— Вера Николаевна, расскажите о планах на новый учебный год, каковы приоритетные направления?
— Поскольку колледж является активным участником краевой программы «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального обучения», то одно из основных направлений деятельности педагогического коллектива — обеспечение практико-ориентированного, дуального образования. Это позволяет осуществлять формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в соответствии с требованиями работодателей и в конечном итоге способствует их успешному трудоустройству и эффективной работе в рамках полученных профессий и специальностей. Приоритетные направления — подготовка рабочих кадров для традиционного природопользования и высококвалифицированных рабочих кадров для нефтегазовой отрасли.
Кроме того, важной составляющей эффективного образовательного процесса является ранняя профессионализация молодежи. С целью подготовки учащихся образовательных школ муниципального района к осознанному выбору профессии для них и их родителей традиционно проводятся дни открытых дверей и профориентации, ярмарки образовательных услуг, профессиональные пробы. Работая с учащимися общеобразовательных школ, мы видим в них будущих абитуриентов и заранее настраиваем на обдуманный выбор востребованных и перспективных специальностей.
В целях совершенствования профессионального мастерства учащихся колледж в числе первых присоединился к международному движению WorldSkills Russia: в 2014 году наши студенты принимали участие в конкурсе по компетенции «Электромонтаж», а в 2015-м — и по компетенции «Специалист сухого метода строительства, штукатур». Также неотъемлемой частью образовательного процесса в Таймырском колледже является предоставление возможностей студентам для технического творчества, развития навыков предпринимательской деятельности через реализацию собственных проектов в рамках работы Центра студенческого инновационного и технического творчества «ФабЛаб Таймыр», учебно-производственной фирмы «Хозяин тундры», сети мастерских «Молодежный Северный Арбат», STEM-центра, инновационного центра дополнительного образования «Молодежный коворкинг».
— В чем заключается специфика работы колледжа в северном районе края?
— В настоящее время в Таймырском колледже успешно обучаются представители пяти коренных этносов арктического региона Красноярского края: энцы, ненцы, нганасаны, эвенки и долганы. В связи с этим в учреждении созданы условия для освоения и репродуктивного воспроизведения студентами родного языка, привития культурных и духовных ценностей, связанных с сохранением культурного наследия предков. В колледже организованы этнохореографическая студия «Северное сияние», учебная фирма «Хозяин тундры» с разнообразными мастерскими и сувенирным магазином «Учугой». Налажено международное сотрудничество с Центром образования саамского региона (г. Инари, Финляндия) с целью обмена опытом в области традиционного природопользования, в том числе по подготовке рабочих кадров для оленеводства и обучению выделки шкур оленя для развития кожевенного производства.
Для обеспечения инновационного развития металлургической и нефтегазовой отраслей экономики региона на базе колледжа при поддержке Заполярного филиала АО «ГМК «Норильский никель» создан Территориальный производственно-образовательный консорциум по подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров. Проект реализован в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие общего и профессионального образования Красноярского края». Помимо колледжа в состав консорциума вошли Красноярский индустриальный металлургический техникум, профессиональный лицей № 17 и профессиональное училище № 105. Объединение образовательных ресурсов позволило обеспечить новый подход к организации системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективного регионального рынка труда — нефтегазовой отрасли.
Одной из специфических особенностей работы на севере края составляет сложная транспортная схема Таймыра, границы которого расположены за Полярным кругом. Это осложняет социально-экономическое развитие территории в целом, в том числе развитие традиционной хозяйственной деятельности, что учитывается при подготовке кадров для местных предприятий. При этом территориальная удаленность не является препятствием для сотрудничества активной молодежи: по инициативе студенческого совета Таймырского колледжа создана Ассоциация студентов Арктики. В ее состав вошли органы студенческого самоуправления всех арктических территорий: Таймырского муниципального района, Норильского промышленного района, Эвенкии, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Архангельской и Мурманской областей, Республики Саха (Якутия). Такое сетевое взаимодействие в формате виртуального коворкинга повышает активность студенческой молодежи, открывая доступ к новым знаниям, идеям, методикам их реализации.
— С какими предприятиями налажены контакты по трудоустройству выпускников, востребованы ли ваши специалисты?
— Более 40 предприятий предоставляют студентам колледжа базу для прохождения практики, а в будущем — и возможность трудоустройства. Среди них организации, работающие в сфере добычи и переработки, развивающие традиционные виды хозяйствования, транспортные, жилищно-коммунальные, образовательные и другие учреждения. Для обеспечения эффективного взаимодействия создан Совет работодателей, в состав которого входят представители организаций различных форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, представители педагогического коллектива Таймырского колледжа и Центра занятости населения г. Дудинки. С отдельными предприятиями заключаются договоры на целевую подготовку студентов — в дальнейшем мы намерены увеличить их количество.
Также в целях содействия трудоустройству молодых специалистов на базе колледжа с 2009 года действует служба, в задачи которой входит ведение информационной базы о выпускниках и работодателях, мониторинг занятости и составление прогноза кадровой потребности предприятий, предоставление студентам и выпускникам информации о спросе и предложении на рынке труда. Помимо этого, специалисты колледжа консультируют их по вопросам оформления резюме, общения с работодателями, трудоустройства и адаптации. Такое системное взаимодействие позволяет нам добиваться качественного роста квалификации рабочих кадров и повышения престижа рабочих профессий. Достижению этой цели способствует и вовлеченность студентов колледжа в международное движение WorldSkills, а также участие в других статусных мероприятиях, таких как Международная научно-практическая конференция «Профи», Предпринимательские игры.
— Колледж сегодня живет очень интенсивной жизнью, а каковы планы на будущее?
— Мы планируем открыть новые специальности и профессии по двум направлениям: швейное дело и контрольно-измерительные приборы. Также в планах создание нового учебного хозяйства, пополнение внебюджетного фонда за счет работы действующих учебных мастерских и лабораторий. В рамках международного сотрудничества готовится к реализации проект обучения специалистов в целях сохранения и развития оленеводства. Он будет состоять из нескольких модулей: дистанционные курсы «Оленеводство и изменение климата», «Организация оленеводства»; «Переработка оленьего мяса» — г. Инари, Финляндия; «Оленеводство и хищные животные», «Экономика и регионы оленеводства» — г. Йоккмокк, Швеция; «Традиционные умения саамов в оленеводстве» — г. Каутокейно, Норвегия. Для освоения инноваций в области оленеводства будет налажен взаимообмен студентами с селом Лов-озеро в Мурманской области и городом Энонтекие в Финляндии. Реализация данного проекта поможет подготовить учащихся к участию в международном движении WorldSkills Russia, а в более отдаленной перспективе — к эффективной работе молодых кадров по востребованной в регионе специальности, что и является ключевой задачей колледжа.