С чего начиналось отечественное автомобилестроение
В мае 1896 года два петербургских предпринимателя представили построенный ими моторный экипаж, тем самым открыв эпоху отечественного автомобилестроения. Ныне отмечаем его 120-летие
Нельзя сказать, что это событие на излете XIX века имело огромный резонанс, хотя и незамеченным оно тоже не осталось: «Журнал новейших открытий и изобретений» посвятил ему заметку под названием «Производство экипажей с бензиновыми двигателями в России». К сожалению, автор подписался скромно: «П. Инженер», ввиду чего установить имя человека, который первым сообщил читателям о чуде техники, невозможно. Однако если вспомнить, что данное издание регулярно публиковало материалы об автомобилях и принадлежали они перу инженера Николая Песоцкого, то вполне вероятно, что автором заметки был именно он.
Автор констатировал, что «производство экипажей с механическими двигателями, принявшее во Франции, Германии, Англии и других государствах довольно обширные размеры, не имело до сих пор еще предпринимателей в России» и что таковые наконец нашлись. И не кто-нибудь, а «известная фирма в Петербурге «Фрезе и К°», построившая экипаж, и «Завод газовых и керосиновых двигателей Е.А. Яковлева», построивший к нему двигатель». Так, стараниями двух фирм родился «экипаж вполне русского производства».
Об этой машине историки много писали и спорили, пытаясь разобраться в особенностях ее конструкции и технических параметрах. И за всем этим «отцы» первого русского автомобиля – Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе – долгое время оставались в тени. А ведь эти люди стояли у истоков не только российского автомобилестроения, но и машиностроения как такового.