Старт бурному развитию воздухоплавания был дан в 1924 году, когда в Красноярске образовали Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) — популярную в стране массовую организацию. После учреждения в 1927 году Осоавиахима во всем Советском Союзе открылись аэроклубы, под лозунгом «Комсомолец — на самолет!» повсеместно приступили к подготовке летного состава и парашютистов, аэропланы перестали быть чем-то необычным. Об этапах становления красноярской авиации и перспективных планах авиаклуба мы беседуем с начальником ПОУ «Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ Рооссии» Александром Решёткиным.
— Александр Анатольевич, добровольному обществу почти сто лет, расскажите об основных вехах создания авиационно-спортивного направления.
— Все началось с открытия в Красноярске в мае 1928 года первой в Сибири планерной станции, а через год курсов планеристов. В числе обучающихся была девушка — Любовь Дмитриева. Курсанты прыгали с парашютной вышки, катались на агитсамолетах, строили планеры. Активная пропаганда авиации привела к тому, что в 1934 году местные власти в целях военно-патриотического воспитания основали аэроклуб. Помощь в строительстве его инфраструктуры оказывал весь город и край, в первую очередь комитеты ВКП(б) и комсомола. На правом берегу Енисея, недалеко от возводимого завода «Стройкрасмаш» и ж/д станции Злобино, постепенно обустроили аэродром, появились ангары, склады, различное оборудование и аэропланы У-2. Но собственного помещения у клуба долго не было. Курсанты ютились по всему городу, вечерние занятия проводились в Доме обороны, в подвале здания «Детского мира» и даже на открытом воздухе в городском саду. Первое помещение клуба располагалось в бывшем православном соборе на Стрелке, а в 1936 году у клуба появилось собственное здание для теоретических занятий. Уже за первый год работы аэроклуб подготовил 171 парашютиста, 52 пилота, 21 инструктора-планериста, 14 инструкторов-авиамоделистов и одного инструктора-парашютиста. В дальнейшем обучение по различным направлениям в секциях нескольких отделений аэроклуба, уже при Осоавиахиме, ежегодно проходили свыше 400 человек.
С первых дней Великой Отечественной войны в Красноярском аэроклубе стали подготавливать радистов. В ноябре-декабре 1941 года из учебных самолетов У-2, имеющихся во всех отделениях Осоавиахима были сформировали ночные бомбардировочные авиаполки и отправлены на фронт. Многие летчики воевали на Балтике, на их счету сотни потопленных фашистских кораблей, все авиаторы были удостоены боевых наград, а 19 выпускников аэроклуба получили звания героев СССР, двое из них — дважды, некоторые посмертно. После войны работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи продолжилась, секции расширились, приумножились техническими видами спорта, авиамодельной лабораторией. В них ежегодно занималось свыше 900 юношей и девушек, стали чаще проводить различные соревнования. В 1967 году после реорганизации Министерства обороны и ВВС страны численность личного состава сократилась, ликвидировали секцию планеристов. Однако вплоть до перестроечных времен ежегодно в аэроклубе проходили подготовку около 400 парашютистов, из которых 40 спортсменов, порядка 350 курсантов для ВДВ и около 35 курсантов-летчиков. Затем произошел спад, и возрождение началось лишь в начале 2000-х годов. Тогда Красноярский аэроклуб был преобразован в авиационно-спортивный клуб (АСК). За годы работы аэроклуба в новом статусе было подготовлено около 80 тыс. парашютистов, свыше 5000 летчиков и более 500 планеристов. В числе наших выпускников десятки призеров различных соревнований по авиационным видам спорта, 5 рекордсменов мира по парашютному спорту.
— Насколько обширна материальная база у авиаторов сегодня, у вас большой авиапарк?
— Авиационно-спортивный клуб располагает парком автомобильной и аэродромной техники. К сожалению, учебно-тренировочных воздушных судов в разы меньше, чем было в советское время. Сертификат летной годности имеют восемь самолетов: четыре АН-2 для занятий курсантов-парашютистов и четыре ЯК-52 для первоначального обучения. Авиапарку необходима модернизация, но без государственного участия это практически невозможно. Большую часть своего бюджета формируем самостоятельно, оказываем услуги населению по прыжкам с парашютом, учебным полетам. Имеем устойчивые договоренности с руководством кадетских корпусов, патриотических клубов, силовыми структурами. На базе авиационно-спортивного клуба проходят подготовку и переподготовку парашютисты-спасатели, сотрудники полиции, Росгвардии,
ГУФСИН. В среднем, около 1,5 тыс. человек.
— Многие люди мечтают о небе, но не знают с чего начать, что бы им посоветовали?
— Все, кто пожелает заняться парашютным спортом или стать пилотом-любителем, могут вступить в клуб — единственную в Красноярске авиационную организацию. Пройти обучение и получить официальное летное свидетельство. Перед зачислением в летный отряд курсантов ждет серьезный медицинский и психологический отбор. Мы готовы всем юношам и девушкам дать путевку в небо. Еженедельно по четвергам в вечернее время для всех желающих совершить прыжок с парашютом, проходит двухчасовое ознакомительное занятие, прыжки выполняются по выходным.
— Мероприятие «Слет патриотов» на аэродроме ДОСААФ весьма популярно, эта акция проводится регулярно?
— Об этом традиционном мероприятии знают тысячи красноярцев, но в последнее время нашим планам мешают ограничения, связанные с пандемией. «Слет патриотов», в котором ежегодно участвуют порядка 300-400 ребятишек практически со всего края, проходит на базе Красноярского АСК, где разбивается полевой лагерь. Ярким акцентом мероприятия являются прыжки с парашютом, которыми подростки искренне восхищаются.
— Что касается спортивной стороны деятельности Красноярского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ, какими состязаниями запомнился 2021 год?
— В прошлом году мы провели открытый городской чемпионат по парашютному спорту и краевой, который можно назвать межрегиональным, так как в нем участвовали спортсмены из Хакасии, Иркутска, Новосибирска. Чемпионат проходил на
аэродроме Красноярского АСК и стал настоящим праздником профессионалов. Соревнования провели по двум спортивным дисциплинам: точность приземления и групповая акробатика. Последняя наиболее сложная, здесь очень важна слаженность команды, и приятно, что победителями стали наши спортсмены. Чемпионат Красноярска по парашютному спорту традиционно приурочен ко Дню города и проводится на острове Татышев при поддержке городской администрации. Зрелищное мероприятие привлекает красноярцев: понаблюдать за мастерством парашютистов, кружащих под куполом на высоте 1200 метров, приезжают сотни зрителей.
— Расскажите о мероприятиях запланированых в текущем году, какие из них станут особо яркими?
— В годовом плане работы АСК, направленном на патриотическое воспитание молодежи, ознакомление и приобщение населения к авиационным видам спорта, имеется много мероприятий авиационной тематики, в том числе городские и краевые чемпионаты. Предварительно на 18 июля 2022 года запланировано проведение регионального соревнования по парашютному спорту. Запланированы работа детского оздоровительного лагеря, проведение совместных сборов с краевым МЧС. Рассчитываем на проведение клубных турниров по парашютным прыжкам среди молодежи, чтобы повысить их спортивную квалификацию. Есть и другие идеи, к реализации которых обязательно приступим.