просмотры: 150

Речные магистрали — судьба и вдохновение

Текст: Василий Касаткин Фото: архив ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»
Сегодня Енисей и его крупные притоки привычно считаются важнейшими транспортными артериями Сибири. Но еще несколько десятилетий назад хозяйственное освоение речных просторов только начиналось. Это был гигантский труд красноярских речников и их коллег, работавших в северных территориях края.

 


В 1930 годах перед отечественной речной транспортной отраслью была поставлена довольно сложная задача — сделать могучие Енисей и Ангару с притоками максимально полезными для развития народного хозяйства. В ее решение включилась созданная в апреле 1938 года приказом наркома водного транспорта СССР организация — Енисейское бассейновое управление пути, сегодня именуемая как ФБУ «Администрация «Енисейречтранс». За 80-летнюю историю своей деятельности в системе морречфлота, направленной на обеспечение безопасного движения водного транспорта на реках Енисейского бассейна в Красноярском крае, республиках Тыва и Хакасия, управление пути превратилось в одно из ведущих водно-транспортных предприятий современной России.

В настоящее время силами ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» обслуживается 8375 км речных артерий, на 5440 км из которых установлены гарантированные габариты судовых ходов. В состав организации входят три филиала: Красноярский и Енисейский районы водных путей и судоходства, Управление эксплуатации Красноярского судоподъемника. В частности, работниками Красноярского района водных путей формируется стабильная судоходная обстановка по руслу Енисея на участке от Красноярской гидроэлектростанции до устья Ангары и далее по Ангаре — вплоть до Усть-Илимской ГЭС. В ответственности другого филиала — Енисейского района водных путей и судоходства — поддержание судоходной обстановки по линии от устья Ангары до порта Дудинка.


Содержание протяженных речных дорог с целью обеспечения надежного транспортного сообщения — чрезвычайно ответственный труд, требующий высочайшего профессионализма и значительного опыта. Славные традиции хранят ветераны организации, сделавшие большой вклад в освоение сибирских рек. Вместе с тем здесь чтят и бережно хранят память о тех речниках-путейцах, кто не только отличился на профессиональном поприще, но и защищал Родину в суровые годы борьбы с фашизмом.


— Еще в 2004 году в нашей организации был сформирован совет ветеранов. И на сегодняшний день в его списочном составе на учете состоят 137 человек (по управлению и Красноярскому району водных путей и судоходства). Несмотря на уважаемый возраст, эти люди по-прежнему являют собой пример несгибаемого сибирского характера и стальной воли, преданности профессии, — рассказывает председатель совета ветеранов ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Николай Щёлоков.


Как поясняет Николай Васильевич, по существу, в довоенный период Енисей и его притоки нельзя было использовать для движения крупных речных транспортов — препятствием служили еще не освоенные к тому времени пороги, а также небольшие глубины судовых ходов, неразработанное скальное ложе в руслах рек, извилистость береговых линий. По этим причинам обслуживание водных путей поначалу осуществлялось с использованием маломерных судов и простых лодок. С активизацией отраслевого развития в территориях Восточной Сибири, особенно ощутимом в послевоенные десятилетия, системно расширялись и углублялись водные пути, устанавливались гарантированные глубины. С этой целью на Енисее, Ангаре и других важных для судоходства притоках динамично производились скалоуборочные, буровзрывные, землечерпательные работы. Использовался как отечественный паровой флот, так и трофейные итальянские, австрийские земснаряды.


В настоящее время на вооружении ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» — мощная специальная техника, современные речные суда обеспечения. Их широкие технологические возможности позволяют качественно содержать водные пути для бесперебойного транспортного речного сообщения в сезоны навигации, включая доставку грузов первой необходимости в рамках ежегодных северных завозов.


Пять лет назад в организации зародилась еще одна славная традиция — по присвоению судам имен сибиряков, отличившихся на фронтах в период Великой Отечественной войны. К примеру, в составе флота сейчас успешно трудятся путейные теплоходы «Герой Ефимов» и «Герой Москвин», названные в честь фронтовиков Героев Советского Союза — Леонида Ефимова и Виктора Москвина. Корабли выполняют на речных просторах значимую миссию: «Герой Москвин» на участке Красноярского района водных путей и судоходства водит по Енисею землечерпательные составы, баржи, плавкраны, земснаряды, а его «брат» «Герой Ефимов» работает на участке Енисейского района водных путей и судоходства, обеспечивая обслуживание плавучей и береговой судоходной обстановки на отрезке от Туруханска до Дудинки.


— Главное, история и настоящее нашего предприятия тесно связаны в крепкий монолит человеческими судьбами, — отмечает Николай Щёлоков. — Сегодня, в канун большого юбилея Великой Победы с особой гордостью и почтением вспоминается имя фронтовика Александра Непомнящего. В мирное время он жил и работал на Ангаре. К сожалению, Александр Николаевич ушел из жизни в минувшем году, — последним из числа наших ветеранов — участников войны. Вместе с тем отрадно, что по-прежнему рядом остаются труженики тыла Тауфек Султанбеков и Мария Кислицина. Оба в суровые военные годы еще в подростковом возрасте начинали свою трудовую деятельность. Их вклад отмечен государственными наградами. В этом году Тафеку Лутфуловичу будет 92 года, а Мария Николаевна уверенно перешагнула 96-летний рубеж. При этом заслуженные ветераны сохраняют бодрость духа, жизненный оптимизм.


В свою очередь, подчеркивает Николай Васильевич, со стороны коллектива ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» делается все возможное для поддержки ветеранов. Так, раз в квартал выплачивается материальная помощь, ежегодно дополнительная материальная поддержка оказывается ко Дню пожилого человека и по другим значимым праздничным датам. Организация душевно поздравляет своих ветеранов в их дни рождения. А в повседневности здесь не забывают поддерживать телефонные контакты, помогать одиноким, при необходимости ветеранам оказывается матпомощь. Кроме того, представители ветеранского сообщества — постоянные герои рубрик в отраслевой газете «Речник Енисея».


— Работников ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» всегда отличала беззаветная любовь к своему делу. У большинства из действующих сотрудников за плечами по 40 и более лет трудового стажа, — рассказывает Николай Щёлоков, сам посвятивший своей профессии 46 лет. — Флагманами отрасли являются: Юрий Авдохин, отработавший в путевом хозяйстве почти шестьдесят лет, руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Владимир Байкалов отраслевая биография которого насчитывает более пятидесяти лет, Клавдия Балясникова, проработавшая на флоте более четырех десятилетий. Особая гордость предприятия — трудовые династии, в их числе Татьяна Жукова, Алексей Козлов, Виктор Шилов и другие. Проходят обучение представители молодого поколения династий, мечтающие продолжить дело своих флотских семей.


 

 

ЕФИМОВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ

Леонид Николаевич Ефимов родился 25 декабря 1901 года в городе Томске в семье рабочего. С 1920 по 1925 год служил в Красной армии. В 1928 году переехал с родителями в Красноярск и поступил учиться. Работал старшиной катеров «Намётчик», «Литейщик», «Диспетчер», капитаном обстановочного парохода «Стрела» Минусинского технического участка. В 1943 году был призван в армию. Воевал стрелком в 69-й механизированной бригаде 9-го механизированного корпуса в составе 3-й гвардейской танковой армии на Воронежском фронте. В ночь на 22 сентября 1943 года рядовой Л. Н. Ефимов и группа бойцов первыми форсировали реку Днепр в районе села Зарубинцы Каневского района Черкасской области (Украина). В боях за расширение плацдарма Леонид Ефимов уничтожил около 20 гитлеровцев, в числе первых ворвался в село Зарубинцы, освобождал Луковицы и Григорьевку. А в бою за высоты 216,8 и 214,9 в составе отделения первым проник в немецкие траншеи.

За проявленное мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года Л. Н. Ефимову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он был награжден также орденом Отечественной войны I степени и многими медалями.

 

МОСКВИН ВИКТОР АРКАДЬЕВИЧ

Виктор Аркадьевич Москвин родился 10 февраля 1925 года в селе Краснотуранск Краснотуранского района Красноярского края в семье крестьянина. Отец его работал бакенщиком, и он с малых лет помогал ему, а затем и сам стал бакенщиком на Каменном острове, близ села Кривое, Минусинского технического участка. На фронт попал в 1942 году. Был разведчиком 73-й гвардейской отдельной разведывательной роты 75-й гвардейской стрелковой дивизии — 61-й армии, 1-го Белорусского фронта. Гвардии рядовой В. А. Москвин в ночь на 17 апреля 1945 года, действуя в составе группы разведчиков, в числе первых форсировал реку Одер в районе населенного пункта Нойглитцен, 15 километров севернее города Брицепт (Германия). Группа захватила первую траншею и отбила восемь контратак противника. В ходе боев было уничтожено более ста гитлеровцев. Гвардии рядовой В. А. Москвин был ранен, но не покинул поле боя и свое оружие. Когда подоспела помощь наших подразделений, он спас жизнь трем своим раненым товарищам — вынес их с поля боя и стал переправляться на восточный берег. При переправе был тяжело ранен и потерял сознание. Отважных разведчиков подобрала другая часть и доставила в медсанбат. За мужество и героизм, проявленные при форсировании Одера, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года В. А. Москвину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 

Дорогие красноярцы!

 

От всей души поздравляю вас с Днем Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник по праву занимает особое место в истории не только нашей страны, но и всего мира. Сколько бы лет ни прошло с мая 1945-го, мы всегда будем помнить об этих событиях. Жители Красноярья внесли немалый вклад в Победу: они отважно сражались на всех фронтах, работали в тылу. На Красноярской земле было развернуто промышленное производство в помощь фронту. Самоотверженный труд наших земляков навсегда останется высоким нравственным ориентиром последующим поколениям. И наш долг — хранить память о людях, отдавших жизнь за свою страну, приложить максимум усилий, чтобы те, кто вернулся с войны, сегодня жили достойно.

Желаю ветеранам, труженикам тыла, красноярцам и гостям города  всего самого хорошего. Все трудности преодолимы, лишь бы не было войны. С праздником!

 

С уважением, Владимир Байкалов,  руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»,   

заслуженный работник транспорта РФ

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®