просмотры: 953

Северный концепт: креативная модель

Текст: Александр Белов Фото: архив КГБПОУ «Таймырский колледж»
Подготовка квалифицированных рабочих кадров на Крайнем Севере имеет особую специфику — решить эту задачу под силу учреждению, обладающему богатым опытом и большим потенциалом для дальнейшего развития.
С этой точки зрения Таймырский колледж — учреждение много-уровневого и многопрофильного профобразования рабочих и специалистов — оптимальный вариант для решения проблемы дефицита кадров в малых городах Крайнего Севера. О том, как в процессе обучения учитывается специфика жизни и работы в северных территориях, ключевых проектах и партнерах рассказывает Вера Черкасова, директор КГБПОУ «Таймырский колледж», кандидат педагогических наук.

— Вера Николаевна, расскажите о роли колледжа в обеспечении Таймыра и края в целом квалифицированными рабочими кадрами. 


— Таймырский колледж — единственное учебное заведение профессионального образования на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Подготовка высококвалифицированных специалистов осуществляется путем эффективного внедрения инновационных элементов, направленных на формирование прорывных и социальных компетенций, таких как «Молодежный коворкинг» — новый формат организации командной работы, «Студенческий бизнес-инкубатор», «Фаблаб Таймыр» — центр студенческого инновационного и технического творчества, STEM–центр. Новая форма образования, внедряемая в колледже, позволяет добиваться качественного роста квалификации кадров и повышения престижа рабочих профессий в соответствии с требованиями наших социальных партнеров.


Благодаря поддержке администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района колледж продолжает реализовывать грантовый проект «Летняя (сезонная) кочевая школа», направленный на развитие индивидуальных способностей и талантов детей кочевников, где студенты разных специальностей и профессий получают практический опыт в области традиционных промыслов и в работе с детьми кочевников.


Для обеспечения доступности профессионального образования Таймырский колледж в рамках сетевого взаимодействия с районным управлением образования осуществляет экспериментальную работу по созданию филиалов в поселках Потапово и Караул. Благодаря им учащиеся смогут получить профессиональные и дополнительные предпринимательские компетенции по профессиям «оленевод-механизатор», «вышивальщица», «повар», «парикмахер». Свидетельство о профессии, которое по окончании получат выпускники, даст возможность ребятам правильно построить карьеру и стать успешными: устроиться в поселковых хозяйствах и предприятиях по выбранной специальности, открыть свое дело или продолжить обучение в учреждениях среднего или высшего профобразования.


— Учитывается ли при подготовке специалистов специфика работы на севере, особенности развития хозяйственной деятельности?


— Таймыр — Арктический регион Красноярского края. Именно поэтому в отношении развития таймырского севера, а значит, и развития нашего колледжа необходимо учитывать двойственную функцию. С одной стороны, это среда обитания коренного населения, часть которого ведет традиционное хозяйство, а с другой — важнейшая сырьевая база страны, дающая работу большинству нынешних жителей региона, которые обеспечивают значительную часть потребностей России в газе, цветных металлах, а в будущем и нефти. Поэтому подготовка кадров в КГБПОУ «Таймырский колледж» в настоящее время рассматривается в двух аспектах: для отраслей традиционного природопользования с учетом состояния биоресурсов территории и для современных отраслей экономики арктического севера Красноярского края.


— Как в колледже обеспечивается такая составляющая образовательного процесса, как практикоориентированность?


— Формирование профессиональных компетенций — основная задача образовательного учреждения. На это нацелены федеральные государственные образовательные стандарты профобразования. Для качественного овладения всеми видами профессиональной деятельности у студента должна сформироваться устойчивая мотивация. При этом также необходимо обеспечить интегративно-междисциплинарный подход и преемственность на всех этапах обучения, разработать креативно-деятельностную модель становления профессиональной компетентности студента.


Для наиболее эффективного прохождения учебной и производственной практики необходима четкая формулировка ее задач. Для этого мы предлагаем рассматривать виды деятельности специалиста, необходимые для этого компетенции и приобретение практического опыта как единое целое при формировании задания на практику. В КГБПОУ «Таймырский колледж» для погружения в практическую деятельность студентов имеются прекрасно оснащенные мастерские, учебные кабинеты, в которых проводятся практические занятия, а также заключаются договоры с работодателями об организации практики студентов.


Мы находимся в ограниченной территории, больших предприятий в городе Дудинка, к сожалению, нет. Естественно, устроить студента на практику с учетом специфики профессии или специальности, содержания профессиональных модулей является проблемой. Поэтому приходится направлять ребят за пределы города. Такие предприятия, как ЗФ ПАО «ГМК «Норильский Никель», ОАО «Норильскгазпром» и другие предоставляют нашим студентами места для прохождения производственной практики. Работниками колледжа и Заполярного филиала «Норникеля» проводится работа по организации дуального обучения, которое направлено на достижение сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей, а также развития социального партнерства между образовательным учреждением и предприятием. Компания организует проведение производственной практики для обучающихся вторых, третьих, четвертых курсов по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по видам)».


На базе колледжа успешно функционирует и развивается учебная фирма, благодаря которой студенты закрепляют практические навыки народных промыслов. Они изготавливают всевозможные поделки: работают с бисером, рогом, костью, сукном и т. д., сдают товар в учебный магазин и зарабатывают денежные средства. Также на площадке коллежа действует проект «Бизнес-инкубатор», в рамках которого студенты в свободное от учебы время обучаются предпринимательству. Для нашей территории это очень важно, ведь часть выпускников обязательно вернется в поселки муниципального района. Рабочих мест там нет, и полученные в бизнес-инкубаторе знания помогут молодым людям открыть свое дело.


Наши студенты принимают активное участие в Предпринимательских играх, которые проходят ежемесячно при содействии Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. 10 студенческих команд колледжа принимали участие в четырех последних играх в режиме онлайн. Один раз в год студенты обязательно выезжают к устроителям конкурса для участия в практических работах.


С целью ранней профессионализации и погружения в профессию в колледже проводятся пробы по 12 профессиям. После уроков школьники посещают практические занятия, пробуют себя в профессии, общаются со студентами и преподавателями. Такая форма работы позволяет скорректировать решение ребенка о дальнейшем образовании, понять специфику профессии, увидеть себя в ней. В результате на обучение принимаются полностью мотивированные подростки.


— Переход на стандарты нового поколения обязывает совершенствовать техническую базу, как решена эта задача?


— Проведена работа по созданию полигона для специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», где студенты по графику обу-
чаются вождению по категориям В и С. Готовится к запуску мастерская по выделке шкуры оленя. Установлено оборудование, позволяющее полностью обработать шкуру и получить из нее кожу. Это позволит наладить выпуск готовых изделий из кожи и меха. Пошивочная мастерская готова к работе, пока же студенты работают с искусственной кожей и тканью. Новое оборудование приобретено и для поварской мастерской. С его помощью можно будет организовать работу студенческого кафе: студенты по профессии «повар-кондитер» будут готовить выпечку, а обучающиеся по профессии «продавец (коммерсант)» — ее реализовывать. Учебные мастерские колледжа готовы оказывать сервисные услуги населению. С этой целью произведена передислокация учебных кабинетов и мастерских: последние теперь расположены на первом этаже, и для каждой разработан перечень сервисных услуг, которыми смогут воспользоваться горожане.


Также стоит отметить активность студентов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства разных уровней, от региональных до международного WorldSkills. В связи с удаленностью от материка и невозможностью массово принимать участие в этом мероприятии работниками колледжа разработан собственный конкурс профессионального мастерства ArcticSkills. Он максимально приближен по формату к международному и позволяет будущим специалистам отрабатывать все профессиональные навыки и умения.


Все перечисленные мероприятия подразумевают работу студентов как индивидуально, так и в группах, направлены на развитие общих и профессиональных компетенций у студентов, ведь творческая работа в команде является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности.


— Запланированы ли какие-либо мероприятия в колледже в честь 85-летия образования Таймыра и Эвенкии?


— В рамках празднования юбилейной даты педагогический и студенческий коллектив колледжа планирует ряд значимых для всего Таймырского района событий. Мы традиционно реализуем социальные проекты и практики различной направленности: студенческие добровольческие отряды работают в сфере профориентации, экологии, патриотического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, добровольчества в образовании и т. д. Волонтерское движение колледжа в этом году также отмечает свой небольшой, 10-летний юбилей. Знаменуя добрую волю студенческой молодежи Таймыра и инновационные подходы к решению социально значимых проблем северян, ко Дню Таймыра и Международному дню волонтера 7 декабря в колледже состоится первый в районе Фестиваль студенческого волонтерства «Добрый Таймыр». Программа мероприятия обширна и многообразна, к участию в площадках фестиваля приглашены все социальные партнеры и благополучатели. «Добрый Таймыр» будет представлен в виде настоящей фабрики добрых дел: «цех добро-производства» и «мастерские добро-творчества», креативные фото-сеты и фото-сушки, агитбригады и флешмобы, благотворительная ярмарка, тренинги, мастер-классы, игры — всего более 15 площадок.


9 декабря в колледже запланирован необычный праздничный концерт «Тайны Таймыра» с элементами лайт-шоу, спецэффектов и, как всегда, яркой, колоритной и насыщенной программой. В финале концерта с песней «Не расстанусь с тобой, Таймыр» выступит хор студентов и педагогов колледжа. В завершение состоится открытие студенческого снежного городка, который создается на площадке колледжа ежегодно силами студентов и мастеров декоративно-прикладного творчества.


Мероприятия, приуроченные к празднованию юбилея, пройдут не только на площадке колледжа, но и в Норильске, где творческое объединение студентов и мастеров «Молодежный Северный Арбат» организует благотворительные мастер-классы по созданию новогодних сувениров и украшений в этническом стиле, а также в Москве, где делегации колледжа представят Таймыр на Всероссийском молодежном форуме коренных малочисленных народов России «Российский Север».

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®