен, что для 40 % снижения количества бедных в стране необходимо предусмотреть выделение из государственного бюджета дополнительно порядка 200 млрд рублей.

Не менее важным фактором, указывающим на отсутствие доходов у населения, является то, что более 80 % россиян не делают сбережений вообще. И дело не в том, что у жителей нашей страны нет доверия к банкам, хотя данный фактор присутствует. Доходы российских семей уходят на самое необходимое: продукты, минимальные бытовые потребности, коммунальные платежи, выплаты по кредитам, оплату за обучение и пр. Ковидный кризис ситуацию только усугубил.

Радует, что в коридорах власти при всем казенном обязательном оптимизме официальных лиц по поводу «социально ориентированного бюджета», хватает здравомыслящих людей, которые понимают, что одними деньгами проблему не решить. Политика в отечественной социальной сфере в целом неэффективна и требует серьезной перезагрузки. Главное понять, каким категориям граждан и в каком объеме действительно нужна социальная помощь, а кто без нее может обойтись. Пока же социальные пособия наравне с остро нуждающимися людьми не гнушаются получать и обладатели дорогой недвижимости и автомобилей. Пора работникам социальных служб с помощью Росфинмониторинга научиться более тщательно проверять условия, в которых живут претенденты на социальную помощь от государства, и источники их доходов.

Проблема состоит и в том, что реформировать социальную сферу по-настоящему, пока не решаются ни начальники, ни тем более оппозиционеры. Никому не хочется прослыть врагом «слабых и убогих», которые прочно подсели на бюджетную иглу всевозможных компенсационных выплат. О «высочайшем уровне социального иждивенчества» в 2003 году в интервью автору этих строк говорил еще Александр Хлопонин, будучи в этот период губернатором Красноярского края. Однако и ему — выходцу из крупного бизнеса — не удалось сократить количество тех, кто, работая в серой зоне и не показывая свои доходы, не стыдится получать деньги от государства на бедность.

 

ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ

В какой-то степени ответом на этот стратегический вызов стало очередное послание Владимира Путина Федеральному собранию. В нем главный акцент был сделан на внутренней политике, в частности на социальной поддержке населения. Народу был представлен широкий пакет социальных инициатив, в первую очередь направленных на решение острейшей демографической проблемы и на материальную поддержку семей с детьми. Президент подтвердил, что для него главным приоритетом является «сбережение народа». Пафосные слова были подкреплены раздачей разным группам населения бюджетных «слонов» разной величины.

— Мы понимаем, какой удар нанесла пандемия по благосостоянию людей, знаем это по цифрам, насколько сильно она обострила проблемы социального неравенства и бедности. Сейчас мы столкнулись с ростом цен, что съедает доходы граждан, — отметил президент страны Владимир Путин. — Власти необходимо добиться ощутимых изменений в борьбе с бедностью, в частности восстановить и обеспечить доходную часть каждой семьи. Прежде всего государство должно предоставить прямую поддержку семьям с детьми, которые находятся в сложной ситуации. В этой связи предлагаю провести еще одну единовременную выплату семьям с детьми школьного возраста, а именно по 10 тысяч рублей на всех школьников.

Как сообщил министр финансов страны Антон Силуанов, новые социальные инициативы Владимира Путина обойдутся федеральной казне примерно в 400 млрд рублей. Хотя с учетом роста цен на энергоносители для бюджета эти расходы вряд ли будут критической величиной, неизбежно возникает вопрос: за чей счет будет решаться проблема бедности в России? И это, по мнению экспертов, ключевой вопрос.

— Что такое «левый поворот», о чем говорилось в последних посланиях и что отразилось в поправках в Конституцию? Это упор на социальное развитие государства, здравоохранение, поддержку науки, образования, обустройства страны, — рассуждает красноярский политолог Юрий Москвич. — Вопросов много. В частности, откуда возьмутся средства? Как это будет реализовываться на практике? И как быть с ожиданием огромной части общества, относительно сделанных заявлений?

Примером сказанному может служить практика запуска непопулярной у населения страны пенсионной реформы, когда власть так и не смогла ответить на вопрос, почему проблемы Пенсионного фонда решаются исключительно за счет простых людей? Коль мы любим говорить о социальной солидарности, то логично было бы к данному процессу подключить олигархов и их сверхдоходы. Ведь ни для кого не секрет, что неприлично высокий разрыв между беднейшими слоями населения и несколькими тысячами самых состоятельных семей России достиг уже критического уровня. Данная тема уже давно находится в арсенале левых партий. Например, «Справедливая Россия» много лет безуспешно пытается продвинуть законопроект о прогрессивной шкале налогообложения, основная идея которого — богатые должны платить налоги по повышенной ставке. Только в прошлом году по инициативе Владимира Путина был сделан первый, пока еще очень робкий шаг в этом направлении. С 1 января этого года была установлена повышенная ставка 15 % на доходы свыше 5 млн рублей в год. Вряд ли это решение можно назвать прорывным или революционным, особенно в сравнении со многими ведущими странами мира, где богатые люди отдают в казну более половины доходов.

В апрельском послании лидер государства недвусмысленно намекнул представителям крупного бизнеса, что инвестировать прибыль необходимо в развитие экономики и территорий, а не прятать ее по офшорам и зарубежным банкам.

— Население страны вправе рассчитывать на то, что дополнительные финансовые инструменты, механизмы поддержки бизнеса принесут главный результат — трансформацию прибыли в инвестиции и развитие, — подчеркнул Владимир Путин. — Прибыль корпоративного сектора в этом году обещает быть рекордной, несмотря на все проблемы, с которыми сталкивается экономика страны. Посмотрим, как будет использована эта прибыль. Скажу, что называется, без протокола: кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает их в развитие своих предприятий и целых отраслей. Поощрять будем тех, кто вкладывает.

Многие наблюдатели отметили системный посыл «апрельских тезисов» Владимира Путина.

— То, что президент сосредоточился на социально-экономической проблематике, оправдано. Помощь, которую государство оказывает социально уязвимым слоям населения, из разовой в какой-то степени превращается в системную, — подчеркивает директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Очевидно, что в президентском послании заложен немалый электоральный потенциал, и именно путинские инициативы станут фундаментом программы «Единой России» на выборах в Госдуму и краевой парламент. Однако стоит отметить, что пенсионеры — одна из основных социальных групп поддержки действующей власти — в отличие от семей с детьми никаких особых «пряников» от первого лица пока не получили. Впрочем, до сентября время на исправление данного пробела у федеральной власти еще имеется.

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Очевидно, что в сложившейся системе межбюджетных отношений, когда большая часть доходов перечисляется в федеральную казну, у субъектов РФ объективно немного возможностей вносить существенные коррективы в свой социальный курс. Однако у регионов-локомотивов, к которым, безусловно, относится Красноярский край, все же есть определенный финансовый ресурс для решения социальных задач.

В Красноярском крае начиная с 2019 года вопросам социальной политики уделяется повышенное внимание. По распоряжению главы края Александра Усса проведена серьезная административная реформа, в частности, вопросы социальной защиты из ведения муниципалитетов были перенаправлены под крыло регионального правительства. Данная оптимизация пришлась по душе не всем. Серьезные возражения выдвигала команда красноярского градоначальника Сергея Еремина. Несмотря на это, реформа была не только проведена, но и признана успешной. Об этом Александр Усс сообщил сессии Заксобрания в своем отчете о работе исполнительной власти в ковидный год.

— Позитивную роль в работе отделений социальной сферы региона сыграла централизация полномочий на краевом уровне, что позволило обеспечить более высокую управляемость и единство подходов к реализации федеральных и региональных возможностей. Наряду с экстраординарными мерами, связанными с пандемией, в отчетном году шла планомерная работа по повышению качества и доступности социальных услуг, — отметил губернатор Красноярского края Александр Усс.

Глава региона назвал довольно впечатляющие цифры. Всего на реализацию мер социальной поддержки и социального обслуживания в крае в 2020 году было направлено более 43 млрд рублей — почти в полтора раза больше, чем в 2019 году. С 2020 года регион перешел на региональную социальную доплату к пенсии, получателями которой стали более 100 тыс. человек. По инициативе Александра Усса в ближайшее время ежемесячные выплаты начнут получать «дети войны». Эта тема, кстати, была долгоиграющей в содержательной повестке крайкома КПРФ. Но, как обычно, в России последнее слово в политически важном сюжете осталось за властью.

В грустном контексте постковидной реальности меры поддержки бизнеса начинают выглядеть как одна из форм социальной помощи населению, особенно если учесть, что сейчас в этом секторе экономики работает около 100 тыс. жителей края. Сильный удар по многим предпринимателям нанесла отмена ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и переход на патенты. В результате налоговая нагрузка для микробизнеса в ритейле увеличилась в 3-5 раз, а в отдельных случаях даже в 8 раз! Речь идет не о супер- и гипермаркетах, а о магазинчиках шаговой доступности либо вообще о единственных деревенских торговых точках. Многие из них закрылись или находятся на грани закрытия.

Краевая власть этой весной анонсировала два стратегических вектора по поддержке предпринимателей. Во-первых, решено дифференцировать стоимость патента в зависимости от района или города региона, где находится бизнесмен. Во-вторых, максимально снижается налоговая ставка для наиболее пострадавших в период пандемии коронавируса отраслей, а также компаниям, которые до 2020 года вносили обязательные платежи в бюджет по системе ЕНВД.

Оценит ли такую заботу власти электорат? Безусловно, для лояльных к режиму избирателей «пряники» выступают аргументом в пользу поддержки партии власти на выборах в Госдуму и Заксобрание «Единой России». Однако обольщаться не стоит, так как говорить о радикальном повороте российской власти в сторону акцентированного социального курса пока преждевременно.

просмотры: 1127
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске