Изначально структура создавалась для профильного практикоориентированного обучения студентов. Центр подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела был образован 6 января 2006 на базе факультета нефти и газа Красноярского государственного технического университета. «Только что созданный молодой факультет столкнулся с проблемой устройства на практику студентов, достойного трудоустройства своих выпускников: ни на одно предприятие нефтегазовой отрасли нельзя попасть, не имея соответствующего допуска. Именно тогда и было принято решение организовать центр, который занимался бы обучением молодежи рабочим профессиям», — рассказывает руководитель центра, профессор кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин», член-корреспондент Международной академии наук экологической безопасности Сергей Васильев.
— Сергей Иванович, как развивалась структура, которую вы возглавляете с момента ее создания?
— Первый набор слушателей был проведен уже в апреле 2006-го по специальности «помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ». В группе обучались 24 человека. В дальнейшем за первую пятилетку путевку в жизнь благодаря нашему центру получили сотни студентов. И сегодня, спустя десятилетие, вузовская молодежь — будущие инженеры — именно у нас постигает практическую специфику той отрасли, с которой в будущем связывает траектории профессионального роста. В нашей организации в настоящее время на постоянной основе ведется подготовка по самым востребованным рабочим специальностям. Однако к началу XXI века мы подошли с осознанием необходимости расширения горизонтов деятельности. Развивая и модернизируя структуру, во многом опирались на опыт коллег из Томского политехнического университета (ТПУ), с которыми и сейчас активно сотрудничаем. Отмечу поддержку Ивана Кошовкина, руководителя Центра подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела ТПУ. Приняв во внимание его рекомендации, в 2000 году мы наладили процесс профессиональной подготовки и переподготовки отраслевых кадров. И с этого времени реализуем данное направление, выдавая по итогам дипломы, подтверждающие, что специалист имеет право вести профессиональную деятельность в заявленных областях. В их числе: бурение нефтяных и газовых скважин, разработка месторождений, трубопроводный транспорт, подъемно-транспортные строительно-дорожные машины и оборудование.
— Насколько сложно было это организовать и наладить контакты с предприятиями нефтегазовой промышленности?
— С этой целью была проведена обширная и довольно трудоемкая подготовительная работа, получены соответствующие документы, обеспечивающие легитимную основу данной образовательной деятельности. Заказов же на обучение работников от отраслевых предприятий поступало достаточно, и сегодня мы регулярно выигрываем такие тендеры. Во многом потребность в образовательных услугах нашего центра определена прочным сплавом теоретических и практических знаний, научного потенциала и практического мастерства, которыми обладают преподаватели. Чтобы обеспечить неразрывную связь образовательных задач с производственными, постоянно привлекаем к работе практиков, работающих в отрасли, — по большей части специальностей их не менее 30-35% от общего педагогического состава. Кроме того, уникальность подхода к организации образовательных процессов состоит в том, что мы изначально решили не разделять потоки слушателей: сотрудники предприятий нефтегазового комплекса и студенты обучаются вместе, в одних группах. И теперь можно с уверенностью сказать, что эта методика себя оправдала. В итоге те, кто приходит с производства, быстрее осваивают теоретический материал, а студенческая молодежь получает в живом общении не только внятное представление о практической работе, но и предложения устроиться после обучения на предприятия. Сложные вопросы трудо-устройства после вуза решаются неформально и к пользе обеих сторон — работников и работодателей.
— Какие изменения сегодня происходят в образовательных программах, и каким образом пополняется арсенал оборудования?
— Изменения происходят постоянно, образовательные услуги совершенствуются, и в целом система у нас гибкая. Например, теперь наряду с многочасовыми, длительными и объемными курсами проводятся и краткосрочные. Что выбрать — вопрос предпочтений слушателя, но его обязательно проконсультируют по этим вопросам, разъяснят особенности и пре-имущества. Мы всегда реагируем на системные изменения в производственной среде, продиктованные внедрением новых технологий. Значимым и перспективным считаем использование в обучении стендов и лабораторного оборудования, позволяющих визуализировать производственные процессы, тем самым расширяя образовательные возможности и, следовательно, увеличивая привлекательность центра для наших партнеров — отраслевых компаний. Чтобы не стоять на месте, двигаться вперед, предоставлять нашим слушателям еще более качественную образовательную услугу, в текущее время занимаемся организацией лаборатории изучения керна. Эта исследовательская база помогает не только определить, сколько нефти в скважине, но и выбрать оптимальный способ добычи и поддержания внутрипластового давления, изучить другие параметры. Подобные исследования необходимы и для оценки рентабельности месторождений. Наши слушатели в дальнейшем получат свободный доступ к данному оборудованию. Кроме того, планируем закупить стенд по бурению и освоению месторождений. Такой сетевой тренажер формирует объективное визуальное представление о практике бурения и геофизического исследования скважин. Стенд содержит 96 информационных блоков со сведениями о реальных скважинах. Он помогает моделировать типичные ситуации, в том числе аварийные, с которыми в дальнейшем работнику придется столкнуться на практике. Конечно, подобные стенды не заменяют вербального взаимодействия слушателей с преподавателями, но при этом существенно обогащают учебный процесс и делают его интереснее.
— А по каким направлениям взаимодействуете с коллегами из Томского политехнического университета?
— Мы активно развиваем партнерские связи со многими отечественными и зарубежными университетами, но взаимодействие с Томским политехническим университетом заслуживает особого внимания, ведь нас связывает давнее и прочное сотрудничество. В прошлом году коллеги из Томска прошли у нас переобучение, а теперь преподают и являются научными руководителями дипломных проектов, в том числе по специальности «бурение нефтяных и газовых скважин». Таким образом, мы имеем возможность адаптировать наработки коллег, а также мощный научный потенциал одного из сильнейших томских вузов в своей практике. В Центре подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела ТПУ на высоком профессиональном уровне реализуют образовательные программы по заказу крупнейших компаний нефтегазовой отрасли, у них налажено сотрудничество с Heriot-Watt University. Мы убеждены, что также можем включиться в такое партнерство, и предпринимаем с этой целью определенные шаги. Конечно, предстоит серьезная организационная работа, от наших слушателей потребуется соответствующий уровень владения иностранным языком, ведь лекции и практические занятия проводят представители профессуры Heriot-Watt University на английском языке. Но это, безусловно, реперная точка в измерении масштабов дальнейшего развития нашего центра. При этом основной принцип нашей работы остается неизменным: использовать самые современные технологии для профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которым предстоит осваивать новые рубежи в нефтегазовой отрасли.
— Центр занимается только учебно-методической работой, или есть и другие направления в числе приоритетных?
— Мы продолжаем формировать лабораторию «Сорбенты, сорбирующие материалы», комплектуя ее оборудованием. Надеемся, что в 2016 году будет заключен хоздоговор с ООО «Экосорб» на исследование сорбентов и поропластов, являющихся интеллектуальной собственностью СФУ, разработанных сотрудниками нашего центра Владимиром Мелкозеровым и Любовью Лапушовой при моем участии. Заключение договора позволит выделить средства на лабораторное оборудование, а формирование лаборатории даст возможность открыть новые направления переподготовки специалистов.