просмотры: 184

Рождение Красноярского края

Текст: Татьяна Никандрова Фото: архив КККМ
К началу 30-х годов в СССР сложилась система советско-партийного руководства. ВКП(б) стала руководящим ядром государственной структуры власти, советы же являлись политической основой общества лишь формально. Основные направления развития страны принимались на партийных съездах и конференциях. Для ликвидации отсталости России и претворения задач построения коммунистического общества идеологи большевистской власти считали необходимым проведение индустриализации и электрификации всей страны.

 


ОТ САМЫХ ИСТОКОВ


Так, 7 декабря 1934 года было принято постановление Президиума ВЦИК «О разукрупнении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев и об образовании новых областей Сибири». В связи с этим было создано оргбюро ЦК ВКП(б), секретарем которого назначен Павел Акулинушкин, председателем оргкомитета ВЦИК — Иосиф Рещиков, секретарем оргбюро ЦК ВЛКСМ и оргбюро ВЦСПС — Геннадий Большаков. Они и возглавили работу по организации нашего края, а также подготовили I краевой съезд Советов Красноярского края, который прошел 5–10 января 1935 года. В состав Красноярского края вошли 52 района, Хакасская автономная область, Таймырский и Эвенкийский национальные округа.


 


ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ


Насыщенными и противоречивыми были первые годы становления края. Для этого периода характерна и частая смена руководства. Так, с июля 1937 года по июнь 1938-го первым секретарем Красноярского края был Сергей Соболев, а с июня 1938 года по июнь 1940-го край возглавлял Павел Кулаков. Накануне Великой Отечественной войны, в июле 1940 года секретарем Краевого комитета ВКП(б) был избран Иван Голубев. Так же часто происходит смена первых лиц и в исполкоме Красноярского краевого Совета депутатов. С 21 июля 1938 года исполняющим обязанности председателя исполкома назначен Иван Червов, в феврале 1939-го председателем исполкома стал Александр Соколов. Далее в трудное военное время Крайсовет возглавляли: с июля 1941 года — Алексей Буеверов, с сентября 1943 года — Евгений Колущинский, с августа 1944 года — Аверкий Аристов.


 


СТРАНА И ЕЕ ГЕРОИ


В 30-е годы жители нашего края активно встречали героев молодой страны Советов. 28 февраля 1935 года, совершая перелет из Москвы в Диксон на самолете «ПР–5», в Красноярске останавливался Герой Советского Союза Василий Молоков. А 4 марта 1935 года, совершая перелет по маршруту Москва — мыс Шмидт, город посетил Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. Кстати, 22 июля — 19 сентября 1936 года Василий Молоков и Григорий Побежимов совершили свой знаменитый перелет «Красноярск — Якутск — Анадырь — бухта Проведения — Уэлен — остров Врангеля — Москва — Красноярск». 1935 год подарил красноярцам еще одну историческую встречу с прославленным полярником, начальником Главсевморпути Отто Шмидтом, прозванным «Ледовым комиссаром». 30-е годы были богаты и на политические события. Так, с 9 по 18 марта 1935 года в крае состоялся первый краевой съезд колхозников, а с 5 по 8 декабря 1936-го прошло первое краевое совещание представителей сельских советов Красноярского края.


В системе идеологической пропаганды большое место отводилось печати. В газетах преобладало освещение событий, связанных с жизнью партии и народа. Весьма популярны в 30-е годы были статьи о разоблачении заговоров «врагов народа», вредивших социалистическому строительству. Так, в ходе активной борьбы с «врагами народа» в крае погибли многие талантливые руководители, деятели науки и культуры: Владимир Крутовский, Вячеслав Косованов, Петр Петров, Георгий Трошин. В 1938 году были расстреляны первый директор завода «Красмаш» Александр Субботин, Александр Телегин, стоявший у истоков красноярского судостроения, первооткрыватель Игарской протоки Петр Очеретько, Павел Мещеряков, возглавлявший красноярское пароходство в 1932–1937 гг. Были уничтожены и многие высокие партийные руководители края, среди них оказался и Павел Акулинушкин.


 


ОБ ЭКОНОМИКЕ


Если говорить об экономике Красноярского края, то в основном к 1934 году она была представлена сельским хозяйством и перерабатывающей сельхозпродукты промышленностью. Здесь следует отметить, что предпосылки к развитию лесной и золотодобывающей промышленности зародились именно в 30-годы. Тогда же на территории Красноярского края складывается и сеть лагерей ГУЛАГа, заключенные которых активно участвуют в строительстве заводов и городов. Так, в 1934 году вступили в строй Красноярский мельничный комбинат — один из первенцев советской мукомольной промышленности, молочно-консервный комбинат в с. Филимоново Канского района, Красноярский деревообрабатывающий комбинат (ДОК).


В связи с началом в 30-е годы нового периода в освоении Севера дальнейшее развитие получает транспорт. В феврале 1932 года при Госплане СССР была проведена конференция по развитию производительных сил северных территорий СССР, делегаты которой высказались за освоение Северного морского пути. Для руководства всеми процессами в конце 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР — ГУСМП — начальником был назначен Отто Шмидт. В 1932 году ледокол «Сибиряков» под руководством Шмидта за одну навигацию прошел от Архангельска до Берингова пролива. Путь «Сибирякова» в обратном направлении в 1934 году повторил ледорез «Литке». Эти экспедиции окончательно утвердили, что сквозной проход от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию вполне возможен. И уже через 6 лет Северный морской путь превратится в действующую арктическую магистраль со своими ледоколами, грузовым и вспомогательным флотом, полярной авиацией, научными учреждениями, портами и базами.


В связи с необходимостью обслуживания Северного морского пути в Красноярске была создана авиационная база Главного управления Севморпути. Для обслуживания авиации на о. Телячьем построили аэрогидропорт.


В 1934 году открылись авиаремонтные мастерские, спустя год превратившиеся в завод. В июле 1938 года был принят в эксплуатацию первый ангар на правобережье, ряд цехов и заводоуправление перебазировались с острова на правый берег в новое производственное помещение, а 12 августа 1938 года Совнарком СССР присваивает судостроительному заводу имя Григория Побежимова.


В июне 1935 года судостроительный цех выдал первую продукцию: отремонтированные катера и теплоходы, изготовленные к ним детали, 6 небольших барж, 2 колесных парохода «Дражник» и «Золотоискатель». В дальнейшем он производил оборудование для золотодобывающей и угольной промышленности, а с 1936 года приступил к выполнению заказов для нужд обороны страны. Это были авиационные бомбы и донные морские мины. С 1941 года судостроительный завод переходит в подчинение Наркомата вооружения, в него вливаются эвакуированные предприятия: Коломенский завод им. Клима Ворошилова, частично ленинградские заводы «Арсенал» и «Большевик», Калужский и Сталинградский заводы. В 1935 году приказом № 1 от 28 июля начинается закладка причалов, а вместе с этим и история строительства самого северного порта — Дудинского. В июне 1936 года началось строительство самой северной железной дороги в мире Дудинка — Норильск.


 


О ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Образование края дало толчок индустриализации. Первенцем стал завод металлургии и тяжелого машиностроения — Красмаш. В 1935 году начаты работы по промышленному освоению рудных месторождений  в Заполярье. 29 апреля 1942 года металлурги Норильского горно-металлургического завода приступили к выпуску промышленного никеля. В 1938–1940 гг. на Красноярском судоремонтном заводе построены пассажирские теплоходы «Иосиф Сталин» и «Серго Орджоникидзе» мощностью 800 лошадиных сил и пассажировместимостью 600 человек каждый. 16 декабря 1939 года в Красноярске организовано Краевое управление топливной промышленности.


Несмотря на приоритетное развитие тяжелой индустрии, в крае уделяется внимание и легкой промышленности. Так, в 1940 году свою первую продукцию выпустила Канская кондитерская фабрика.


 


ЛИХОЛЕТИЕ ВОЙНЫ


Вторым толчком развития промышленности Красноярского края стала эвакуация предприятий с европейской части страны в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году на производственной площадке судостроительного завода разместился эвакуированный из г. Лаптево завод «Красный плуг». В цехах Красноярских авиаремонтных мастерских им. Побежимова в октябре 1941 года разместился авиационный завод № 477 из Тулы. Вначале здесь продолжали выпускать запасные части к самолету СБ, но в 1943 году освоили выпуск катапультового самолета-разведчика Бе-4. 16 августа 1941 года в Красноярск из Ленинграда прибыл завод № 327, в будущем Красноярский радиотехнический завод.


В сентябре 1941 года в Красноярске на базе заводов, эвакуированных из Украины, Тульской и Ростовской областей, был образован завод № 580, в будущем Красноярский химкомбинат «Енисей». В ноябре 1941 года начал работать эвакуированный из г. Бежицы Брянской области паровозостроительный завод «Красный Профинтерн», с 1950 года — Сибтяжмаш.


В первой половине 1942 года Красноярский комбайновый завод, сформированный на базе эвакуированных Запорожского комбайнового и Люберецкого сельхозмашиностроительного заводов, выдал первую продукцию — корпуса снарядов 45 мм и 76 мм, осколочных мин 82 мм. 26 октября 1944 года Красноярским комбайновым заводом начался выпуск первых прицепных комбайнов «Коммунар».


Одновременно с приемом и размещением эвакуированных предприятий на заводах Красноярского края шла перестройка работы на военный лад. Перед коллективами предприятий была поставлена задача не только выпускать заявленную продукцию, но и вооружать ее. В годы Великой Отечественной войны Красноярский судоремонтный завод освоил выпуск корпусов боевых катеров. В его авиа-
ремонтных мастерских выпускалась патрульная лодка ЛЛ-43. Кроме этого, заводу в 1941 году было поручено изготовление боеприпасов. 20 августа 1942 года Совет народных комиссаров СССР постановил выделить из состава завода самолеторемонтный и мотороремонтный цехи для Управления полярной авиации ГУСМП. На базе этих цехов на о. Молокова была создана Центральная авиаремонтная база (ЦАРБ). Таким образом, созданный тогда в СССР общественный строй и государственная собственность на средства производства позволяли переводить предприятия на выпуск военной продукции в течение 2–3 дней. Также в годы ВОВ в крае велось строительство новых предприятий.


В 1943 году вступил в строй Красноярский биохимический завод — первенец красноярской химии.


16 мая 1943 года на правобережье Красноярска первый ток дала ТЭЦ. В 1944 году начал работу Красноярский цементный завод.


 


МИРНЫЕ ДНИ


В послевоенный период в Красноярском крае продолжилось возведение новых промышленных предприятий. В 1945 году началось строительство Ирша-Бородинского угольного разреза.


1 июля 1946 года началось строительство завода искусственного волокна. В 1947 году было создано строительное предприятие «Стройиндустрия», заработала красноярская фабрика игрушек «Бирюсинка», а в Канске был заложен фундамент литейно-механического завода. В 1948 году открылась Ачинская кондитерская фабрика, началось строительство Красноярского завода синтетического каучука. В 1949 году вступил в строй медный завод Норильского ГМК, Канский литейно-механический завод. Основная продукция завода — оборудование для лесной и гидролизной промышленности. В том же году была запущена обогатительная фабрика Норильского ГМК, началось строительство завода Сорского молибденового комбината.


Одним из стимулирующих факторов в организации труда в этот период стало социалистическое соревнование, разновидностью которого являлось стахановское движение, зародившееся в Красноярском крае еще в сельском хозяйстве. Родоначальником его в нашем крае считается Дмитрий Грудяков — тракторист Кан-Перевозинской МТС, удостоенный за свой труд ордена «Знак Почета».


Таким образом, в первые 2 десятилетия в Красноярском крае были заложены основы современной промышленности, и регион из аграрного постепенно, но уверенно стал превращаться в территорию с весомым индустриальным потенциалом, насчитывающим множество промышленных предприятий, часть которых составляла основу оборонного комплекса страны.

 

Становление Красноярского края: цифры, факты (1934–1954)

1934 год. Запущен Ачинский мелькомбинат. Начинается строительство первого машиностроительного предприятия Красноярска — Красмашзавода. Образован первый район краевого центра Правобережный, в декабре переименованный в Кировский. Приступает к работе красноярский Автогужевой трест — первая организация муниципального автотранспорта, созданная на территории региона. В городе открываются 2 первых постоянно действующих маршрута.

1935 год. Завершается первый этап геологической разведки северных территорий края. Принято решение о строительстве Норильского комбината. Его основная рабочая сила — заключенные Норильлага. Уложен первый камень в фундамент Красноярского судостроительного завода. Открывается Красноярская краевая научная библиотека им. Ленина. Выходит первый номер «Красноярского комсомольца». Начинает развиваться парашютный спорт, открывается первый в крае аэроклуб.

1936 год. Первые комсомольцы прибывают на строительство целлюлозно-бумажного комбината. На Красмаше работает уже 2 тыс. человек. Построены чугунолитейный цех, ремонтно-механические мастерские, цех металлических конструкций, на полную мощность запущено кузнечное производство. На первенце энергетики Красноярского края — Канской ЦЭС — работает уже 3 котла с общей номинальной производительностью 24 тонны в час и 2 турбогенератора общей мощностью 3500 кВт. Первую книгу издает Красноярское книжное издательство. В Красноярске впервые принята телепередача из Москвы. Открыт стадион «Динамо». На стадионе проходит первый чемпионат Красноярского края по футболу.

1937 год. Начато строительство самой северной в стране железной дороги Дудинка — Норильск. Расходы краевого бюджета на здравоохранение составляют около 43%, на образование — около 28%. Первый автобус выходит на маршрут не в краевом центре, а в одном из малых городов края — Ачинске.

1939 год. Проходит всесоюзная перепись населения. Согласно полученным данным, в Красноярске проживает 191,8 тыс. человек, а в крае в целом — 2618,7 тыс. человек. В г. Игарка, заложенном в 1929 году, численность населения достигает 15 тыс. человек.

1940 год. Создано Красноярское отделение Союза художников СССР. В Красноярске построен самый высокий в стране, 70-метровый, трамплин. В этом же году на нем москвич Константин Кудряшов совершил прыжок на 82 м, не только поставив рекорд СССР, но и показав лучший результат сезона в мире.

1941 год. В Красноярске начато строительство аффинажного завода (ныне Красноярский завод цветных металлов им. В. Н. Гулидова). Самым крупным военным заводом края становится Красмаш, производственная база которого увеличивается за счет эвакуированного из европейской части страны оборудования. На базе эвакуированных с запада производств формируются Красноярский завод комбайнов, Красноярский радиотехнический завод. Начинает работать эвакуированный завод «Красный Профинтерн», переименованный в Красноярске в Сибтяжмаш. Принято решение прекратить строительство целлюлозно-бумажного комбината, а на его базе разместить производство пороха.

1942 год. Красноярский комбайновый завод отправил на фронт первую продукцию. Норильский комбинат выдал первые тонны никеля. На базе эвакуированных вузов образован Красноярский медицинский институт. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР образован новый, четвертый по счету, район Красноярска — Ленинский, где разместились самые секретные заводы страны.

1943 год. Вывезенный из европейской части СССР завод ПВРЗ начинает выпускать для фронта банно-прачечные, дорожно-ремонтные, санитарные и танкоремонтные поезда, бронепоезда. На красноярском аффинажном заводе получены первые килограммы платины и палладия из норильских сульфидных медно-никелевых руд.

1944 год. К началу года количество трудоспособных мужчин в деревнях края уменьшается по сравнению с январем 1941 года на 2/3. Почти в 3 раза меньше валовые сборы зерна и примерно в 1,6 раза — поголовье скота. На одного красноярского колхозника приходится всего 280 г хлеба в день. Выдача на трудодень не достигает и 300 г зерна. Основным источником питания становится урожай, собранный с приусадебного участка. Меняется структура экономики края: 77,5% валовой продукции приходится на долю промышленности и лишь 22% — на долю сельского хозяйства. У края появляется новый «сосед»: в состав СССР на правах автономной области входит Тува. Достроен Назаровский молочно-консервный комбинат. Село Уяр получает статус города.

1945 год. Число сибиряков, ушедших на фронт, достигает 2,5 млн. Из 28 722 км автодорог «проезжими в любое время года» остаются только 16%. Краевой Совет депутатов принимает масштабный план дорожного строительства. Край обеспечивает около 4,5% государственных заготовок хлеба. Общая численность населения края сокращается на 14,5%. Доля городского населения увеличивается на 23%.

1946 год. Удельный вес края в капитальных вложениях государства уменьшается на 37%. 16% промышленных предприятий города и часть обслуживающего персонала ре-эвакуированы в европейскую часть страны. Впервые собраны данные, согласно которым Красноярский край по запасам древесины занимает первое место в России — 14,4 млрд куб. м, или 18% общероссийских ресурсов.

1947 год. Начато изучение гидротехнических ресурсов верхнего Енисея, благодаря чему впоследствии будет построена Саяно-Шушенская ГЭС с уникальной зарегулированной мощностью в 5–6 млн кВт. В Красноярске проходят первые городские соревнования по слалому. Победитель — Николай Фокин.

1948 год. Объем производства промышленной продукции достигает тех же объемов, что и в военные годы. Под руководством профессора Шмидта создается красноярский дендрарий. Поселок Заозерный преобразован в город районного подчинения.

1949 год. В одном только Кежемском районе края заготавливают более 23% от общероссийских объемов добычи живицы. Начинаются исследования в районе будущего Канско-Ачинского территориально-производственного комплекса. Начата эксплуатация Бородинского угольного разреза. Группа ленинградских специалистов приступает к изысканиям на территории будущего города Железногорска.

1950 год. Совет Министров СССР принимает Постановление о строительстве в Красноярском крае комбината по выработке плутония. Строится второй в стране телевизорный завод, ставший на долгое время градообразующим предприятием Красноярска. Запущена первая очередь Абаканской оросительной системы.

1951 год. В Красноярске проживает уже 250 тыс. человек. Столица края становится третьим по величине городом за Уралом, уступая лишь Новосибирску и Омску (до войны Красноярск был шестым). Начинает работать завод «Сибэлектросталь». Село Дудинка преобразовано в город. Существенно расширен морской порт, обслуживающий Норильский горно-металлургический комбинат.

1952 год. Начинает работать Назаровский угольный разрез. Первую продукцию выдал завод синтетического каучука в Красноярске. Объемы заготовки ангарской сосны достигают 146 тыс. куб.м. В Красноярске открывается речной вокзал, проект которого получает серебряную медаль на международной выставке в Брюсселе.

1953 год. Закончена начатая в 1929 году капитальная разведка Ирша-Бородинского угольного месторождения. Открывается Красноярский сельскохозяйственный институт. По данным на 1 января 1953 года, в Красноярском крае проживает 151 502 спецпереселенца. Из них в местах, определенных для отбытия ссылки, находятся 148 913 человек, 2381 числится в лагерях, колониях и тюрьмах, 208 — в розыске. В конце года начинаются первые амнистии по политическим делам. Деревня Ужур получает статус города.

1954 год. Норильский горно-металлургический комбинат переходит на вольнонаемную рабочую силу. Начато расформирование Норильлага. Начинает работать Красноярский завод искусственного волокна. Жилой поселок п/я 9 получает статус города и название Красноярск-26 (ныне Железногорск).

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®