АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 03 (119) 2016 (08.04.2016)

Провал капитального масштаба

Текст: Александр Белов
По итогам 2015 года Красноярский край оказался на последнем месте по реализации программы капитального ремонта в России. В чем причины этого провала, и как регион будет выходить из «штопора» в 2016 году?
В министерстве строительства и ЖКХ Красноярского края очевидное фиаско планов по капитальным ремонтам признали и подтвердили еще в январе — на очередной отраслевой выставке «Строительство и архитектура». В числе причин назывались и пробелы в законодательной основе этого процесса, и сложности в отношениях с подрядчиками. К слову, немногие строительные и проектные компании сегодня готовы участвовать в таких торгах. Жестко ограниченный бюджет, в который сложно вписаться и выполнить при этом все заявленные условия, задержки платежей по уже готовым объектам и другие факторы снижают спрос на подряды. Как заявил министр строительства и ЖКХ Красноярского края Николай Глушков, сначала конкурсы организовывались по упрощенной схеме, но это приводило к победе в тендерах сомнительных подрядчиков, потому решено было повысить стандарты. В итоге впали в другую крайность: завышенные требования и бюрократические приемы оценки работ отпугнули потенциальных подрядчиков и сыграли роль барьера в реализации региональной программы капремонтов в крае. К такому заключению пришли участники круглого стола «Реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: первый опыт, выявленные проблемы, пути решения». По мнению одного из участников, главы Общественной палаты правозащитных организаций региональной Гражданской ассамблеи Александра Пузанова, именно затянувшийся процесс выбора подрядчиков сорвал планы прошлого года, ведь предусматривалось, что исполнителей найдут до конца августа, но по отдельным объектам они не были определены до января-февраля 2016 года. А глава краевого министерства строительства и ЖКХ, обобщив проблемы ведомства, подчеркнул, что неразбериха в жилищно-коммунальной сфере связана с характером российской приватизации.

— Почему так получилось, что в течение нескольких лет жители Российской Федерации все стали собственниками жилья, а жилье зачастую не соответствует показателям качества, — не нам судить, — заметил он.

С другой стороны, высока доля принципиальных неплательщиков среди собственников квартир. Действительно, одни жители края отказываются перечислять деньги за то, что произойдет в отдаленной перспективе, другие высказывают открытое недоверие региональному оператору. При этом пожилые красноярцы платят исправнее других, хотя им федеральным законодательством уже определена льгота. Правда, депутаты регионального парламента до сих пор не ввели в действие законопроект, который снижает платеж для пенсионеров в возрасте от 70 до 79 лет на 50%, а тех, кому уже исполнилось 80 лет, освобождает от таких поборов полностью.

Много аргументов против программы капитальных ремонтов в целом и принятых в крае тарифов в частности возникает у владельцев квартир в новостройках. И это действительно звучит аргументированно: зачем отдавать немалую ежемесячную плату, если в очередь на капитальный ремонт здание попадет лет через 20, а за это время может измениться адрес собственника, причем не только дом и улица, но и регион, где он живет? Не удивительно, что в общей сложности почти четверть жителей края отказываются платить эти взносы.

Не добавляет оптимизма и то, каким образом региональный оператор распоряжается уже собранными средствами. На данный момент на капремонт в Красноярском крае накоплено более 2,4 млрд рублей, при этом задолженность по освоению средств составляет свыше 1 млрд. Если эти деньги не успевают потратить в срок, значит, они должны работать — приносить пассивный доход. Но данный путь увеличения объема вложений тоже не используется: на сумму в банке начисляются лишь минимальные годовые проценты, которые ниже коэффициента инфляции.

Какими бы ни были явные и скрытые причины, провалов такого масштаба они не оправдывают. Последнее место в рейтинге по России, на котором оказался наш край, по сути, свидетельствует о том, что система в регионе не работает, а следовательно, ее необходимо менять. Федеральные источники называют при этом такие цифры: из 138 домов, запланированных на 2015 год, отремонтировано всего 19. Однако Красноярский фонд капитального ремонта, уточняя информацию Минстроя РФ, заявил, что на остальных 119 жилых зданиях идут согласования и проверки. Кроме того, по большинству объектов работы уже закончены, но жители из-за мелких недоработок пока не подписали акт приема. В этой части статистика тоже впечатляет: недочеты выявлены на 50 отремонтированных объектах, поэтому в статистику они не попадут, пока подрядчики не устранят все дефекты. Заместитель министра строительства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Елена Цитович пояснила, что задачи 2015 года по капитальному ремонту не были реализованы в полном объеме из-за «трудностей и ошибок», и выполнение работ перенесено на 2016 год. В фонде капремонта также говорят, что позиция федеральных чиновников не вполне корректна, поскольку план устанавливался на два года. Поэтому согласно документам у фонда есть время до декабря 2016 года, чтобы улучшить свои результаты.

— У других регионов лучше показатели, потому что они часть домов начали ремонтировать в 2014 году. У нас ситуация сложилась иная: с ноября 2014-го мы только приступили к сбору средств. Тем не менее альтернативы предложенному варианту системы кап-ремонта на сегодняшний день нет, и ее необходимо исполнять. Несомненно, будут вноситься изменения, мы учимся на своих ошибках, и до конца года все процессы нормализуются. Планы на текущий год будут выполнены, хотя они в несколько раз больше, чем провальные прошлые, — отмечает Нина Авдеева, директор Фонда капитального ремонта в Красноярском крае.

Однако эти заверения вызывают обоснованные сомнения. Сложившаяся динамика и простая арифметика убеждают в обратном: шансы освоить объемы текущего периода полностью крайне невысоки. Судите сами: в 2016 году за счет средств, собранных собственниками, планируется отремонтировать 447 домов в 38 городах и районах региона. Плюс еще 50 жилых строений, не приведенных в порядок в прошлом году. При существующих темпах на реализацию этого плана уйдет лет пять. Таким образом, либо фонду капитального ремонта придется ускориться в пять раз, либо обещания голословны. Чего ждать собственникам квартир? Как минимум очередного переноса сроков, а возможно, повышения и без того немалых взносов. Минимальный их размер был установлен правительством Красноярского края в 2013 году, причем в основу легли расчеты по работам, проведенным в 2010–2012 годах фондом содействия реформированию ЖКХ (в рамках 185-ФЗ). Тариф, разумеется, дифференцирован. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним платят больше. В результате наш регион по размеру взноса находится примерно в середине списка из 82 субъектов РФ. Для сравнения: в Москве платят 15 рублей, в Амурской области — 20,8, в Тюменской — 20,1, в Иркутской — 8,4, в Забайкальском крае — 7, на Сахалине — 9,7. С точки зрения региональных чиновников, действующие тарифы экономически не обоснованы, поскольку формировались до кризисной ситуации и теперь с учетом инфляции и падения курса рубля не окупают расходов на проведение капремонтов. Соответственно, скорее всего, суммы будут пересматриваться.

Существует и другая перспектива: возможно, изменения будут внесены в федеральный законодательный акт, который регламентирует всю систему капитальных ремонтов в стране. Предпосылки для этого назрели. Не только в Красноярском крае люди саботируют платежи за капремонт и недовольны тем, как реализуется эта программа. В марте текущего года на селекторном совещании Правительства РФ вице-премьер Дмитрий Козак подверг критике губернаторов за то, что из собранных средств на ремонты была потрачена лишь четверть: всего 25 млрд рублей из 100. Он также подчеркнул, что деньги, которые люди платят в виде взносов, должны тратиться по назначению в том же году, иначе средства обесцениваются.

При существующих сборах к 2020 году объем средств, аккумулированных всеми региональными операторами, должен составить примерно 550–600 млрд рублей. Этого недостаточно, чтобы обеспечить заявленные работы по капремонту всего жилого фонда России. Такая статистика неумолимо свидетельствует об одном: система финансирования капитального ремонта полностью провалилась. Мы в тупике, и, пожалуй, настало время приостановить действие программы и доработать ее с учетом новых условий. В марте Генпрокуратура направила в Конституционный суд письмо, где частично признала неконституционность некоторых положений закона о капремонтах. С соответствующим запросом обратились в Конституционный суд и депутаты Госдумы. Остается надеяться, что в этой высокой инстанции признают существующую систему поборов в «общий котел» нелегитимной, и в дальнейшем ситуация кардинально изменится.

просмотры: 1410
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске