Более 10 лет в этом образовательном учреждении ведется профильная подготовка кадров с учетом запросов действующих предприятий нефтегазовой отрасли и рынка труда в целом. Постоянно совершенствуется материальная база и арсенал технических средств, необходимых для качественного практикоориентированного обучения по рабочим профессиям и инженерным специальностям. Так, в 2016 году приобретен стенд АМД 210 производства ЗАО «Автоматизация Мониторинга Технологий» (Санкт-Петербург). «Такой сетевой тренажер формирует объективное визуальное представление о практике бурения, геофизического исследования скважин и освоения месторождения», — объясняет руководитель Центра подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела Института нефти и газа СФУ, профессор кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин» Сергей Васильев.
— Сергей Иванович, 2016 год для СФУ юбилейный, каким образом вписана в общую стратегию вуза ваша организация?
— Сегодня перед всеми вузами страны, и СФУ не является исключением, поставлена задача приоритетного выпуска инженерно-технических кадров. Основное направление нашей работы — подготовка и повышение квалификации специалистов нефтегазового комплекса. Исходя из этого, мы постоянно совершенствуем методики, учебные процессы, предлагаем новые программы профессиональной переподготовки, которые адресно отвечают кадровым потребностям отраслевых компаний. В частности, в этом году открыт набор на такие специальности, как «проектирование, строительство и эксплуатация объектов нефтяной и газовой отрасли», «промышленная безопасность и охрана труда в нефтегазовой отрасли». И останавливаться на достигнутом мы не собираемся, поскольку в соответствии с действующей лицензией наш учебный центр имеет возможность осуществлять дополнительное профессиональное образование по любым направлениям — конечно, при наличии соответствующей программы и преподавательского состава. В целом предлагаемые программы охватывают широкий спектр востребованных профессиональных компетенций, в том числе: бурение нефтяных и газовых скважин, разработка месторождений, трубопроводный транспорт, промышленная безопасность, подъемно-транспортные строительно-дорожные машины и оборудование. По желанию слушателя возможно дистанционное обучение, что особенно важно для специалистов, работающих на удаленных объектах, которые не имеют возможности регулярно выезжать в Красноярск. Какую бы форму образовательного процесса в итоге не выбрал слушатель, он гарантированно получает диплом установленного образца после выполнения учебного плана и защиты выпускной квалификационной работы. Этот документ дает право на профессиональную деятельность в данной области. Соблюдение графика обучения отслеживает Любовь Лапушова. Обучение по рабочим специальностям, перечень которых также расширяется вслед за потребностями отрасли, курирует Ульяна Янаева.
— Как выпускные работы соотносятся с запросами действующих предприятий, и какого уровня проблемы при этом решаются?
— Чем отличаются выпускные квалификационные работы в системе переподготовки от обычных студенческих дипломных? Собственно говоря, тем, что у нас защищаются опытные практики, которые приходят с определенной производственной задачей, и понятно, что большая часть таких проектов будет внедрена на предприятиях, сотрудниками которых они являются. Как отметил заместитель проректора СФУ по науке и международному сотрудничеству Рашид Назиров, присутствуя на наших защитах, эти работы в целом мощнее и сильнее студенческих именно за счет связи с практикой. Зачастую при этом решаются актуальные задачи, связанные с совершенствованием технологий, освоением новых месторождений. Иногда по-настоящему интересные и нестандартные подходы возникают, когда в наш учебный центр на профессиональную переподготовку приходят специалисты, которые уже имеют высшее образование, но по другому профилю. В силу отсутствия определенной инерции, связанной с отраслевыми стандартами, им порой удается находить неординарные решения. Фактически такой сплав теории с практикой дает своего рода кумулятивный эффект. И на выпуске это не просто поток, а штучные специалисты высокого класса, значимость которых для развития отрасли сложно переоценить. Все наши слушатели имеют мотивацию на обучение, и это очень важно, ведь заставить человека учиться сложно. Обучение — это труд, и наши слушатели твердо знают, для чего они пришли в учебный центр. Они понимают: нужно сделать очередной шаг вперед, чтобы добиться успеха. Следует отметить, что студенты очного обучения с большой пользой посещают защиты наших выпускников.
— Насколько соответствует образовательным задачам техническое оснащение вашего учебного центра?
— Центр подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела последовательно развивается, что подразу-мевает укрепление материальной базы, в том числе за счет закупок нового оборудования. Большую помощь в этом оказывает Институт нефти и газа, к структуре которого мы имеем непосредственное отношение, а также ректор СФУ Евгений Ваганов и руководитель ДПО СФУ Виктор Колот. Поскольку речь идет о финансово емких приобретениях, без такой поддержки это было бы трудно осуществить. Одним из ценных приобретений стал модульный стенд АМТ 210, созданный разработчиками из Санкт-Петербурга. Этот учебный комплекс дает преподавателю возможность отрабатывать со слушателями технологические процессы бурения, используя имитации. Стенд создает достаточно полное, объемное и реалистичное представление о спускоподъемных операциях и освоении месторождений. При этом на экран монитора выводятся числовые характеристики условий имитируемого процесса, графики важнейших контролируемых технологических параметров, а также анимации, отображающие в реальном времени работу оборудования, инструмента и состояние скважины. Представители компании «Автоматизация Мониторинга Технологий» в течение нескольких недель работали в Красноярске, монтируя стенд и обучая преподавателей центра и института нефти и газа навыкам работы с новым оборудованием, новым технологиям строительства и эксплуатации скважин. В этой связи хочу отметить профессиональную работу представителя компании Александра Котова. В итоге сотрудники центра и института получили удостоверения о повышении квалификации и доступ к работе с этим комплексом и теперь активно используют его в учебном процессе переподготовки специалистов. Важно, что была выстроена и система обратной связи, направленная на доработку стенда с учетом особенностей наших месторождений. Но самое главное, что благодаря этой технической новинке мы, следуя за кадровыми потребностями отраслевых предприятий, открыли новую специальность «проектирование, строительство и эксплуатация объектов нефтяной и газовой отрасли».
— Помимо образовательной деятельности в центре ведется и серьезная исследовательская работа, есть ли новые достижения?
— В 2016 году на предприятии ООО «НПП «Сибэкосорб СФУ» стартовало производство сорбентов и поропластов, являющихся интеллектуальной собственностью Сибирского федерального университета. Не так давно эта технология была также представлена на специализированной выставке МЧС, где получила высокую оценку. Продолжается сотрудничество с Бранденбургским техническим университетом: совместно с профессором Томасом Фишером получен патент на очередную разработку, связанную с сорбентами.
Перспективные исследования в ближайшие годы будут связаны с решением проблемы биоразлагаемости сорбентов. Но, к сожалению, пока нам не удалось заключить соответствующий хоздоговор. Кроме того, мы стараемся применить эту технологию в различных направлениях, в том числе и за рубежом. В частности, есть запрос, касающийся возможностей очистки сточных вод с помощью нашей технологии. Активно сотрудничаем с д. м. н., профессором Ефимом Прахиным, работающим в Красноярском государственном медицинском университете им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, по проблеме очистки стоков с помощью наших сорбентов. И это далеко не полный перечень возможностей их дальнейшего применения. Хотя прошедший год был для нашей организации непростым, это не помешало наметить новые направления, как в сфере научных исследований, так и в том, что касается нашей основной задачи — подготовки высококвалифицированных профессионалов для нефтегазовой отрасли.