просмотры: 142

Потребительская корзина: новое содержимое

Текст: Мария Кармакова
Потребительская корзина традиционно используется для расчета величины прожиточного минимума в России и обновляется каждые пять лет. Однако в последние годы к ее содержимому возникает все больше вопросов.

 


Эксперты призывают пересмотреть не только стоимость товаров и услуг, входящих в корзину, но и скорректировать ее наполнение в пользу более полезных продуктов от местных производителей.

Потребительская корзина формируется Росстатом на основе данных о потреблении в стране. Сейчас в нее включено более 500 товаров и услуг — все то, что мы регулярно покупаем. Корзину разделяют на три основные группы: продовольственные, непродовольственные товары и услуги. По изменению стоимости потребительской корзины делается вывод о том, как меняется стоимость потребления, и определяется уровень инфляции — повышения общего уровня цен на товары и услуги.


— При определении потребительской корзины красноярцев учитываются расходы всех жителей края. Потребительская корзина определяется на основании оценки совокупного оборота розницы по стране. В этих расходах определяют доли различных товаров и услуг в структуре потребления. Затем основные из них выбирают в корзину. Чем больше мы тратим на определенный товар, тем больше его «вес» в корзине. Например, цены на молоко имеют больший вес, чем цены на газеты и журналы, — пояснил управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев. — В корзину входят товары и услуги как повседневного спроса, так и длительного пользования. Например, там есть мясо, молоко, хлеб, овощи и фрукты, а также зубная щетка, автомобиль и его мойка, бытовая техника и ее ремонт, курсы иностранного языка, экскурсионные поездки. Не каждый из нас покупает все эти товары или оплачивает услуги каждый месяц или даже год. Но этот список включает фактические расходы в целом всех жителей.


В конце сентября этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил министерствам труда, экономического развития, финансов и Роспотребнадзору проработать вопрос о постепенном переходе на новую потребительскую корзину, которая будет сформирована с учетом принципов здорового питания и особенностей рациона различных групп населения.


По словам главы Министерства труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, конец этого года и следующий год должны стать временем, когда будет принята новая потребительская корзина. С 1 января 2021 года корзина будет пересмотрена — естественно, в сторону увеличения. Будут актуализированы требования к ее наполнению, прежде всего продуктами питания, такими как овощи, фрукты, молочные продукты. Этот спектр требуется откорректировать в большую сторону. Совместная работа в этом направлении ведется и с Федерацией независимых профсоюзов, и с работодателями, и с учеными.


Проект формирования набора продуктов питания в потребительской корзине по заданию Минтруда РФ подготовил Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи. По мнению экспертов, состав корзины должен быть различным для мужчин, женщин и детей разного возраста. Сейчас же набор продуктов рассчитывается исключительно для людей трудоспособного возраста, пенсионеров и детей без возрастного разграничения.


— Если раньше формировались так называемые минимальные наборы продуктов питания в структуре потребительской корзины, то в настоящее время сформирован базовый набор, который полностью отвечает физиологическим потребностям человека. Но не в усредненном виде, а дифференцированно по возрасту и полу, — подчеркнул главный диетолог Минздрава, научный директор ФИЦ, академик РАН Виктор Тутельян. — Проект направлен на увеличение продолжительности жизни населения. В настоящее время руководство государства понимает, что один из наиболее эффективных рычагов — улучшение питания и создание условий для этого.


В новых корзинах, которые были разработаны экспертами, содержание большинства продуктов выше, чем это предусмотрено действующими нормативами. Например, сегодня потребительская корзина взрослого человека на год составляет 808 кг, тогда как новая корзина для мужчин «весит» уже 980 кг, а для женщин — 837 кг. В предложенных наборах свежих фруктов оказалось вдвое больше для пенсионеров, на 50% — для трудоспособных граждан и на 17% для детей. Помимо этого, в зависимости от категории были увеличены порции мяса (7-27%), рыбы (25-44%), молочных продуктов (4-12%), яиц (25-36%) и овощей (9-33%). При этом было снижено количество хлеба и картофеля. По словам Виктора Тутельяна, новый рацион способствует тому, чтобы человек был развит физически и умственно, а также здоров и способен продолжать род.


Нужно учитывать, что свои особенности наполнения потребительской корзины есть в каждом регионе. Например, сравнивая товары и услуги, популярные среди жителей Красноярского и Краснодарского краев, Сергей Журавлев отметил, что сибиряки тратят больше денег на меха и зимнее пальто. Кроме того, значительную долю в их потреблении занимают расходы на авиаперелеты и проезд в поезде в связи со значительными расстояниями до крупных городов и курортных зон. Также у красноярцев в корзине выше доля импортных автомобилей, бензина популярной марки АИ-92 и шин для автомобилей в связи с необходимостью иметь два комплекта: зимний и летний. Если же говорить о продуктах, то в потребительской корзине жителей Красноярского края больше свинины и курятины, но меньше говядины и рыбы; больше чая, соков и сахара, но меньше овощей, кофе, сыров и мороженого. По мнению управляющего красноярским отделением Банка России, такие различия в потреблении продуктов связаны с природно-климатическими условиями и более широким распространением личных подворий на юге.


Актуальной задачей является наполняемость потребительской корзины края товарами местного производства. Тем более что в последние годы производство пищевых продуктов в регионе устойчиво растет. Так, по данным Росстата за 2018 год, выпуск мясных полуфабрикатов в крае увеличился на 21,6%, свинины — почти на 8%, мучных и кондитерских изделий — на 31,5%, сыров — на 32%. Параллельно растет и доля красноярской продукции в торговых сетях — три года назад каждый третий товар на полках магазинов был местного происхождения. Однако власти уже тогда заявляли, что планируется довести их долю до 50%.


По словам соучредителя ГК «Командор» (сеть супермаркетов «Командор», суперсторов «Аллея» и дискаунтеров «Хороший») Олега Сипетого, региональные торговые сети заинтересованы в том, чтобы местные переработчики и производители были представлены в их магазинах, но при условии, что предлагаемый ими продукт востребован покупателями.


— Все приходят и говорят: «Мы делаем колбасу». Но потребительская корзина достаточно стационарна, доля колбасы не растет в ней в геометрической прогрессии. Вообще, доли продуктов в этой корзине сильно не меняются, а только перераспределяются. Поэтому производителю надо как-то объяснить, чем его продукт лучше, почему его должны купить. Это либо другое свойство, либо другая цена, либо особая подача, — рассуждает Олег Валентинович. — Сейчас переизбыток всего, полки завалены. Как правило, мощности заводов полностью не загружены. А по большому счету, востребованы только четыре категории товаров: овощи и фрукты, мясо, молоко и хлеб. Это продукты, с которыми сетям интересно работать и в плане маркетинга, и в плане прибыли. В этих сегментах мы многое делаем вместе с местными производителями, продвигаем их. Приведу в пример молочную продукцию. С помощью акций продвижения совместной работы с «Енисейским стандартом» нам удалось сделать невиданное: потеснить молочных гигантов в пользу региональных производителей — «Саянмолоко» (бренд «Семенишна») и «Село родное». Продажи этих местных брендов выросли в 12 раз. Теперь в планах потеснить международные бренды не только в сегменте молока, но и йогуртов, и молочных десертов — доля «федералов» здесь пока составляет более 70%, но со временем местные производители будут ее перераспределять в свою пользу.


Еще одно перспективное направление сотрудничества ритейлеров с местными производителями — дикоросы. По мнению Олега Сипетого, это продукт интересный:


— Это непоточный товар, и с ним необходимо работать особым образом. Грибы от тайги до полки проходят значительный путь: их надо собрать, обработать, упаковать, доставить, соблюсти сроки годности, получить сертификаты. Эту логистику надо простраивать. У нас часто спрашивают, почему голубику везете, например, из Австралии, а клюкву — из Китая? А все потому, что там отлажен механизм работы: развитая инфраструктура, простроенная логистика, работа агрономов и т. д.


Доля местных продуктов растет и в федеральных торговых сетях — например, в «Пятерочке» она доходит до 20%. В основном наполнение идет в таких направлениях, как молочная и мясная гастрономия, рыбная продукция, сыры, овощи и фрукты — это продукция категории «фреш» с коротким сроком хранения.


— В последнее время именно недорогая и качественная местная продукция становится основой рациона жителей страны, — резюмирует председатель координационного совета красноярской Ассоциации сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли «Енисейский стандарт» Игорь Домнин. — Поэтому в региональных сетях края, которые входят в ассоциацию, есть отклик на этот запрос покупателей — доля местных продуктов в отдельных категориях доходит до 80%. Безусловно, динамика в предпочтениях потребителей есть. Они стали чаще обращать внимание не только на ассортимент, но и на качество. Повышается сама культура питания, и большее предпочтение отдается именно натуральным продуктам. Это подтверждается как региональными сетями, так и независимыми исследованиями. Так, например, 25% россиян готовы платить больше за качественные молочные продукты. А качественным продукт может быть только в случае, если он натуральный. В свою очередь натуральность подразумевает как раз короткие сроки хранения — а соответственно, и местное производство.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®