АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 08 август (01.08.2006)

Родовое поместье Петуховых

Ада Аверева
Семью Петуховых в Канске знает каждый. Родители и дети имеют разные профессии и, конечно, разные судьбы, но все три поколения живут вместе в родном городке. Хотя у всех была возможность уехать в столицу или за границу.

Леонид Егорович и Мария Андреевна сегодня могут себе позволить заниматься тем, к чему лежит душа. Бизнесом занимаются дочери и зятья. Сферы интересов – самые широкие. Например, недавно семья занялась сельским хозяйством: взялись обрабатывать 17 тысяч гектаров пахотной земли, завели около 9 тысяч голов крупного рогатого скота. Деятельность не такая уж чуждая этой семье, если учитывать, что старшие Петуховы родились и выросли в селе Ашкаул.

Младшие внуки заняты не меньше старших – учат английский, ходят на спортивные танцы, горные лыжи, акробатику. Рабочий день у детей заканчивается в девять часов вечера. Как сказала Лариса Леонидовна: «Возможность проявить себя есть и в маленьком провинциальном городе». Но для того, чтобы у ребят, не только своих, такая возможность была, семья Петуховых помогает в организации детских спортивных клубов, оплачивает обучение тренеров, а также поддерживает и развивает спортивно-оздоровительный комплекс «Салют».

 

История жизни – история страны

С Леонидом Егоровичем Петуховым мы разговаривали в его кабинете, который он делит со старшей дочерью Ларисой – директором центра красоты и здоровья «Ассоль». Я поинтересовалась, не тесно ли здесь двум энергичным людям.

– Нет, – покачал головой хозяин кабинета. – Я сейчас веду свободный образ жизни: хочу – работаю, хочу – нет. Живу размеренно.

Трудно поверить этим словам человека, который в прошлом помимо непосредственной работы курировал в Канске несколько видов спорта: мини-футбол, биатлон, бильярд, горные лыжи, а потом последовательно увлекался рыбоводством, разведением редких пород коз и бройлерных цыплят.

Сегодня кроме решения деловых вопросов Леонид Егорович председательствует в попечительских советах гимназии и церкви. И охотно рассказывает про достижения своих подопечных: 9 выпускников гимназии получили в этом году медали, а в церкви – лучший иконостас от Урала до Дальнего Востока.

Леонид Егорович много лет проработал директором «Биохимзавода» и является хранителем уникального опыта администрирования как при советской власти, так и при капитализме. Он очень увлекательно рассказывает о том, как причудливо складывалась его жизнь.

– Я считаю, что человеку дают в начале жизни, то с ним остается навсегда. Родился я в селе Ашкаул в 1933 году. В деревне ведь как: начал ходить – начал работать. Я с семи лет работал возчиком, копновозом, посыльным. В полшестого утра меня отец будил, сажал верхом на лошадь, и я объезжал бригады: «Тетка Дарья, вставай! Тетка Марья, вставай!» Приезжал домой, ложился поспать немного, а в начале восьмого утра опять мне запрягали фургон, я вез женщин в поле. Дисциплина была жесткая. Если опоздал на работу – тебе штраф. Если прогулял, могут дать три года лагеря. Но дух тогда был сильный – голодные все, а песни пели всегда. В советские времена деревня жила в крепостном праве, у крестьян не было паспортов. Когда я поступал в техникум, то просил у правления разрешения выехать на учебу.

– А кто были ваши родители?

– Отец у меня был бригадиром. А мать – обыкновенная деревенская женщина, хотя все братья у нее – партийные работники.

– Почему вы поехали учиться в Канск?

– Все просто. У моего друга, с которым мы поехали поступать, в Канске жил дед. В Канске же был лесотехнический техникум, в него я и пошел учиться на технолога лесозаготовок. Через полгода техникум преобразовали в горно-геологический, я перевелся на специальность «Буровые установки». После окончания меня распределили работать в Монголию, потом перевели в Иркутскую область. Оттуда в армию забрали. Меня с детства приучили качественно работать – в деревне ведь картошку копаешь, а следом идут проверяющие, если плохо выкопал, тебя с самого начала заставляют все гнезда перекапывать. Я это усвоил, в армии пригодилось. У меня есть интересная особенность, которая прослеживается с самых молодых моих лет, – я всегда стараюсь идти впереди других. Вот в армии троих человек из дивизии, и меня в том числе, демобилизовали за хорошую службу после одного года и восьми месяцев вместо положенных трех лет – для примера остальным. Мол, служите, как Петухов, и вам будет поощрение. А еще я живу по принципу «Никогда не пасовать перед трудностями», все проблемы стараюсь решать быстро и комплексно. Возможно, есть и недовольные, но я всегда следую еще одной жизненной мудрости «Не суди, и не судим будешь». Своих детей и внуков учу следовать этому же принципу.

– Под какие новые веяния вы еще попадали?

– Был такой период, когда я уже работал директором завода, Брежнев дал команду: за простой вагонов сажать в тюрьму. У меня тогда был самый низкий простой вагонов. Но в горкоме подумали и решили: «Такого-то директора и без Брежнева сажать надо, такой-то тоже не выкрутится... Давайте на Петухова дело заведем». Показатели у нас были, повторюсь, лучшие в крае, и мы с помощниками отделались штрафом на троих. Но тенденции времени мимо меня никогда не проходили.

 

33 года борьба за здоровье

– Как получилось, что вы пришли на гидролизный завод?

– После армии я приехал в Канск. Мой друг работал секретарем комсомольской организации «Биохимзавода», он и пригласил меня на работу. Я четыре года проработал в глюкозном цехе – он самый вредный на заводе, все, кто там работал, остались без зубов. Работал хорошо, мне дали двухкомнатную квартиру, чтобы я никуда не уехал. Я привез в новую квартиру жену. Мы с ней дружили еще со школы и, конечно, были рады такому вниманию руководства. Я, вообще, считаю: если хорошо работать и относиться к делу творчески и с душой, обязательно будет положительный результат и руководство его заметит. Вскоре меня перевели инженером по технике безопасности. Я за год снизил производственный травматизм в два раза и стал заместителем главного инженера.

В это время на Дальнем Востоке начали строить гидролизный завод, но за 6 лет построили только половину. Об этом узнал Косыгин, велел, чтобы за год завод запустили. Собрали команду специалистов из разных городов, мы работали там практически сутками. Завод получил первую продукцию. Ну а я получил инфаркт. После этого задумался о своем здоровье и в первую очередь о вреде никотина, бросил курить, хотя раньше выкуривал по две пачки в день. С тех пор вот уже 33 года сам веду здоровый образ жизни и другим советую.

– А как именно?

– Начал борьбу с курением еще в Лесозаводске. Помню, сидим на планерке, у меня человек 50 подчиненных, и все дымят. А я на дальневосточной стройке стал виртуозом по части мата – там по-другому и не разговаривали – и напустился на инженера: мол, когда бросишь курить? А он мне отвечает: брошу, когда вы перестанете материться. Я спрашиваю: «Все слышали? Он бросает курить, я бросаю материться, кто первый не выдержит, ставит ящик коньяка». Так я бросил материться, а инженер курить.

Вернувшись в Канск, уже на нашем гидролизном заводе развернул жесткую борьбу с курением. Зарплата у некурящих была на 15-20 процентов выше, им в первую очередь выдавали путевки на отдых. Каждый день на планерке сначала отчет по курению, а потом производственные дела. Из 800 с лишним курящих к концу кампании осталось человек 70.

– А не слишком жестко вы боролись?

– Плоть слаба, управлять ею сложно. Каждый хочет бросить курить, но не может себя настроить на это. На заводе мы стали развивать спортивную базу. У нас было 28 команд: мини-футбол, бильярд, горные лыжи, биатлон, хоккей.

