просмотры: 86

Россия прирастет Сибирью

Текст: Марьяна Долгополова Фото: ensib.ru
«Енисейская Сибирь» — это больше чем название масштабного проекта с межрегиональным характером. Не просто добыча и переработка залежей полезных ископаемых до огромных запасов углеводородов, но и создание ресурсной базы, объектов энергетики, транспортной инфраструктуры, новых рабочих мест.

 


Это целый макрорегион, который на долгие годы станет драйвером развития экономики Сибири. О том, почему обширный портфель разноплановых бизнес-проектов объединили под таким именем, объяснений немало. Основным стало то, что бренды Енисея и Сибири известны во всем мире, а не только в России. Три сибирских региона объединяет протекающая по их территориям одна река, что тоже сыграло роль. С начала объявления мегапроекта в 2018 году словосочетание «Енисейская Сибирь» прочно вошло в нашу жизнь. Дискуссии и обсуждения значимости комплексного инвестиционного проекта (КИП) для Красноярского края, Хакасии и Тувы постепенно меняют реальность, переходя от бесконечных разговоров про оргвопросы и большие планы — к делу.

 


ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


КИП, оцениваемый в 3,5 трлн рублей финансовых вложений, может стать самым глобальным за всю постсоветскую историю страны. Особенно если в него войдут нереализованные инвестпроекты комплексного развития Нижнего Приангарья, заявленные еще в 2005 году. За исключением Богучанской ГЭС, алюминиевого завода и небольших деревообрабатывающих комбинатов, других промышленных объектов там не возникло. Проблема — в застопорившейся стройке железной дороги Карабула — Ярки. Несмотря на то что 46-километровая магистраль готова на 90 %, госфинансирования нет с 2015 года, и трасса постепенно зарастает тайгой. Без этой дороги и речи не может быть об освоении богатых углеводородных месторождений Юрубчено-Тохомской и Куюмбинской зон, как и о возведении нефте- и газоперерабатывающих предприятий. Чтобы дать замороженным проектам вторую жизнь, сейчас заговорили о создании Ангаро-Енисейской экономической зоны в рамках комплексного инвестпроекта, куда перекочуют планы Нижнего Приангарья. Всем ясно, что в программе «Енисейской Сибири» нужно уделять особое внимание развитию транспортно-логистических сообщений: строительству автодорог, железнодорожных веток Элегест — Кызыл — Курагино (с выходом на Транссиб), речных и морских портов Севморпути (СМП), а также аэродромов Трансполярного воздушного коридора. Иначе сложно говорить о положительном эффекте КИП и заявленных многомиллиардных налоговых отчислениях в бюджет. В рамках федерального многокомпонентного проекта СМП в госказне уже заложены средства для возведения на берегах Енисея порта «Бухта Север», терминалов «Чайка» и «Енисей», модернизации морской гавани Диксона, а также софинансирование строительства ЛЭП и автодорог.


В каждом инвестпроекте «Енисейской Сибири» уделяется место развитию коммуникаций и подъездных путей. В Заполярье компания «Северная звезда» даже планирует построить защищенный от ветра конвейер протяженностью 61 км от Сырадасайского каменноугольного месторождения сразу в морской порт. Компания «УК «Интергео» намерена проложить от Ак-Сугского и Кингашского месторождений автотрассы в регионах Тувы и Красноярского края, а в госбюджете РФ на 2020–2022 годы предусмотрено софинансирование автодороги Журавлево — Ак-Суг.


Транспортная инфраструктура КИП на различных промышленных производствах повлечет за собой наращивание объемов добычи и выпуска продукции. Например золота на предприятиях в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах края. Связать правобережные северные территории с центром региона позволит Высокогорский мост через Енисей. К его возведению в окрестностях Лесосибирска приступили в октябре 2020 года. Переправа стоимостью в 5,9 млрд рублей стала первым крупным инфраструктурным объектом КИП. Вторым называют проект Международного логистического хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка, который должен объединить в себе складские комплексы, сортировочный центр, мультимодальные схемы перевозок.


Компания «Роснефть» в грандиозной программе «Восток Ойл» в Заполярье планирует строительство с нуля порядка 7000 км межпромысловых трубопроводов, около 2000 км магистральных трубопроводов, десяти вертодромов и трех аэродромов. А для обустройства Пайяхской группы месторождений «Нефтегазхолдингом» предполагается сооружение на Таймыре напорного нефтепровода длиной около 400 км, 1000 км автодорог, ряда объектов авиасообщения и т. д.


Согласно госпрограмме «Развития транспортной системы» РФ на 2021–2022 годы заложены межбюджетные трансферты в объеме двух млрд рублей на финансовое обеспечение подъездных путей при строительстве ГОКов к месторождениям инвестпроектов.


 


ЭНЕРГИЯ РОСТА


Впрочем, одной транспортной составляющей для освоения сибирских недр мало, следует развивать электросетевой комплекс, и желательно ударными темпами. Сегодня «Енисейская Сибирь» объединяет 32 проекта, которые потребуют 1,2 ГВт электроэнергии. А это значит, что необходимо строительство дополнительных мощностей энергетической инфраструктуры, причем в труднодоступных районах. Чтобы обеспечить потребности инвестпроектов Ангаро-Енисейского кластера, нужны средства для модернизации линии 110 кВ, которая давно морально и физически устарела. Мощности Богучанской ГЭС разобраны потребителями, поэтому снова поднят вопрос строительства гидроэлектростанции на Ангаре (пятой плотины по счету) — Нижнебогучанской мощностью 660 МВт. Ее стоимость оценивают в 116,81 млрд рублей. Особо подчеркивается, что водохранилище ГЭС не затронет ни один поселок в Богучанском и Кежемском районах края. Однако десять лет назад заявление о возможном строительстве вызвало волну протестных настроений у местного населения, где бы публичные слушания ни проводились. Электричество нужно — проблему будут решать.


Сейчас потенциальных инвесторов КИП не устраивают выставляемые энергетиками суммы за технологическое присоединение объектов, которые могут достигать 1,1 млрд рублей, делая инвестпроект нерентабельным, особенно если еще предстоит строительство километров ЛЭП. Другой больной вопрос — неконкурентоспособность самого энерготарифа. К ГОКу месторождения Ак-Суг в Туве решили построить ЛЭП длиною в 300 км из Иркутской области от подстанции Тулун. Оказалось, что у них тариф ниже, чем в крае. Все разрешительные документы на сооружение ВЛ 220 кВ «Тулун — Туманная» с ПС 220 кВ «Туманная» получены, финансирование строительства ЛЭП оценили в семь млрд рублей.


На Таймыре компании «Интер РАО» предстоит построить под ключ электроэнергетическую генерацию в 2,5 тыс. мегаватт и электросетевое хозяйство (более 5000 километров) к ресурсам «Роснефти». Для освоения Пайяхи потребуются объекты электрогенерации суммарной мощностью один ГВт и километры линий электропередачи в удаленных территориях Арктики. Мини-ТЭЦ возведут на Сырадасайском месторождении.


В рамках строительства биотехнологического комплекса в Лесосибирске инвестор наряду с инфраструктурными объектами (автодороги, железнодорожная ветка) создаст дополнительный источник электроэнергии до 17,8 МВт. Налоговые льготы краевого закона специального режима налогообложения (РИП) позволят энергетикам реконструировать ТЭЦ-I и ТЭЦ-III в Красноярске и оптимизировать систему теплоснабжения от ликвидируемых малых котельных. В общем, чтобы планы «Енисейской Сибири» воплотились в жизнь, работы — только успевай закатывать рукава. Масштабные новостройки скоро должны будут загудеть.


 


ПРОРЫВНАЯ ПЛАТФОРМА


Интерес к проектам КИП у зарубежных инвесторов есть. Это касается вложений британской ВР в углеводородные месторождения в Заполярье, китайских инвестиций в освоении медно-порфирового месторождения Ак-Суг в составе «Интергео». Чтобы привлечь дополнительные финансы, регулярно проводятся презентации и встречи с представителями бизнеса Китая, Индии, Германии, Франции и других стран. Кроме того, международная сеть TV BRICS выпустила несколько онлайн-презентаций «Енисейской Сибири». Но коронакризисный год внес существенные изменения в жизнь, затронул инвестиционную политику многих компаний. Они не спешат вкладывать средства в новые проекты, ожидая стабилизации экономической конъюнктуры. Снижение цен на энергоносители также внесло свои коррективы. В среднесрочной перспективе роста мировых цен на нефть и газ не ожидается. Значит, России неизбежно придется искать новые источники экономического роста. Ряд проектов КИП уже сейчас требует пересмотра в части информационно-цифрового развития. Эпидемия ускорила переход к автоматизированному производству, применению новых инновационных методов и технологических процессов. В частности, компания «Интергео» намерена заказать разработку интеллектуально-промышленного комплекса «Умный рудник».


Но задел предыдущих лет принес свои результаты в 2020 году. Полностью завершен подготовительный период строительства горно-обогатительного комбината на базе месторождения Ак-Суг, прокладки ЛЭП и автодорог. На старте к реализации находится проект компании «Северная звезда» (дочка ГМК «Норникель») по освоению месторождения коксующихся углей. Документы ФАУ «Главгосэкспертиза России» получены, ведется проектирование разного рода инфраструктурных и промышленных объектов. Между тем для устранения последствий экологической аварии на ТЭЦ-III компании НТЭК (дочернего предприятия ГМК) потребуются значительные финансовые вливания, что возможно повлечет за собой перенос сроков по модернизации и расширению шахт компании.


Инвесторы ряда проектов «Енисейской Сибири» направили свою проектно-сметную документацию на госэкспертизу, решаются вопросы по урегулированию земельных отношений либо каких-то мер господдержки. В Минэкономразвития страны поддержали идею создания в Красноярске особой экономической зоны — «Технологической долины». Прогнозируется, что развитие транспортных коммуникаций даст толчок к формированию масштабных туристических проектов и кластеров сибирских регионов. Сегодня уже видны первые результаты комплексного инвестпроекта, который постепенно наращивает обороты. Наступающий 2021 год должен стать прорывным на пути выхода на плановую мощность проектов, намеченных к реализации на 2025–2028 годы.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®