просмотры: 15

Платить напрямую: плюсы и минусы

Текст: Елена Баркова Фото: архив ИД «Реноме»
В начале апреля текущего года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ. Согласно которым собственники и наниматели жилья получили возможность оплачивать свет, тепло, воду и газ по прямым договорам, минуя управляющую компанию.
Основная причина появления такого решения заключается в необходимости сократить задолженность управляющих компаний перед ресурсниками. На декабрь 2017 года проблема твердо заявила о себе: в целом по стране со стороны УК недоплата составляла 10-15%, а сумма задолженности населения, по данным открытых информационных источников, достигала одного триллиона рублей. Плюсы и минусы законодательных нововведений в сфере ЖКХ анализирует директор расчетного центра «Эксперт-Про» Наталья Загорская.

— Наталья Егоровна, будет ли, на ваш взгляд, достигнута основная цель корректировок — снизится ли уровень задолженности перед РСО? 


— Система оплаты коммунальных ресурсов по прямым договорам между собственниками жилья и поставщиками этих ресурсов действительно должна сократить суммы недоплат. Заключение прямого договора означает, что ресурсоснабжающая организация (РСО) самостоятельно производит расчет размера оплаты и выставляет платежные документы непосредственно жителям. Таким образом, недобросовестные УК и ТСЖ потеряют возможность аккумулировать на счетах средства собственников, задерживая выплаты, а РСО будут получать деньги за оказанные услуги в полном объеме и без промедления.


В Минстрое РФ предполагают, что из-за таких законодательных инициатив с рынка могут уйти до 30–40% недобросовестных УК, что в итоге пойдет только на пользу собственникам жилья. Можно говорить и о существенных плюсах для тех управляющих компаний, которые работают качественно и продолжат свою деятельность в новых условиях. Мы говорили о долгах перед ресурсниками, но не нужно забывать, что есть должники и перед УК, ведь собираемость платежей даже в самом лучшем случае не получается стопроцентной. Таким образом, переход на оплату ресурсов по прямым договорам избавляет управляющие компании от проблем с дебиторской задолженностью за коммунальные ресурсы. Еще один существенный момент: уход из сферы ответственности УК доли оплаты коммунальных ресурсов снижает налогооблагаемую базу, что влечет за собой снижение налогового бремени. И если компания управляет значительным жилым фондом и, соответственно, находится на общей системе налогообложения, то у нее имеется возможность перейти на упрощенную систему. Это существенная экономия и большой плюс для сферы ЖКХ. К сожалению, следует подчеркнуть, что при всех плюсах три стороны, взаимодействующие в этой сфере, сталкиваются и с определенной проблематикой.


— Поясните, какие сложности для сторон предполагает переход на прямые договоры по оплате коммунальных ресурсов? 


— Своевременно и грамотно произвести расчет платы за услуги и выставить счета гражданам (с этим придется иметь дело коллективам ресурсоснабжающих организаций) — совсем непростой участок деятельности. Чтобы эта работа была произведена корректно, потребуется специализированное программное обеспечение и квалифицированные и, что особенно важно, опытные специалисты. Они должны отлично разбираться не только в сфере ЖКХ, но и в юриспруденции: российское законодательство меняется часто, и его положения могут быть истолкованы по-разному.


Отдельная история — организация сбора данных с населения. Жители постепенно привыкли передавать показания своих индивидуальных приборов учета в управляющие компании: посредством специальных ящиков в подъездах, через личные кабинеты на сайтах, по электронной почте, по телефону… Теперь, в условиях нововведений, ресурсникам придется фактически заново создавать подобную структуру, приучать к ней людей, и этот процесс по понятным причинам займет время. Кроме того, необходимо будет еще и отслеживать корректность передаваемых потребителями сведений — делать поверку приборов учета, снимать контрольные показания раз в 6 месяцев, проверять количество граждан, проживающих в квартирах. В УК такие задачи выполняет технический персонал, задействованный при обслуживании инженерного оборудования или метрологическая служба. Ее аналог потребуется создавать и РСО.


Следует учитывать, что и бумага, на которой будут печататься платежные документы, не обойдется бесплатно. Словом, все вышеперечисленное — это серьезные временные и финансовые затраты для ресурсников. Велика вероятность того, что РСО захотят компенсировать какие-то расходы из карманов собственников жилья. Примечательно — в некоторых регионах России, где учреждения ЖКХ уже функционируют по упомянутой схеме, наблюдается повышение тарифов на ресурсы для населения.


— Вы отметили некоторые сложности для двух сторон, а с какими ситуациями придется столкнуться управляющим компаниям? 


— Если ранее УК выступала посредником между потребителем и ресурсником, то при заключении прямых договоров этих двух участников коммунального процесса организация утрачивают свою роль и выпадает из цепочки оказания и оплаты услуг. Но это только на первый — поверхностный — взгляд. В реальности происходит следующее. Плату за индивидуальное потребление ресурсоснабжающая организация начисляет и выставляет непосредственно потребителю в платежном документе, разницу же между объемом по показаниям общедомового прибора учета и суммарным объемом потребления всех пользователей выставляется опять же управляющей компании. Это в жилищном законодательстве звучит как «коммунальные услуги на содержание общедомового имущества (СОИ)». УК, которая несет за него ответственность, в свою очередь вносит эту сумму в счета на оплату собственникам жилья только в пределах установленного норматива (за редким исключением по решению собрания собственников). В этих условиях есть риск, что УК могут ожидать серьезные убытки, ведь РСО как продавец не заинтересована в контроле за платежами населения. Более того, управляющая компания должна тщательно контролировать, соответствуют ли реально потребленному ресурсу начисления РСО по индивидуальным приборам учета и не завышена ли сумма на СОИ, предъявленная управляющей компании.


Приведу пример из практики расчетного центра «Эксперт-Про». В число наших клиентов входит управляющая компания из другого региона, где уже реализуется схема заключения прямых договоров. Ресурсник не пожелал осложнять себе жизнь проверкой индивидуального потребления, и в случаях, когда граждане не подавали соответствующие сведения, были выставлены нули вместо положенных расчетов по среднемесячным и нормативным объемам. В результате счет оплаты за СОИ, предъявленный управляющей компании, составил 50% от стоимости потребленных жителями дома ресурсов, зафиксированных общедомовым прибором учета. Согласись компания с такими «расчетами» — убытки были бы разорительными.


Так что, подчеркну, система контроля показаний и платежей в любом случае должна оставаться в структуре управляющей компании. Отвечать за качество поставляемых коммунальных услуг при прямых договорах все равно будут УК или ТСН. За последними также оставляют и обязанность давать собственникам квартир разъяснения по начислениям, которые будут проводить поставщики, что вообще выглядит полной бессмыслицей, ведь УК лишается права вести расчеты. При прямых договорах однозначно затрудняется контроль над соблюдением прав и интересов потребителей, ведь счета формирует сам продавец. Собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказать, что им выставили завышенную сумму.


— Наталья Егоровна, какие перемены в работе расчетного центра «Эксперт-Про» повлечет за собой переход на прямые договоры?


— Кардинальных изменений в деятельности РЦ не произойдет. Большого потока желающих перейти на прямые договоры с ресурсниками пока вряд ли стоит ожидать. Не все готовы быть первопроходцами. На самом деле прежде чем принять такое решение (оно исходит от собрания собственников жилья), следует тщательно взвесить все за и против и только при уже отлаженном процессе принимать решение о переходе.  Но можно минимизировать проблемы, если управляющая компания, найдя общий язык с ресурсо-снабжающей организацией, будет принимать участие в предоставлении РСО всей необходимой, причем корректной, информации для начисления платежей, а затраты на содержание этой структуры стороны разделят между собой. Именно так сейчас организована работа в некоторых регионах. И как раз таким обменом данными будет заниматься расчетный центр.


Кроме того, в структуре РЦ «Эксперт-Про», возможно, появится метрологическая служба, которая будет оказывать помощь и УК, и ресурсникам в контроле за показаниями индивидуальных приборов учета. Отмечу, за первое полугодие 2018 года значительно прибавилось количество обслуживаемых нами лицевых счетов — сейчас это 100 тыс. пользователей. Многим необходима наша поддержка в работе с Государственной информационной системой ЖКХ. В массиве клиентов центра пока только одна компания работает по прямым договорам собственников жилья и РСО, еще одна находится в переходном периоде.  Думаю, когда функционирование системы станет более отлаженным, таковых будет больше. А мы — поможем.

 

РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР «ЭКСПЕРТ-ПРО» — УСЛУГИ В ОБЛАСТИ РАСЧЕТОВ

 

• ведение лицевых счетов потребителей ЖКУ, лицевых счетов, предназначенных для учета взносов на капитальный ремонт; ежемесячный расчет размера платы в специализированном программном комплексе в соответствии с нормативными актами, устанавливающими порядок расчета размера платы за ЖКУ с учетом количества и качества предоставляемых услуг;

• прием показаний индивидуальных приборов учета от собственников помещений, внесение и учет данных индивидуальных и общедомовых приборов учета;

• прием абонентов УК И ТСЖ в фронт-офисе расчетного центра по вопросам первичного приема и выдачи документов при регистрации по месту жительства, месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства и пребывания, выдачи справок о состоянии расчетов за ЖКУ, выписок из домовой книги и финансово-лицевого счета, а также консультирование абонентов по вопросам расчета размера платы за ЖКУ;

• проведение непосредственно при обращении потребителя проверки правильности исчисления, предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и предоставление по результатам проверки документов, содержащих корректные сведения;

• формирование и печать платежных документов;

• изготовление бесконвертных отправлений платежных документов;

• консультирование жителей по вопросам расчета размера платы за ЖКУ в телефонном режиме;

• консультирование специалистов управляющих, ресурсоснабжающих компаний, ТСЖ и ТСН по вопросам расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги;

• подготовка проектов ответов на письменные запросы уполномоченных органов всех уровней по вопросам расчетов за коммунальные услуги;

• подготовка проектов ответов на письменные обращения потребителей по вопросам расчетов за коммунальные услуги;

• ежемесячное предоставление необходимых отчетов, аналитической информации, электронных выгрузок для органов социальной защиты населения, платежных агентов, других уполномоченных структур;

• подготовка заявок и отчетов о фактическом расходовании компенсации части расходов граждан за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии с ПП РФ № 400;

• осуществление функций по  взысканию дебиторской задолженности потребителей за ЖКУ, подготовка документов для подачи исковых заявлений, заявлений на выдачу судебных приказов по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, представительство в судебных органах;

• осуществление сверки с ресурсоснабжающими организациями в части корректности предъявляемых объемов коммунальных услуг;

• внесение  информации в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ;

• консультации квалифицированных юристов, специализирующихся в области жилищно-коммунальных отношений.

 

Профессионализм сотрудников центра «ЭКСПЕРТ-ПРО» экономит ваши время и силы!

ДЛЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ 8 (391) 241-63-23

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®