– Была ли отдача от вашей борьбы за здоровый образ жизни?

– Заболеваемость на заводе снизилась в два раза. Я вообще считаю, что в нашей стране не хватает закона о здоровом образе жизни. Люди, к сожалению, не понимают, как это важно, пока не заболеют.

– Здоровье любой ценой – это ваш принцип?

– У меня в жизни много принципов. Один из них – быть терпимее к окружающим. Стараться жить по библейским заповедям. А еще, думаю, я раскрыл секрет вечной молодости, живя по принципу «Чем старше – тем моложе». Человек остается молодым, когда занимается любимым делом и видит результат своих усилий. Когда не прерываются нити семейных традиций и все три поколения семьи живут вместе и интересны друг другу. Когда живешь на родной земле и понимаешь, что это место так же дорого твоим детям и внукам. И что из того, что твоя родина – это всего лишь небольшой городок? В свои 73 года я могу сказать с полной уверенностью молодому поколению, что здесь есть все условия для развития личности. Более того, в маленьком городе значительно проще построить карьеру, стать заметным. Главное в жизни – работать. Все дается человеку только трудом.

 

Если работать, то качественно

В гости к Марии Андреевне мы напросились после разговора с Леонидом Егоровичем, прямо после того, как он рассказал семейную байку про то, как выиграл миллион (дело случилось, когда миллионы были еще в ходу), поспорив, что у его жены вилок капусты на даче вытянет на 15 кг.

Небольшое хозяйство Марии Андреевны похоже на произведение декоративно-прикладного искусства. В идеально параллельные бороздки посажен даже укроп. Прилежно цепляющийся за подпорки горох – для младших внуков. На высокой грядке зреют маленькие арбузы.

– Это вдыхает в меня жизнь, – объясняет свое хобби хозяйка дома. – По первому образованию я агроном, два года отработала на селе, объезжала верхом поля. Потом вышла замуж и переехала в Канск. Но любовь к земле осталась у меня до сих пор. Мне кажется, она живая и даже дышит.

Дом, за восемь лет даже не напомнивший хозяевам о ремонте, тоже строила Мария Андреевна. Все детали проекта, переговоры с бригадами, контроль за выполненной работой были на ней. Она большую часть жизни проработала в отделе кадров, так что понимает толк в подборе трудового коллектива согласно поставленной задаче. Доходило до того, что, нанимая бригаду для работы над домом старшей дочери, хозяйка показывала свой дом и предупреждала: «Спрашивать буду так же». Многие строители отказывались.

– Я всегда считала так: если делать, то качественно, или лучше вообще не браться. А если не знаешь, как сделать, – спроси. Мы сами легких путей не выбирали. Я в 10 лет осталась сиротой. Но в те времена для всех был один принцип: надо – значит надо. Для нас не было плохой работы, мы не боялись запачкать рук и старились выполнить все по максимуму. Раньше у нас была энергетическая идеология – сейчас, чтобы развеселиться, нужны какие-то наряды, пиво, кафе-бары. А раньше был просто настрой: наработались – надо петь и плясать. Хоть и работала молодежь очень много.

Сейчас изменились многие принципы. Вот и любовь понимается совсем в другом плане. Мы понимали любовь не только как удовольствие, но и как терпение, труд и прощение. Я всегда живу по принципу «Я должна все сделать, чтобы сохранить семью, воспитать детей, во всем помогать мужу». Существует некий закон жертвенности: отказал себе в чем-то ради достижения цели, а потом радуешься достигнутым результатам. Спасовал, поленился – получи отрицательный результат. Жизнь, она ведь за все спрашивает...

 

Побыть вместе

– Мария Андреевна, как получилось, что все ваши дети остались в Канске?

– Я никогда не старалась поручать кому-нибудь другому заботу о своих детях. Они всегда любили свой дом. Пока дети школу не закончили, я никуда не ездила, чтобы не бросать их одних. Конечно, когда меня отправляли в командировки, выхода не было. Но при любой занятости мы всегда находили время побыть вместе. Это сейчас мои дети под Новый год покупают внукам костюм медвежонка или лисички. А мы с дочками тот же костюм лисы шили сами до 4 часов утра.

И позже, когда девочки в институте учились, проходит неделя-две, и они домой стремятся. Это сейчас у нас большой дом, а тогда была двухкомнатная квартира. Когда мы в нее въехали, я купила фортепьяно, хоть у меня много чего не было. Обе дочери занимались в музыкальной школе. Лариса всегда была человеком очень обязательным, она закончила музыкальную школу с грамотой, но почему-то сейчас не играет. А Оля, наоборот, бросила учиться музыке, но сейчас подбирает мелодии на слух. Подчас думаю, что иногда надо детей заставлять что-то делать, а иногда не надо. Универсальных рецептов жизни нет. Все хорошо в меру.

– Ваша дочь Ольга – медалистка, у Ларисы в аттестате одна четверка, внучка Маша закончила школу с золотой медалью. Наверное, и младшие внуки уже радуют отличными результатами в спорте, танцах. Вы школьные дела внуков контролируете?

– Мне некогда было с дочерьми за уроками следить, достаточно было посмотреть дневник. Если там что-то не заполнено, неряшливо написано, значит, недоработано.

Вообще, в основу всего я ставлю труд. Часто чрезмерная любовь родителей оборачивается большим несчастьем для детей. А вот со внуками занимаюсь больше. И читаю, и уроки помогаю делать, и на спортивные секции вожу, гуляю с ними. Я думаю, проблемы переходного возраста внуков с моей помощью решаются быстрее, так как они во всем со мной советуются. Меня это радует, потому что я всегда старалась строить свою семью на взаимном уважении. Думаю, что заложенные еще нашими родителями семейные традиции продолжат внуки и правнуки.

 

Не терять из вида цель

В доме на одной из стен – семейная галерея. В центре – внуки. Трое старших – Маша, Артем и Настя – и младшие – Леня и Ангелина. Мария Андреевна говорит:

– Мне кажется, возраст – это состояние души. Это не громкие слова. Нам внуки не дают стареть. Мне хочется с ними сесть на пол и вместе собирать конструктор. С ними я как бы ухожу от своего возраста. Когда родилась Настя, я еще работала. А с Артемом и Машей мы много гуляли на природе, валялись на снегу. Они на коньках у меня все катаются, плавают как рыбки, на акробатику младшие ходят, горными лыжами занимаются.

С маленьким Артемом мы и в хоккей играли, Леонид Егорович сделал мне большую клюшку, а ему – маленькую. Артем говорит: «Ты, баба, будешь центральный нападающий, а я на воротах буду стоять». Я с ним, пока играю, так насмеюсь... Он во втором классе уже был отличником. У меня характер такой... конкретный. Говорю: спать ты у меня за столом не будешь – иди умывайся, делай зарядку и доделывай уроки, как положено. Иногда он обижался, а я его обниму, расцелую и скажу: «Я люблю тебя, я же твоя баба».

Как-то Артем у меня пошел в поход, пятку стер, не мог идти. Я ему говорю: «Цель видишь вот там, наверху? Ты должен к ней идти и идти. А если ты видишь только пятку свою, то уже не дойдешь до той вершины».

 

Познакомившись с замечательной, дружной и трудолюбивой семьей Петуховых, мы в очередной раз вспомнили вечную истину, что важнее всего для человека хорошая семья. Хорошо бы, чтобы во всех семьях была такая крепкая связь поколений, такое взаимоуважение. Очень важно так прожить отведенное тебе время жизни, чтобы семейное древо дало ветви традиций, которые будут продолжены в поколениях. Чтобы старшие помогали своей мудростью младшим.

просмотры: 2475
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске