просмотры: 123

Прямые расчеты: баланс интересов

Текст: Наталья Рогова Фото: Сергей Попков
С прошлого года в рамках законодательства произошли существенные изменения в сфере ЖКХ. Согласно нововведениям, собственникам недвижимости предоставлено право на оплату коммунальных услуг по прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями.

 


О плюсах и минусах прямых платежей, судебной практике управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями рассуждаем с директором ООО РЦ «Эксперт-Про» Натальей Загорской.

— Наталья Егоровна, в чем заключается смысл поправок в Жилищный кодекс РФ, каковы достоинства и недостатки прямых договоров? 


— Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс» о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Основная цель данного закона, действующего с апреля 2018 года, — установить прямые платежи в адрес РСО за поставляемые ресурсы, тем самым минимизировать процент неплатежей населения в жилищно-коммунальной сфере. Прямой договор означает, что ресурсоснабжающая организация самостоятельно производит расчет размера оплаты и выставляет платежные документы непосредственно владельцам жилья. В результате недобросовестные управляющие компании и ТСЖ теряют возможность аккумулировать и задерживать на своих счетах, а также использовать нецелевым образом средства собственников, а РСО в свою очередь будут получать деньги за оказанные услуги в полном объеме и без промедлений.


Основной плюс прямых договоров заключается в том, что они способствуют уходу с отраслевого рынка недобросовестных УК. А для законопослушных управляющих компаний, наоборот, создаются более комфортные условия хозяйствования. В частности, переход на прямые платежи избавляет УК от проблем с дебиторской задолженностью. Также вывод из сферы ответственности УК доли платежей потребителей по оплате коммунальных ресурсов снижает налогооблагаемую базу, что влечет за собой снижение налогового бремени для управляющих компаний.


При этом стоит отметить важный нюанс: РСО как поставщики ресурсов напрямую не заинтересованы в контроле за платежами населения, формируемыми исходя из показаний индивидуальных приборов учета, и поэтому для управляющих компаний немаловажно оставлять за собой функцию мониторинга индивидуального потребления ресурсов гражданами. Более того, необходимо тщательно следить за тем, чтобы данные по объемам потребления отражали фактическую картину, а не ложную, и не допускать завышения сумм по содержанию общедомового имущества (СОИ).


— С какими проблемами могут столкнуться стороны при переходе на систему прямых платежей за коммунальные ресурсы? 


— Согласно экспертным оценкам, в рамках системы прямых договоров у специалистов РСО вынуждено увеличивается объем работы. Помимо выставления счетов-фактур по поставкам ресурсов в жилые и нежилые помещения организации обязаны достаточно плотно взаимодействовать с населением — с учетом того, что многие собственники жилья привыкли передавать показания своих индивидуальных приборов учета в управляющие компании. Ресурсникам придется фактически с нуля создавать у себя структуры по приему и мониторингу платежей граждан, ориентировать на них потребителей, что, собственно, сейчас и происходит. Безусловно, активизация этого процесса займет определенное время, но наряду с отладкой работы специализированного программного обеспечения необходимо отслеживать корректность передаваемых потребителями сведений — делать поверку приборов учета, снимать контрольные показания, проверять количество жильцов в квартирах и пр. Как следствие, ресурсоснабжающим предприятиям потребуются опытные специалисты, разбирающиеся в сфере ЖКХ и в юриспруденции.


— Насколько успешно складывается взаимодействие УК и РСО, какую помощь в решении проблемных вопросов оказывает Расчетный центр?  


— Нередко возникают спорные ситуации, и порой такие узлы развязываются только в судебных инстанциях. В нашем активе есть разноплановая судебная практика. Мы всячески оказываем помощь нашим клиентам — управляющим компаниям и ТСЖ при судебных разбирательствах, касающихся расчетов за коммунальные ресурсы.


Как правило, ресурсоснабжающие организации обращаются в судебные инстанции в основном по вопросам взыскания дебиторской задолженности с управляющих компаний. В таких спорах наш Расчетный центр занимается подготовкой контррасчетов, и поскольку УК оплачивают только тот объем долговых обязательств, который подтверждается специалистами Расчетного центра, в ходе судебных разбирательств нам приходится аргументировано подтверждать логику своих решений и отстаивать свою позицию, отражаемую в ежемесячных протоколах разногласий с РСО. Такая работа, как показывает практика, достаточно эффективна, поскольку речь порой идет о суммах в несколько миллионов.


Или приведу характерный пример из сферы прямых договоров. В число наших клиентов входит управляющая компания из другого региона, где уже реализуется схема заключения прямых договоров. Ресурсоснабжающая организация решила не осложнять себе жизнь проверкой объемов индивидуального потребления ресурсов у местных владельцев жилья, и в итоге счет оплаты за СОИ, выставленный со стороны РСО в адрес УК, оказался равным половине всего потребленного по общедомовому прибору учета объема комресурса. Благодаря объективному разбирательству с участием специалистов расчетного центра «Эксперт-Про» удалось найти грамотное решение проблемы.


— Какие направления в работе Расчетного центра «Эксперт-Про» остаются приоритетными в 2019 году? 


— Насколько мне известно, наш Расчетный центр является единственной организацией в Красноярске, оказывающей услуги комплексного аутсорсинга в сфере расчетов платы за ЖКУ, а также в сопутствующих направлениях. Потребность в услугах нашей организации увеличивается прямо пропорционально росту количества УК и ТСЖ. Многие из них обращаются в Расчетный центр за консультациями в сфере расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Сейчас у нас на обслуживании состоит уже более 30 управляющих компаний, работающих как в Красноярске, так и других городах края.


В числе главных приоритетов работы центра в текущем году — усовершенствование программного обеспечения в соответствии с изменениями в законодательстве, а также выход на опорные города края с предложениями наших разработок в области формирования успешных тандемов РСО и УК. Так, в одном программном продукте учитывается деятельность двух сторон, что удобно заказчикам. Например, если в обычном режиме УК обязана выполнять функции регистрационного учета граждан и передавать данные по изменениям регистрации в РСО, сотрудники которой в свою очередь для корректного расчета коммунальных услуг в рамках прямых договоров вынуждены вносить эту информацию в собственную базу данных, то при использовании единого программного продукта, при внесении какой-либо информации одной из сторон, она становится доступной второй стороне, что исключает дублирование и экономит время специалистов. Кроме того, в операционном доступе у каждой стороны остаются именно те данные, которые необходимы им в профильной работе. Наше программное обеспечение востребовано. В частности, программа успешно применяется управляющими компаниями в поселках городского типа Подгорный и Новый Путь на территории ЗАТО г. Железногорск, в городах Лесосибирске, Сосновоборске, Енисейске, Боготоле и др.


Вместе с тем мы планируем предложить ресурсоснабжающим организациям программное обеспечение по расчету размера платы для юридических лиц. Это новое направление в работе Расчетного центра. Также предполагается дальнейшее развитие программных продуктов, включая создание мобильных приложений, благодаря которым потребитель с помощью собственного телефона сможет передавать показания приборов учета, и в свою очередь получать СМС-уведомления, напоминающие о необходимости своевременной подачи таких сведений, будет реализован обмен сообщениями, напоминаниями и другой информацией.


Главной задачей для нас остается создание благоприятных условий для достижения баланса между соблюдением экономических интересов хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ и обеспечением законных прав жителей в сфере осуществления расчетов за предоставленные коммунальные услуги. Благодаря современному программному обеспечению и опыту наших специалистов мы можем быстро и качественно выполнять все необходимые расчеты с учетом требований действующего законодательства, что позволяет экономить время и силы наших заказчиков.


Приглашаем к сотрудничеству ресурсоснабжающие предприятия, управляющее компании и ТСЖ. В активе Расчетного центра «Эксперт-Про» есть масса пакетных предложений, разработанных в интересах всех заинтересованных сторон, подтвержденных качеством оказания услуг и успешной профессиональной практикой.

 

РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР «ЭКСПЕРТ-ПРО» — УСЛУГИ В ОБЛАСТИ РАСЧЕТОВ

• ведение лицевых счетов потребителей ЖКУ, лицевых счетов, предназначенных для учета взносов на капитальный ремонт; ежемесячный расчет размера платы в специализированном программном комплексе в соответствии с нормативными актами, устанавливающими порядок расчета размера платы за ЖКУ с учетом количества и качества предоставляемых услуг;

• прием показаний индивидуальных приборов учета от собственников помещений, внесение и учет данных индивидуальных и общедомовых приборов учета;

• прием абонентов УК И ТСЖ в фронт-офисе расчетного центра по вопросам первичного приема и выдачи документов при регистрации по месту жительства, месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства и пребывания, выдачи справок о состоянии расчетов за ЖКУ, выписок из домовой книги и финансово-лицевого счета, а также консультирование абонентов по вопросам расчета размера платы за ЖКУ;

• проведение непосредственно при обращении потребителя проверки правильности исчисления, предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и предоставление по результатам проверки документов, содержащих корректные сведения;

• формирование и печать платежных документов;

• изготовление бесконвертных отправлений платежных документов;

• консультирование жителей по вопросам расчета размера платы за ЖКУ в телефонном режиме;

• консультирование специалистов управляющих, ресурсоснабжающих компаний, ТСЖ и ТСН по вопросам расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги;

• подготовка проектов ответов на письменные запросы уполномоченных органов всех уровней по вопросам расчетов за коммунальные услуги;

• подготовка проектов ответов на письменные обращения потребителей по вопросам расчетов за коммунальные услуги;

• ежемесячное предоставление необходимых отчетов, аналитической информации, электронных выгрузок для органов социальной защиты населения, платежных агентов, других уполномоченных структур;

• подготовка заявок и отчетов о фактическом расходовании компенсации части расходов граждан за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии с ПП РФ № 400;

• осуществление функций по  взысканию дебиторской задолженности потребителей за ЖКУ, подготовка документов для подачи исковых заявлений, заявлений на выдачу судебных приказов по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, представительство в судебных органах;

• осуществление сверки с ресурсоснабжающими организациями в части корректности предъявляемых объемов коммунальных услуг;

• внесение  информации в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ;

• консультации квалифицированных юристов, специализирующихся в области жилищно-коммунальных отношений.

Профессионализм сотрудников центра «ЭКСПЕРТ-ПРО» экономит ваши время и силы!

ДЛЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ 8 (391) 241-63-23

 

г. Красноярск, ул. Чернышевского, 71

тел.: + 7 (391) 202-60-25

e-mail: info@rcexpert-pro.ru

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®