просмотры: 680

Путинский транзит

Текст: Александр Чернявский
Владимир Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию РФ инициировал проведение серьезной политической реформы. Конституционные поправки, предложенные главой государства, могут создать новую модель госуправления. К чему приведут перемены, и как они повлияют на жизнь элиты и населения?

 


Политики, общественные деятели, эксперты всех мастей последние недели взахлеб обсуждают возможные сценарии развития событий в стране в ближайшие годы. Гипотез и вариантов хоть отбавляй. Большинство политически озабоченных субъектов считают, что одной из главных целей реформы государственного управления должно стать легитимное сохранение на командных высотах в пирамиде российской власти Владимира Путина.

Некоторые горячие головы для решения этой задачи уже давно предлагают отменить конституционные ограничения на количество сроков пребывания на президентском посту или вообще возродить монархическую форму правления, а Путина сделать царем. Однако глава государства предпочитает в такие рискованные игры не играть.


Можно осторожно предположить, что начавшийся в январе процесс переформатирования Системы будет идти в русле не только тонкой настройки отдельных институтов государственной власти и ротации элит, но и приведет к появлению новых центров силы, которые создадут в России усложненную, так называемую византийскую систему сдержек и противовесов. В этой конфигурации Путин будет одновременно выполнять роль и верховного арбитра, и национального лидера. Пусть и без президентских полномочий, но с самым большим влиянием на принятие ключевых решений.


 


Президентские новации


К чему сводятся предложения Владимира Путина? В первую очередь к перераспределению полномочий внутри ветвей власти. Усиливается законодательная ветвь власти. Госдума превращается в орган, который активно участвует в подборе кандидатов на ключевые посты в правительстве. Вряд ли эта новация приведет к появлению в нашей стране парламентской республики, но то, что политический вес нижней палаты федерального парламента в новой конструкции возрастает, очевидно всем.


Достался свой пряник и Совету Федерации, который более активно будет участвовать в формировании судебной и правоохранительной систем страны. Сенаторы, в частности, получат право обсуждать предложенные президентом кандидатуры региональных прокуроров. Кроме того, Совет Федерации в случае внесения изменений в основной закон страны получит право по представлению президента прекращать полномочия судей Конституционного и Верховного судов, а также судей кассационных и апелляционных судов.


Немало споров возникло вокруг полномочий будущего Государственного Совета — органа, о котором в Конституции 1993 года ничего не сказано. Уже достаточно давно в экспертном сообществе обсуждается вариант, при котором Владимир Путин после окончания президентских полномочий в 2024 году займет пост руководителя именно этой структуры. Сегодня Госсовет — это фактически консультативный орган, на площадке которого первое лицо вместе с федеральными чиновниками и губернаторами обсуждает стратегические вопросы развития страны.


В Послании Владимир Владимирович предпочел в подробности по поводу функционала Госсовета не вдаваться. Президентский законопроект о поправках к Конституции РФ, который был внесен в Госдуму 20 января и уже был принят в первом чтении, ясности не прибавил. Интрига сохранилась, поскольку и в этом документе ни принципы формирования нового конституционного органа, ни его полномочия подробно не прописаны.


Известно только, что Госсовет формирует президент «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Госсовет будет определять основные векторы внешней и внутренней политики и обеспечивать согласованное функционирование властей. Как это будет выглядеть на практике, пока говорить рано. Госсовету будет посвящен отдельный федеральный закон, так что пока эта очень важная для понимания будущего политической системы тема остается открытой.


Путин также реанимировал сюжет «национализации элит», который впервые громко зазвучал во времена «крымского консенсуса» в 2014 году. Именно этому служит новая норма о том, что президентом теперь может стать человек, который не менее 25 лет постоянно проживал на территории РФ и не имевший когда-либо второго гражданства или вида на жительства в другой стране. Эта же норма будет применяться и к кандидатам в сенаторы, депутаты, губернаторы и судьи. Для многих желающих попасть в высокие кабинеты власти это требование может стать непреодолимым барьером.


 


Перезагрузка системы


Инициативы Владимира Путина изрядно встряхнули наше общество. Всем понятно, что Россия вступила на довольно зыбкую почву преобразований государственного устройства. Такие реформы в нашей стране всегда проходят очень сложно и чреваты неожиданными поворотами. На этой теме уже пытаются набрать очки убежденные противники Путина вроде «навальнят» и Михаила Ходорковского. С явным раздражением восприняли эти новации на Западе, лидеры которого уже давно мечтают поставить на место нынешнего главы российского государства покладистого и управляемого лидера «а-ля новый Ельцин».


— Если отбросить все эмоции, случилось то, о чем все подозревали на протяжении многих лет. Никакой смены власти в 2024 году не будет — это стало очевидно для всех. Что касается спешки, с которой они все это затеяли, наверняка у них есть опасения, что рейтинги могут обвалиться, и транзит пойдет не по плану, поэтому они торопятся, — заявил в интервью «Немецкой волне» один из лидеров несистемной российской оппозиции Дмитрий Гудков. — Сейчас Путин и власть контролируют Думу, поэтому Дума может делать все, что хочет. Следующую Думу они тоже считают, скорее всего, что будут контролировать. Но мало ли, вдруг что-то пойдет не так? Плюс пошли протесты, рейтинги падают. Сейчас у них есть еще мандат на проведение любых реформ, а вдруг начнутся протесты, еще что-то, и реформа эта может вызвать, на самом деле, новую протестную волну? Поэтому они делают все заранее, чтобы избежать каких-либо рисков и неприятностей.


В некотором замешательстве оказалось и экспертное сообщество. Мэйнстримом оказалась гипотеза, что Путин своей реформой хочет плавно решить проблему транзита власти, дабы избежать очередных потрясений в стране.


— Главная проблема в современной России напоминает ту, которая была у Советского Союза. Там стержнем всей системы была КПСС. И когда убрали партию, развалилась вся система. У нас сейчас главный институт в стране — это Путин. И, какую бы позицию он ни занимал, он выступает в роли главного института. Возникает вопрос — а что будет, если не будет Путина? И Путин как ответственный политик пытается сейчас выстроить систему, которая продолжала бы эффективно работать и после того, как он уйдет, — подчеркнул в интервью интернет-изданию «БИЗНЕС Online» известный политтехнолог Евгений Минченко. — Я не отношусь к тем людям, которые интерпретируют поведение Путина как поведение человека, который пытается любой ценой остаться у власти. Думаю, что Путин мыслит несколько иначе. Он реально считает себя государственным деятелем и действительно хочет остаться в истории страны как великий политик, хочет переучредить Россию, создать механизмы, которые бы обеспечивали устойчивость страны на долгие годы.


 


В новых реалиях


Президент предложил, чтобы изменения в Конституцию стали не только внутриэлитным делом. Формально закон позволяет внести изменения, если они не затрагивают основ государства, прописанных в первой и второй главах основного закона страны, и без участия народа. Достаточно, если за них проголосуют две трети депутатов Госдумы и региональных парламентов. Но Путин решил спросить и мнение граждан на этот счет. Ориентировочно в апреле состоится голосование, которое по своему статусу будет не референдумом, а фактически опросом. Машина по подготовке всенародного голосования уже закрутилась и, похоже, в ближайшие два месяца эта тема будет главной в общественно-политической повестке.


Политически озабоченная общественность с азартом обсуждает также возможность проведения в этом году досрочных выборов в Госдуму. Кто-то говорит, что они могут состояться уже в единый день голосования в сентябре. Другие считают, что лучше их проводить в декабре. Сторонники досрочных выборов уверены, что новой модели власти требуется новый парламент. Аргумент не из бесспорных. Правительство Михаила Мишустина утвердили еще по старым правилам. В отставку оно может уйти только по инициативе главы государства или в результате каких-то форс-мажорных обстоятельств. В такой сценарий верится пока с трудом. Зачем создавать искусственную турбулентность в правительстве?


Скорее всего, резоны по проведению досрочных выборов лежат в другой плоскости. Возможно, модераторы политических процессов надеются, что президентская встряска подымет рейтинг власти среди населения. Дескать, на волне энтузиазма «Единая Россия» сможет сохранить доминирующую позицию и в новом созыве ГД, несмотря на весь негатив, связанный с повышением пенсионного возраста и другими непопулярными реформами. ВЦИОМ уже сообщил, что после оглашения Послания рейтинг Путина вырос на 3 % и сегодня его деятельность на президентском посту одобряют 67 % россиян. Но не стоит обольщаться на счет народной любви. Это штука весьма изменчивая. Показатели социологических опросов разнятся, порой довольно сильно. Подлинный градус доверия действующему руководству страны может быть заметно ниже.


В такой ситуации, как и следовало ожидать, революционная идея возбудила и часть красноярской номенклатуры, которая крепко задумалась уже о досрочных выборах в Заксобрание. Основание для таких раздумий есть — в 2011 и 2016 годах краевой парламент избирался вместе с Госдумой. Любопытно, что из-за этого совмещения ЗС еще ни разу не смогло отработать полную пятилетку, которая прописана в Уставе Красноярского края. Но подождем до мая: вряд ли столь серьезное решение будет принято до проведения всенародного голосования о конституционных изменениях.


 


Отставки и назначения


Законодательными новеллами дело не ограничилось. Одновременно Владимир Путин решил поменять и правительство Дмитрия Медведева. Правда, причина отставки, которая прозвучала из уст бывшего председателя кабинета министров, выглядела довольно странной. Дескать, президент инициировал реформу, которая изменит порядок формирования правительства, поэтому мы решили сложить полномочия. Объяснение явно было придумано впопыхах, поскольку ничего не мешало Медведеву и К спокойно доработать до принятия новой редакции Конституции РФ, а потом уже уйти восвояси.


Причину внезапного ухода Медведева и ряда других ключевых фигур правительства нужно искать в другой плоскости. Хотя Путин максимально дипломатично отозвался об итогах работы экс-премьера, очевидно, что не только население, но и руководителя страны уже стал серьезно напрягать социально-экономический застой в России, который отчетливо проявился после введения против нас западных санкций. Доходы у многих людей падают, проблема бедности не решается, в кредитно-ипотечном рабстве сейчас находятся миллионы россиян. Явно буксуют национальные проекты, да и с исполнением знаменитых майских указов, несмотря на гладкую отчетность, мягко говоря, не все ладно. Одним словом, экономическим прорывом, о котором несколько раз в последние годы говорил президент, и не пахнет.


Были и политические причины для того, чтобы главе государства дернуть за стоп-кран. Именно правительство Медведева инициировало повышение пенсионного возраста, которое было поддержано депутатами Госдумы из фракции «Единая Россия». Напомним, что эту партию, к которой у многих накопилось немало неприятных вопросов, также возглавляет Дмитрий Анатольевич.


— Думаю, что он от него устал. Во-первых, Медведев уже превратился в такого токсичного премьера, у него низкий рейтинг, он раздражает население. На него навесили реформу пенсионную. Надо было от него избавляться, — метко заметил в эфире «КП-радио» известный политолог и публицист Георгий Бовт. — Путин тяготился премьером, это было очевидно. Надо было принимать решение.


Впрочем, не стоит отправлять Медведева в мусорное ведро истории. Возможно, Путин не просто так делегировал его работать в Совет безопасности. Должность непубличная, но достаточно влиятельная. Не исключено, что это сделано с дальним прицелом. Через несколько лет, когда встанет вопрос, кто все-таки станет преемником нынешнего президента, в числе возможных кандидатов вполне может оказаться и нынешний заместитель председателя Совбеза. По многим параметрам он вполне подходит для президентского поста в новой конструкции власти. Самое главное: верен Путину и готов находиться в его тени, что мы и видели в годы президентства Медведева.


Чего ждать от нового правительства, которое возглавил Михаил Мишустин? Некоторые эксперты называют нынешний кабинет министров техническим, однако, судя по достаточно масштабной кадровой ротации, речь идет о довольно принципиальных изменениях в высшем эшелоне власти. Практически полностью сменился социальный блок, существенные перемены произошли в финансово-экономическом блоке.


Среди представителей Красноярского края в правительстве РФ потерял свой пост министр науки и высшего образования Михаил Котюков, но сохранил позиции министр энергетики Александр Новак. Важно, что сохранил за собой пост министра финансов Антон Силуанов, который будучи первым вице-премьером поддержал инвестиционную программу «Енисейская Сибирь».


Сможет ли новое правительство вытащить страну из трясины застоя, пока неясно. Однако жители России вправе ожидать от нового правительства позитивных изменений. Первые результаты работы команды Мишустина будем оценивать летом.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®