АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 07-08 (111-112) 2015 (15.08.2015)

Школьная форма от кутюр

Текст: Александр Белов
Казалось бы, споры о школьной одежде стихли после того, как в 2013 году президент России высказался за повсеместное введение формы. Сейчас она есть практически во всех школах страны, а в некоторых учебных заведениях от нее не отказывались даже в период неформальных вольностей. Не стал исключением и Красноярск. Да, есть родители, которые считают, что «отформатированный» набор вещей лишает детей индивидуальности и мешает им свободно проявлять себя, а кроме того, просто утомляет повседневным однообразием. Однако медики и психологи подтверждают: разнокалиберные наряды со множеством декоративных деталей и аксессуаров отвлекают учеников от занятий и мешают сосредоточиться на главном. Кроме того, школьная форма помогает сгладить углы социального неравенства и воспитать в детях дисциплину. Но ничто не мешает ей при этом быть модной и стильной, это уже вопрос выбора.
Министерство образования и науки России в ответ на обращение президента разработало и направило в регионы документ об установлении единых требований к одежде школьников. Сейчас каждое образовательное учреждение вправе устанавливать несколько видов формы: повседневную, парадную и спортивную. В ведомстве настаивают: обязательный для всех стандарт состоит в том, что «внешний вид учащихся должен соответствовать принятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер». Определение, согласитесь, довольно расплывчатое, дающее большой простор для трактовок и практических решений. Цвет, ткани и фасоны выбирают на родительских собраниях, совете школы или на заседании попечительского совета в относительно свободном полете фантазии.

Относительно, потому что реальное предложение на рынке пока никак не соответствует спросу и не удовлетворяет его. Найти форму в нужных количествах можно, но это совсем не то качество, какое хотелось бы видеть. По данным Национального союза производителей школьной формы (Россия), отечественные швейники в 2014–2015 учебном году смогли обеспечить отечественной продукцией четыре из 12 млн российских школьников. Остальное, получив немалую прибыль, восполнили производители из КНР.

Вопрос о том, как выпускать форму современных фасонов и из качественных материалов, при этом массово, да еще так, чтобы она не била родителей по карману, пока остается без решения. Алгоритм в целом понятен: необходимо выбрать с десяток самых успешных и удобных для детей коллекций и подготовить на них документы для швейных фабрик. Утвердить техрегламенты, в которых предусмотреть использование натуральных тканей с небольшим добавлением синтетики (чтобы было удобно и не мялось). А затем необходимо продумать систему дотаций или иных схем поддержки предприятий легкой промышленности, которые занимаются выпуском школьной одежды. Чтобы и фабрикам было выгодно выполнять большие заказы, и родители покупали форму по оптимальной цене. При массовом производстве такой баланс возможен.

В поисках общего знаменателя сторонники и противники формы в итоге сошлись в том, что она должна отвечать современным тенденциям моды. Иначе даже среди учеников младших классов найдутся «неформалы», отказывающиеся выполнять обязательные требования. Поэтому за создание функциональных, но отнюдь не скучных моделей школьной одежды взялись известные дизайнеры.

Профессионалы от кутюр предложили разные концепции. По мнению Вячеслава Зайцева, форма должна быть «простой, ясной и комфортной». Совместно с трикотажной фабрикой из Башкортостана кутюрье разработал экологичную и доступную коллекцию для ребят с 1-го по 4-й классы. Как отмечает модельер, одежда сшита из хлопка и пряжи натуральных волокон с небольшой примесью синтетической нити. Все изделия снабжены ребрами жесткости, которые помогут детям поддерживать правильную осанку. Комплекты от Зайцева состоят из кардиганов, пуловеров, жилетов, рубашек, водолазок, брюк, плиссированных юбок и платьев-сарафанов. Основные цвета — серый и синий, а специально для маленьких модниц предлагается несколько платьев с розовым верхом. Много изделий в клетку, с белой и красной отделкой. Художник также предлагает парадные костюмы в светло-бежевых и красных тонах. На создание коллекции его вдохновили школьники Лондона.

— Английская форма с детства учит организованности, развивает чувство такта и гармонии, — заметил Вячеслав Зайцев. — Неплохо было бы подумать и об униформе для педагогов. Учитель просто обязан отлично выглядеть, быть подтянутым, собранным и элегантным.

Однако эта идея отклика у педагогов и Минобразования так и не вызвала. По мнению многих модельеров, цвет школьной формы важен не только для моды, но и для успеваемости. Психологи с этим соглашаются, поскольку цвет способен значительно повлиять на концентрацию внимания, психологический настрой и даже на утомляемость. С этой точки зрения оптимальна одежда синих, коричневых, зеленых и бордовых оттенков, не рекомендуется жесткое сочетание черного и белого. По мнению психологов и медиков, именно эта контрастная монохромная гамма дестабилизирует эмоциональное состояние.

Очень важен и состав тканей. К началу этого учебного года в Научном центре здоровья детей уже протестировали школьную форму из 24 регионов России. Каждая восьмая вещь — сплошная синтетика. На основании лабораторных исследований установлено: 80% школьной формы не соответствует нормам безопасности. Это значит, что в процессе производства ткань не прошла достаточной обработки, либо изделие шили из некачественных материалов. Из каких именно, многие производители предпочитают скрывать. Информация на этикетках при этом не отражает реальное положение вещей. Увы, провести подобные испытания прямо в магазине родители не могут. То, что вещь действительно опасна, многие понимают только после того, как наденут ее на ребенка. Когда в прошлом учебном году у брянских учеников из-за школьной формы началась чесотка, мамы начали писать жалобы в администрацию города. В итоге местная власть выпустила постановление о составе ткани для школьной формы, соответствующем нормам безопасности технического регламента. Согласно этому документу школьная форма должна изготавливаться из материала с составом 45% шерсти и 55% полиэстера. В Красноярском крае подобный регламент пока не создан, и это повод для широкого обсуждения среди родителей.

Есть идея производить определенный набор подходящих тканей специально для форменной школьной одежды массово, на всю страну, как это было в СССР. Организацию текстильного кластера в Рязани с прицелом на выпуск тканей и пошив школьной формы для всей России рассматривал в 2014 году Валентин Юдашкин. Но пока дело не пошло дальше проектных разработок.

И, конечно, родителям и их детям хочется, помимо безопасности, оригинальных фасонов и качественного кроя. Здесь имеет смысл поговорить и мировых традициях форменных костюмов для мальчиков и девочек. Большая часть популярных и ныне классических моделей восходят к традиционному стилю school uniform. Формировался он на основе двух источников по гендерному принципу: для мальчиков — по военному образцу, для девочек — в духе одежды учениц монастырских школ, при создании которой прообразом в свою очередь послужили форменные платья английских горничных. Однако у всякого социального стереотипа, пусть даже растиражированного и освященного историей, всегда есть современное прочтение. В том же 2014-м в рамках Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week показали сразу несколько необычных и ярких школьных коллекций разного авторства и самых необычных решений. А в этом году оформилось партнерство ведущей российской компании по производству школьной формы АО «Смена» и дизайнера Марины Гущиной, победивших в конкурсе «Школьная форма» Министерства промышленности и торговли и Министерства науки и образования Российской Федерации. Наградой победителям стала возможность представить коллекции одежды для школьников в 20 флагманских магазинах сети «Детский мир» в преддверии 2015–2016 учебного года. В результате уже в этом месяце родители российских школьников смогут оценить и приобрести понравившиеся модели, придуманные Гущиной. Коллекция выполнена из различных тканей: от классической поливискозы и трикотажа до джинсовой и ориентирована на школьников разного возраста. Девочкам предлагаются сарафаны, трикотажные платья, юбки плиссе, блузоны с бантами и жабо. Для мальчиков — костюмы и жилеты, классические рубашки и галстуки, кашемировые водолазки, жакеты, брюки. И это качественная одежда.

Проверенным производителем является и питерская фабрика «Салют», которая шьет детские комплекты и школьную форму под торговой маркой DESALU. В основе — однотонные ткани высокого качества синего, серого, черного, бордового и зеленого цветов, а также традиционная шотландка. Столичная торговая марка SkyLake также является одним из ведущих российских производителей одежды для школы. Форма 2015 года предприятием представлена в коллекциях «Рио-Габардин» (синий, черный, бордо, зеленый), «Кембридж», «Диана» и других. Сибирская фирма Desty (г. Омск) ориентирована на производство всевозможных девичьих нарядов, в том числе и школьной формы. Интересно, что здесь используется так называемая капсульная система формирования моделей, когда изделие может быть пошито из разных вариантов ткани и скомплектовано с любыми дополнениями.

В Красноярске, как показал опрос общественного мнения, самой популярной цветовой гаммой родители называют синий и серый цвета, а сами школьники предпочитают более яркие варианты. Например, ученицы среднего звена выбирают насыщенный синий, красный, зеленый и даже цвет фуксии. Для девочек самый популярный стандарт — блузка и юбка. На пиджаках или жакетах настаивают только в нескольких школах. Во многих образовательных учреждениях нашего города изъяли из девичьей формы брюки, зато разрешают сарафан. У мальчиков все проще: пиджак (альтернатива — жилет), брюки, галстук. А школьники почти поголовно говорят о том, что хотят ходить на уроки в джинсах — это удобнее и практичнее, чем носить мнущиеся школьные брюки и юбки. И более того, в нарушение всех принятых эдиктов они зачастую так и делают, несмотря на риск дисциплинарных замечаний.

В заключение добавим, что цены (даже на не самую качественную школьную одежду) выросли. По отдельным позициям, например костюмы для мальчиков, — на 40–45%. И даже по самым скромным ориентирам один комплект школьной формы без обуви в среднем будет стоить 6-8 тыс. рублей — это в том случае, если форму в школе не шьют на заказ. Общая же экипировка в этом году обойдется как минимум на 30% дороже, чем в прошлом.

просмотры: 4216
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске