просмотры: 132

Сельская «перезагрузка»: стратегия созидания

Текст: Марьяна Долгополова
Близится к завершению самый непредсказуемый в современной истории 2020 год. Но, несмотря на дефляцию в промышленном секторе, в сельской отрасли все спокойно и даже наблюдается небольшой рост. Так повелось, что в любые кризисные годы аграрии просто делают свое дело — занимаются животноводством, сеют и убирают хлеб.

 


Об итогах уходящего года и планах развития территории беседуем с главой Курагинского района Красноярского края Владимиром Дутченко. Узнаем, о том, что удалось исполнительной власти сделать для улучшения условий жизни курагинцев, какие проекты в связке с бизнесом смогли реализовать и воплотить в жизнь, а также о первоочередных задачах, которые необходимо решить для улучшения качества жизни местных жителей.

— Владимир Валентинович, расскажите об урожае-2020, с какими трудностями столкнулись, чем порадовала уборочная страда хлеборобов?


— Курагинский район, как и все территории региона, относится к зоне рискованного земледелия. В сельском хозяйстве очень многое зависит от погодных условий, а зарядившие осенние дожди тормозили механизаторов и комбайнеров. Они буквально каждый гектар выхватывали у непогоды, чтобы собрать и не оставить зерновые на полях. Как бы ни было тяжело, темпы уборочной кампании были хорошими, мы ничего не оставили под снегом до весны. И главное, получили великолепнейший урожай — в среднем 33,3 ц/га. Такой высокий показатель складывается из многих факторов использования агротехнологий: инсектицидных обработок, повышения посевных качеств семян, внесения достаточного количества удобрений. Все это дало богатые результаты по зерновым и зернобобовым культурам, значительно улучшив их относительно показателей 2019 года.


В передовики вышло ЗАО «Марининское», руководитель которого Андрей Бирих активно использует новые технологии и наработки для увеличения продуктивности молока крупнорогатого скота. Хорошие показатели в этом году демонстрирует ОПХ «Курагинское», которое относится к Красноярскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства Сибирского отделения РАН. Неплохо отработало сельхозпредприятие ЗАО «Березовское» и ряд других хозяйств.


— Расскажите об основных экономических показателях промышленных предприятий вашего района, есть ли успехи в этом секторе?


— Так сложилось, что наша территория хорошо представлена аграрными предприятиями, которые регулярно добиваются высоких показателей, ежегодно демонстрируя 3-4 % роста. В промышленной отрасли все не так радужно, как хотелось бы. И это при том, что Курагинский район весьма богат природными ресурсами: открыто 76 месторождений золота, железа, титана, марганца, молибдена, бериллия, фосфоритов и других залежей. Эксплуатация не ведется в связи с отсутствием транспортной доступности. В Большой Ирбе, где ликвидировали Ирбинский филиал ОАО «Евразруда», есть надежда на восстановление железнорудной промышленности обогащения и добычи рудного концентрата-42. Сейчас предприятие не работает, но инфраструктура сохранена, и если найдется инвестор, производство может быть возобновлено. Запуск в принципе требует небольших затрат. А пока там добывают щебень из вмещающих пород, отгружая его строителям на железную дорогу и дорожным компаниям, которые ремонтируют автомагистрали в Ермаковском, Каратузском и Курагинском районах. Осуществляет деятельность АО «АЗРК» (Артемовск). В этом году золоторудная компания вышла на плюс 0, что весьма радует. Значит, потенциал есть. Отрабатываются разные варианты извлечения золота методом выщелачивания. Думаю, что ГОК скоро заработает на полную мощность. Кроме того, выполняя план, трудится коллектив Курагинского щебеночного завода (филиал АО «ПНК»). Остальная промышленность связана со строительством. В этом году его объемы выросли на 200-300 процентов.


— Вы имеете в виду строительство оптико-волоконной сети по программе цифрового обеспечения в удаленные поселки района?


— Не только, хотя это весьма важный проект для устойчивой связи на территории. Также в этом году сданы в эксплуатацию три ФАПа, а в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтированы участки трасс «Саяны» и Курагино — Черемшанка. Проведены улично-дорожные работы внутри муниципальных образований. Считаю, что качество ремонтов очень хорошее. Кроме того, в райцентре возводится самый современный, крупнейший на юге края зерноперерабатывающий комплекс. Здесь запланировано производство белой и ржаной муки, а также выпуск различных видов макарон и круп (гречки, пшена), в том числе геркулеса на основе пшеницы, гороха и ячменя. Но главное строительство связано с реализацией федерального инвестпроекта расширения железной дороги Междуреченск — Тайшет. Прокладывается второй путь с обустройством дорожной инфраструктуры. К восьми участкам в этом году добавилось 3-4 перегона, каждый из которых соединяет смежные раздельные пункты. Это позволит увеличить пропускную способность и связать объект с планируемым многомиллиардным железнодорожным проектом Кызыл — Курагино. Таким образом, пропускная способность железнодорожной магистрали на нашей территории вырастет, как и налоговые отчисления в казну. Когда будут созданы условия для строительства промышленных объектов, тогда ныне дотационный Курагинский район станет самодостаточным. Уже сейчас неплохие экономические сборы идут по станции Кошурниково, где сосредоточена дистанция путей, узловая дорожная инфраструктура. Данный факт позволяет муниципалитету существовать на свои деньги. Как и самому Курагино. В бюджете райцентра 18 млн рублей собственных средств, которые распределяются на различные мероприятия по улучшению инфраструктуры, дорожной сети, благоустройство.


