просмотры: 114

Расшколивание, или образование повсюду

Текст: Наталья Серебрякова Фото: архив лицея №9 «Лидер»
Расшколивание — для многих новый термин, но смысл его должен быть понятен всем. Образование, которое получает ребенок, давно вышло за рамки школьного здания и традиционных уроков.

 


В современной действительности любой город, и в частности Красноярск, содержит значительный образовательный потенциал. Различные дополнительные образовательные учреждения, кванториумы, молодежные центры, клубы, НКО, спортивные, музыкальные и художественные школы, стадионы, бассейны, наши знаменитые Столбы и «Роев Ручей» — это всего лишь часть территории знаний. К этому стоит добавить эколого-краеведческие экспедиции по краю, образовательные экскурсии по России, виртуальные образовательные платформы и многое другое, что помогает школьнику образовываться и самоопределяться.

О методиках преподавания в школе нового поколения беседуем с директором Красноярского лицея №9 «Лидер» Ириной Осетровой.


— В лицее создана так называемая карта расшколивания — что она из себя представляет? 


— На карте расшколивания обозначено более 50 мест в Красноярске, где учащиеся лицея получают образование. Карта интерактивная, в ней отражены не только названия организаций и деятельность, но и те образовательные результаты, которые там получают лицеисты. И это далеко не все: карта будет пополняться новыми организациями-партнерами по мере заключения соответствующих договоров.


— Приведите примеры — где именно получают образование ученики вашего лицея? 


— Будущие инженеры из лицея «Лидер» имеют возможность знакомиться с реальными инженерными задачами и проектами, разрабатываемыми в Институте математики, физики и информатики КГПУ им. В. П. Астафьева.


Будущие учителя познают основы психологии и осваивают навыки профессии преподавателя в КГПУ им. В. П. Астафьева. Будущие врачи в качестве волонтеров работают в медицинских учреждениях города. Лицей тесно сотрудничает с Красноярским государственным природным заповедником «Столбы» и парком флоры и фауны «Роев ручей», в том числе в формате участия в различных совместных мероприятиях. К примеру, в «Роевом ручье» наши дети проводят экскурсии. Так у лицеистов формируется активная гражданская позиция, коммуникативные способности, ответственность, самостоятельность, мобильность. Это как раз те качества, которые востребованы в современной жизни, по достоинству оцениваются работодателями.


— Расскажите о Сетевой школе старшеклассников «Лидер+», созданной в рамках вашего авторского проекта. 


— Сетевая школа старшеклассников «Лидер+» — это тоже расшколивание. А именно другая форма организации образовательной деятельности, в результате которой происходит усиление сильного за счет объединения разных ресурсов — и детей, и учителей, и родителей, а также школьных укладов, проектов, партнеров, использования инфраструктуры города, края, России, виртуальных ресурсов. Школа объединяет учащихся и ресурсы 10 красноярских школ, лицеев и гимназий. В целом это около 200 учащихся — активных инициативных старшеклассников. Но в перспективе количество участников не ограничено.


Сетевая школа — это общность целей и определенные ресурсы для их достижения и вместе с тем единый центр управления и совместная деятельность детей и взрослых. В школе учитываются личные характеристики и возможности каждого, разработано гибкое расписание занятий. Партнерство осуществляется на основе взаимного доверия, творчества, поддержки. Лекции проводят директора и педагоги школ-партнеров по темам, заявленным самими учащимися.


— Какие факты уже свидетельствуют об эффективности работы Сетевой школы старшеклассников? 


— Результативность проекта доказана ежегодными презентациями учащимися на площадках Красноярского экономического форума сценариев того, каким им представляется общее будущее Красноярска. Ребята создают инициативные проекты социального характера — такие, например, как «От красивой школы — к красивому микрорайону». Они успешно поступают в вузы. Сетевая школа помогает старшеклассникам углублять знания по интересующим их предметам, развивать коммуникабельность, навыки общения с людьми.


Сетевая школа — это фабрика кадров для будущего Красноярска. Программа Сетевой школы предусматривает то, что через построение долгосрочного прогноза учащиеся должны подойти к пониманию того, какие направления профессиональной деятельности будут востребованы к 2030 году, какие компетентности будут важны. Только так в современном быстро меняющемся мире можно реализовать себя в профессиональном смысле.


Результат данной работы оформляется в индивидуальный образовательный маршрут учащегося. Индивидуальный образовательный маршрут — это способы, помогающие получить важные образовательные результаты. Маршрут может включать в себя не только различные программы дополнительного и общего образования, но и любые онлайн-курсы, индивидуальное обучение у какого-либо мастера, самостоятельное освоение намеченного навыка.


— Какие новые образовательные технологии используются в обучении старшеклассников? 


— В Сетевой школе используются инструменты обучения с привлечением IT: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры и т. д. Новые инструменты позволяют развивать когнитивные навыки, осваивать продуктивное состояние сознания. IT позволяют сделать образование индивидуализированным, когда содержание и процесс обучения подстроены под запросы учащегося и его индивидуальные особенности.


Узлами Сетевой школы являются кейсы в рамках столичности. А именно участники процесса анализируют реальные ситуации из истории городов России, мира, достигших успеха в каком-либо конкретном направлении, для того, чтобы понять, чего же не хватает Красноярску, за какой период краевой центр сможет достичь успеха в том или ином направлении, какие ресурсы необходимо привлечь.


Приведу пример кейсов: «Красноярск — город предпринимателей; «Красноярск — экологически чистый город»; «Красноярск — комфортный город»; «Красноярск — креативный город»; «Красноярск — умный город»; «Красноярск — университетский город»; «Красноярск — глобальный город» и пр. При решении кейса используется групповой способ работы под руководством наставников, в роли которых выступают известные и успешные в своей деятельности красноярцы. По окончании решения кейса команда выставляет в группе «ВКонтакте» подробную презентацию проделанной работы. Далее на очной встрече вырабатывается общее представление о будущем представленных идей.


— Расскажите об институте наставничества, активно развивающемся на базе Сетевой школы. 


— Наставники представляют разные сообщества. Лекторы — это известные и успешные личности Красноярска и края, которые знакомят старшеклассников с секретами своего успеха. Встречи проходят в интерактивном режиме. Ребята задают вопросы и получают квалифицированные ответы, обсуждают какие-либо проблемы, получают рекомендации по созданию собственных проектов. С участниками Сетевой школы работали политолог и журналист Александр Чернявский, бизнесмен Роман Гольдман, известный блогер и руководитель центра «Социальные сети» Василий Дамов, директор филиала газеты «Комсомольская правда» Алла Истрати, заведующая кафедрой культурологии СФУ, доктор философских наук, профессор Наталья Копцева, зам. председателя комитета по образованию, культуре и спорту Заксобрания Красноярского края Виктор Кардашов, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента КГПУ им. В. П. Астафьева Сергей Пожарский, генеральный директор АО «Агентство развития инновационной деятельности Красноярского края» Дмитрий Толстой, депутат Красноярского городского Совета депутатов, председатель Совета Регионального отделения в Красноярском крае Российской экологической партии «Зеленые», бизнесмен Сергей Шахматов, директор ботанического сада СФУ Елена Селенина, заместитель директора по научной работе КГКУ «Центр социально-экономического мониторинга и инвестиционной деятельности» Геннадий Блинов и другие. Модератором в сетевой школе выступает известный политолог, кандидат физико-математических наук Юрий Москвич. В категорию наставников входят тьюторы — кураторы учащихся из школ-партнеров, модераторы, разработчики образовательных игр, координаторы онлайн-платформ.


В конце мая 2019 года на базе оздоровительного лагеря «Ласточка» состоялась выездная сессия Сетевой школы. Ее посетили 50 наиболее активных участников проекта, которые на протяжении двух дней активно расширяли свой кругозор. Перед ребятами выступили председатель Красноярского городского Совета депутатов Наталия Фирюлина, руководитель главного управления образования Красноярска Татьяна Ситдикова. Итогом мероприятия стали представленные участниками идеи по расширению направлений работы Сетевой школы, в том числе предложения по развитию краевого центра.


— Ирина Геннадьевна, получается, что иного пути нет: расшколивание в школьном образовании должно происходить повсеместно? 


— Согласно отдельным экспертным оценкам, существующая стационарно-учрежденческая форма получения образования достигла пределов роста качества образования. Без принципиальных институциональных изменений в системе образования обеспечить необходимое его качество невозможно. Очень важно, чтобы к концу обучения в школе у подростков были выработаны способности к аналитике и прогнозированию своего будущего. Это является необходимым условием для осознанного выбора учеником будущей профессиональной карьеры, понимания ответственности за качество своей жизни и жизни общества. Такого результата можно достичь только совместными усилиями, предоставив ребенку теоретическую и практическую платформы для постижения знаний, умений и навыков. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®