просмотры: 987

Смейся, глядя на врага

Текст: Ольга Кургина Фото: архив КККБ
Карикатура как искусство, существующее еще со времен египетских пирамид, — только на первый взгляд несерьезная, шутливая живопись. На самом деле это уникальный синтез живописи и литературы, реального и фантастического, игра явных и тайных смыслов. Если провести аналогию между литературой и карикатурой, то окажется, что последняя активно использует классические литературные приемы: аллегорию, гротеск, метафору, гиперболу, восходя к самым разным жанрам — анекдоту, фельетону, сказке и басне.
Призванная высмеивать человеческие пороки, карикатура может быть как веселым анекдотом с бытовым сюжетом для семейных или дружеских посиделок, так и грозным оружием в идеологическом противостоянии, разящим противника стрелами бесстрашного и беспощадного смеха. В таком случае несерьезная на первый взгляд картинка способна значительно укрепить боевой дух нации и вселить безоговорочную веру в победу, развеяв миф о непобедимости самого сурового противника. Об этом в XVIII веке поведал нам еще Вольтер: «То, что сделалось смешным, не может быть опасным».

Это прекрасно понимали и художники-карикатуристы военных лет, создававшие бесчисленное количество недружеских ядовито-сатирических шаржей на фашистских вождей. Изобразив их уродливыми, ничтожными недочеловеками, авторы карикатур попутно развенчали идеологические идиотизмы нацистского мировоззрения. Борис Ефимов, начертавший свое знаменитое «Наглядное пособие», с успехом разоблачил миф об идеальной арийской расе на примере ее реальных главарей.


Используя популярный в сатирической живописи прием метафоры, художники уподобляли захватчиков самым мерзким, но в то же время мелким тварям фауны — крысам и тараканам-прусакам. Прусаками рыжих тараканов стали величать не случайно. В XVIII веке русские солдаты, возвращавшиеся домой после ряда побед, одержанных на территории Пруссии (современной Германии). Вместе с трофеями и прочим скарбом они нечаянно прихватили с собой и непрошенных гостей, до этого в России не обитавших. Наглых насекомых не без иронии нарекли по названию их исторической родины. Изображение солдата «непобедимой» армии рейха в виде воинственного и одновременно трусливого таракана с учетом национально-исторической подоплеки доморощенного названия этого насекомого — высший пилотаж искусства сатиры.


Огромное значение в идеологической борьбе против фашизма в годы войны приобретают карикатуры на Гитлера — развенчать ореол «могущественного» и «непобедимого» лидера Тысячелетнего рейха наперебой стремились почти все художники-карикатуристы. Особенно беспощадные карикатурные приговоры фюреру вынесли Кукрыниксы. За этой подписью скрывалось содружество трех художников: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова. Их едко-сатирические шаржи соединили метко схваченное портретное сходство со звериной сущностью предводителя «высшей расы» настолько удачно, что Гитлер распорядился включить художников в список личных врагов, подлежащих уничтожению после взятия Москвы.


Характерная черта карикатур на фюрера — подчеркнутое всеми художественными средствами его физическое и моральное ничтожество. Перед нами предстает не грозный тиран, а мелкий, жалкий, тщедушный и нелепый дистрофик-доходяга, способный вызвать весь спектр негативных чувств от презрения до отвращения, кроме, пожалуй, страха. Кукрыниксы средствами аллегоричной сатирической живописи передали тщательно замаскированную технической мощью (на начальном этапе кампании) и помпезным милитаристским антуражем главную слабость фашизма: отсутствие правды в ее высшем, нравственном смысле.


Кроме талантливого шаржа в искусстве карикатуры не менее важны и остроумный сюжет, и удачный каламбур — все это наделяет картинку сатирическим смыслом и превращает ее в забавный анекдот. В одной такой сюжетной карикатуре И. Семенова «По берлоге протягивай ноги» обыгрывается бегство немцев, собирающих остатки пожитков в гроб на колесиках и резюмирующих без особого сожаления: «Берлин, пожалуй, придется оставить». В другом сюжете четко определено законное и заслуженное историческое место нацистских мундиров в виде пугал в колхозном огороде: «Запомни, Фрося: у обер-лейтенанта мы посадили лук, у полковника — хрен, а генерал остается на бобах».


Как известно, история состоит из бесконечных дежавю, и человечество, все более совершенствуясь на техническом уровне, но упорно не желая учиться уму-разуму на очевидных ошибках, продолжает наступать на одни и те же грабли. А карикатура, несмотря ни на что, все пытается достучаться до нашего разума и из относительно недавнего прошлого продолжает посылать нам предупредительные сигналы, становясь спустя десятилетия неожиданно актуальной.


Перед нами интерпретация сцены из «Тараса Бульбы»: дело происходит на Украине в 1943 году во время освобождения от фашистов города Харькова. Советский солдат врывается в кабинет посаженного немцами бургомистра (градоначальника) из числа бандеровцев с сакраментальным вопросом: «Что, сукин сынку, помогли тебе твои немцы?!» Символична и карикатура, изображающая призрак немецкого солдата Первой мировой, провожающий уже явно неживого фашиста с пророческими словами: «Пойдем со мной, я дорогу с Украины с 1918 года знаю».


Бесславный конец фашизма всегда предрешен, в какой стране и когда бы он ни возник, какие бы силы за ним ни стояли — век самого варварского политического режима, несовместимого с нормальной человеческой жизнью, недолог.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®