— А какие у вас успехи в развитии туристической отрасли? Можно говорить о какой-то прибыли у предпринимателей? 


— Коронавирус подкосил предпринимательскую жилку, но мы вирус переборем, и все будет отлично. Туризм — весьма перспективная отрасль, хотя пока она слабо развита, ни о какой прибыли говорить не приходится. Есть возможность организовать сплавы для туристов на реках Казыр, Амыл, Туба с гораздо большим размахом, чем сейчас. Кстати, на берегах Тубы располагаются археологические раскопки, которые можно обустроить для туристов. В районе находится уникальный памятник древнего наскального творчества — Шалоболинская писаница. Запечатленные на ней петроглифы известны далеко за пределами Красноярского края и поражают своей масштабностью. Рисунки от Каменного до первой половины XX века расположены на протяжении трех километров на высоте от 1,5 м до 150 м скального массива. В общей сложности ученые насчитали около 500 участков петроглифов различной техники исполнения. Это место обладает высоким потенциалом для привлечения туристов. В районе много интересных мест, где любят бывать курагинцы и жители других территорий региона. Например, «Небесное озеро», Тиберкуль, Кочергинский монастырь, Шалоболинский собор 1800 года. Считаю, что у нас есть куда привозить туристов и что показывать. Имеются все возможности для развития спортивного, рыболовного и событийного туризма, но необходимы инвестиции для строительства турбаз.


— Местный бизнес в развитии любой территории несет социальную ответственность, как в районе выстраиваются отношения с предпринимательским сообществом? 


— Наши предприниматели активно помогают, за что им большое спасибо. Однако район принимает участие в КИП «Енисейская Сибирь», предусматривающем развитие трех регионов: Красноярского края, Республик Хакасии и Тувы. В рамках реализации данных проектов в направлении Ак-Сугского месторождения ведется строительство автодороги Журавлево — Ак-Суг для освоения природных богатств регионов. Поэтому в дальнейшем с представителями крупного бизнеса мы планируем подписывать соглашения о социально-экономическом партнерстве. Например, в этом году один из инвесторов КИП (компания ООО «УК «Интергео») подарила районной больнице автомобиль скорой медпомощи «Соболь». Он оснащен по последнему слову техники, имеет концентратор и увлажнитель кислорода, пульсоксиметры, электрокардиограф. Главврач ЦРБ Сергей Фурсевич считает, что скорая стала отличным подспорьем в условиях пандемии, помогает справиться с возросшей на врачей нагрузкой.


— Поделитесь планами, с какими перспективными проектами связываете будущее Курагинского района? 


— Уверен, в силу географического расположения территории со временем район превратится в крупный транспортно-логистический центр «Енисейской Сибири». Ни на одной из территорий края нет такого количества автомобильных асфальтовобетонных и гравийных дорог и сотен километров железной магистрали. Легко можно выехать через Шалинское на автотрассу «Сибирь» (бывшую «Байкал»). По железной дороге удобно отправлять полезные ископаемые в морские порты на Дальний Восток, в Европу. На 2021 год запланирована передача в Госэкспертизу проекта железной дороги Кызыл — Курагино, отредактированного Санкт-Петербургским институтом. Скоро можно будет серьезно говорить о строительстве новой магистрали, которая в дальнейшем соединится с железными дорогами Монголии, Китая, стран Южной Азии. Геополитически это очень интересно, а от прохождения товаров по территории Курагинского района мы только выиграем. Ожидается, что в ближайшие годы в Красноярском крае будет создан новый центр цветной металлургии на базе платино-медно-никелевых и медно-молибденовых уникальных месторождений юга региона и Тувы. То есть перспективы у района хорошие. Думаю, в ближайшие пять лет райцентр Курагино станет городом. Продолжит свое развитие сельское хозяйство, появятся высокотехнологичные промышленные объекты, а значит, вырастут отчисления в бюджет. К лучшему изменится наша действительность, мы сможем создавать комфортные условия жизнедеятельности в сельской местности, привлекать кадры, обеспечивать условия для малого и среднего бизнеса.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®