просмотры: 153

Приоритеты образования

Текст: Александр Белов
На традиционном августовском педагогическом совете министр образования Красноярского края Светлана Маковская подвела итоги деятельности системы образования и представила задачи на новый учебный год.

 


Участниками педсовета стали более 1,5 тыс. представителей из 61 муниципалитета — учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, главы территорий, заместители, курирующие вопросы образования, депутаты.

— Тема августовского педагогического совета в этом году — «Управление изменениями: новые образовательные результаты». С одной стороны, государство, общественность, родители оценивают эффективность системы образования по тем результатам, которые мы получаем, с другой — мы много времени, сил, ресурсов в предыдущие годы тратили на создание условий для новых образовательных достижений. Чтобы сделать следующий шаг, мы должны подвести промежуточные итоги и вместе ответить на вопрос: что в итоге получилось и как нам дальше двигаться, какие действия предпринимать, — пояснила задачи на открытии педсовета Светлана Маковская.


Главной темой доклада министра стала реализация национальных проектов в Красноярском крае. По линии образования в регионе реализуется семь проектов: «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Ожидаемые затраты на реализацию мероприятий по этим проектам на 2019–2022 годы только из средств федерального бюджета составляют более 5 млрд рублей.


Несмотря на то что прошло менее года с начала воплощения инициатив, уже разработаны определенные модели и механизмы деятельности. Опираются они на сильные стороны образовательной отрасли региона: высокий уровень дошкольного образования, инновационные подходы к профессиональной подготовке молодых специалистов в соответствии с международными стандартами, а также имеющиеся заделы по формированию и оценке образовательных результатов на основе практики международных исследований качества общего образования.


Все региональные отраслевые проекты содержат три стратегические линии: обновление содержания образования, обеспечение роста профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, а также развертывание современного инфраструктурного обеспечения образовательного процесса.


Инфраструктурной платформой для реализации всех региональных проектов станет проект «Цифровая образовательная среда». Базисом формирования высокотехнологичной инфраструктуры должно стать обеспечение высокоскоростным (100 и 50 Мбит/сек) интернетом всех образовательных учреждений края. Кроме того, предусмотрен переход на единую федеральную информационно-сервисную платформу, который позволит консолидировать данные от всех существующих региональных профильных систем. Для обмена информацией между учреждениями планируется обеспечить подключение всех общеобразовательных учреждений к единой защищенной сети передачи данных, включающей внутренние порталы, единые почтовые серверы, площадки для проведения вебинаров и т. д.


Стратегической идеей регионального проекта «Молодые профессионалы» является внедрение флагманских образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций нового типа с учетом развития современных технологий, стандартов и мировых трендов изменения профессий, востребованных в экономике края. С целью реализации новых программ подготовки будет создана сеть из специализированных центров компетенций, центров проведения демонстрационного экзамена, учебных центров предприятий и вузов, оператором которой станет Региональный центр опережающей профессиональной подготовки.


В системе высшего образования в рамках национального проекта «Наука» нам необходимо начать работы по созданию научно-образовательного центра мирового уровня. Его целью должно стать научное, технологическое, кадровое обеспечение развития ключевых отраслей экономики Красноярского края, реализация комплексных проектов в интересах реального сектора экономики, передовых образовательных практик.


— Формирование общей политики управления интеллектуальными и инфраструктурными ресурсами научных организаций и образовательных организаций высшего образования планируется осуществить на базе Сибирского федерального университета. Такой проект становится глобальным коммуникационным звеном в экономике знаний и социокультурной средой на территории Енисейской агломерации, — подчеркнула Светлана Маковская.


В рамках проекта «Учитель будущего» предусмотрено открытие пяти центров профессионального мастерства и центра оценки квалификаций — их создание связано с масштабом новых задач по развитию профессиональных компетентностей педагогических работников. Муниципальные системы образования пополнятся центрами под названием «Точки роста». До 2024 года преду-
смотрено создание 410 таких центров. А также появятся центры дополнительного образования и центры консультативной помощи родителям. Будет поддержано 237 пилотных организаций для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды.


— Новым содержательным направлением работы должно стать «выращивание» системы родительского просвещения, — отметила министр. — Именно такая задача решается региональным проектом «Поддержка семей, имеющих детей». В рамках данного проекта реализуются мероприятия, направленные на создание краевой комплексной системы оказания услуг консультативной помощи родителям. К их числу относится: создание рабочих мест для оказания услуги в очной, дистанционной, выездной (на дому) формах; обучение специалистов, оказывающих услуги; оказание услуги родителям; проведение мониторинга удовлетворенности родителей полученной услугой.


Создание современной инфраструктуры — ключевая задача при реализации нацпроектов. В рамках проекта «Демография» — это строительство новых детских садов. На средства федерального и краевого бюджетов в 2019 году запланирован ввод 8 дошкольных учреждений в Красноярске (один ДОУ уже введен в эксплуатацию в марте 2019 года). В этом году начнется строительство еще 11 детских садов в краевом центре.


За последние шесть лет (2012-2018 гг.) в крае введено 20 новых школ. В настоящее время за счет средств краевого и федерального бюджетов строятся 10 общеобразовательных учреждений. Однако, как отметила в своем докладе глава минобразования края, потребность в строительстве общеобразовательных организаций в связи с увеличением численности школьников и высоким уровнем износа зданий значительно выше.


— Основная задача муниципалитетов — обеспечить функционирование новых структур как ресурса развития всей муниципальной системы. А на уровне образовательных организаций нужно определить способы эффективного использования ресурсов обновленной муниципальной инфраструктуры для реализации образовательной программы школы и индивидуальных образовательных программ школьников, — сказала Светлана Маковская.


В заключение министр напомнила, что без механизмов поддержки инициативы и развития партнерства родителей, педагогов, работодателей, представителей общественности невозможно успешно справиться с предстоящими задачами.

 

Светлана Маковская, министр образования Красноярского края:

— Этот год особенный: он объявлен Международным годом языков коренных народов. И это год Пушкина, творчество которого перешагнуло границы нашей страны, став образцом высокой литературы для всех поколений читателей. Вместе с тем в этом году Красноярский край отмечает свой 85-летний юбилей.

Прошедший учебный год ознаменовался активным обсуждением содержания национальных проектов, которые являются основным вектором социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. Развитие системы образования занимает одно из центральных мест в структуре национальных проектов. Это означает, что человеческий капитал де-факто признается важным элементом социально-экономического развития России.

Национальные проекты являются приоритетом и в региональной образовательной политике Красноярского края. Несмотря на то, что прошло менее года с начала их реализации, нами наработаны определенные модели и механизмы деятельности в проектах с опорой на сильные стороны региональной системы образования. Основная идея, связывающая все проекты на уровне краевой системы образования, — это обеспечение перехода от массового унифицированного образования к индивидуализированному образованию, направленному на обеспечение успешности и конкурентоспособности каждого ребенка. Для осуществления этого перехода необходимо во всех проектах обеспечить качественные изменения по трем стратегическим линиям: обновление содержания образования; обеспечение роста профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, а также развертывание современного инфраструктурного обеспечения образовательного процесса.

Учитывая неоднородность краевой системы образования, нам предстоит взращивание и сопровождение лидерских практик, направленных на построение нового образа системы, которые в дальнейшем будут служить ориентирами для развития технологий образования в целом. Для того чтобы представить образ будущего краевой системы образования, необходимо учесть, что сегодняшние первоклассники, закончив школу, будут жить в совершенно другом мире. Ученик Будущего, а также учитель, управленец, родитель будут обладать новыми возможностями и способностями, иметь другие потребности. Это означает, что образ будущего сферы образования Красноярского края должен быть принципиально иным. Объективно он и будет другим, учитывая масштабность задач, предполагаемых национальными проектами и, как следствие, — региональными.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®