О том, как оценивают изменения в управляющих компаниях, с какими особенностями сталкиваются УК, говорим с директором УК «Радий» Светланой Бубенко.
— Светлана Юрьевна, в чем заключаются основные смысловые аспекты закона о прямых договорах?
— Сейчас существует мнение, что прямые договоры, позволяющие гражданам рассчитываться за поставку коммунальных ресурсов напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО), — это панацея, которая сможет помочь в решении многих хозяйственных проблем во взаимоотношениях РСО, управляющих компаний и жителей. Вместе с тем к таким аргументам можно отнестись по-разному, потому как при переходе на прямые договоры плюсы, которые есть с одной стороны, с другой автоматически превращаются в минусы.
Так, для ресурсников при работе с недобросовестными управляющими компаниями прямые договоры — это в известном смысле выход из ситуаций по решению спорных вопросов по возврату дебиторской задолженности. Ведь они действительно получили право в одностороннем установленном порядке прекращать договоры с организациями, управляющими жилым фондом, при наличии у последних признанных или подтвержденных действующими судебными актами задолженностей перед РСО в определенных законом размерах. При этом имеется и другой аспект — при переходе на прямые договоры у РСО во взаиморасчетах вместо относительно небольшого числа абонентов — УК и ТСЖ — появляется значительное множество мелких контрагентов — собственников жилья, с которыми необходимо выстраивать работу. А это затраты на формирование дополнительного штата сотрудников, комплектацию рабочих мест, необходимого программного обеспечения и пр.
— Как управляющие компании восприняли законотворческие новшества, позволившие переход на прямые договоры?
— Минусы, которые появились у РСО с введением нового закона, обернулись плюсами для УК и ТСЖ. У организаций, управляющих жилым фондом, в случае если дом по решению жителей перешел на прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, снялась ответственность за задолженность потребителей, уменьшился объем работы по начислению оплаты коммунальных услуг и ведения бухгалтерского учета, сократились затраты на расчетно-кассовое обслуживание и налогообложение.
Однако если глубже изучить вопрос, получается, что при переходе на прямые договоры управляющие организации теряют статус исполнителя коммунальных услуг, а следовательно, на них не распространяют свое действие «Правила 354», тогда как качество коммунального ресурса — ответственность УК. Сегодня у УК есть возможность контролировать показания, которые передают в управляющую компанию собственники жилья: специалисты отслеживают сроки поверки, точность предоставляемых данных. Кроме того, четыре раза в год мы имеем право снимать контрольные показания в квартирах. Но при переходе на прямые договоры контролирующая функция переходит к РСО! А вести строгий мониторинг и контроль ресурсникам не так интересно: согласно действующему законодательству, расходы по возможной разнице между реальными показаниями общедомовых приборов учета и данными, предоставляемыми собственниками жилья, фактически должна покрывать управляющая компания. В платежных квитанциях эта услуга отражена как КР СОИ (коммунальные расходы на содержание общего имущества). Редкий месяц, когда эти данные совпадают. В большинстве случаев это убытки управляющих компаний. Также теряется возможность ограничения той или иной коммунальной услуги при взыскании с собственников возникшей задолженности.
Сегодня прямые договоры в нашей УК есть только по электроэнергии — у жителей нескольких домов. И, что интересно, там, где мы сами снимаем показания счетчиков, сумма, начисленная жильцам, и сумма по ОДПУ совпадает, а там, где электроэнергию собственники оплачивают напрямую, у нас возникают ежемесячные убытки. Схема прямых договоров может работать идеально, но для этого в каждой квартире должен быть установлен «умный счетчик» с электронной функцией для съема и передачи показаний в единую систему ресурсоснабжающей организации и УК. Хочется надеяться, что это весьма близкая перспектива.
— Какие неудобства для граждан могут возникать в случае перехода на прямые договоры?
— При прямых взаиморасчетах это, прежде всего, несколько платежных документов, получив которые, собственник должен вникнуть в новый порядок начислений. Далее сверить имеющиеся данные с показаниями своих приборов учета, а если возникнут вопросы, то и постоять в очередях в различных инстанциях. Многим собственникам это неудобно. К примеру, жители наших домов вышли к нам с просьбой об оплате ресурсов по прежней схеме. В связи с этим у меня пока двойственная позиция по оценке эффективности нововведений. Более того, хотелось бы последить за нюансами индивидуальной арбитражной практики во взаимоотношениях между ресурсоснабжающими организациями и жителями.