просмотры: 16

Первая российская бизнес-сотня

Текст: Елена Баркова
Конкурс «100 лучших товаров России» в этом году проводился в 20-й раз. По мнению экспертов, это отметившее юбилей состязание имеет большое значение не только для самих предпринимателей, но и для развития регионов. И в конечном счете для всей страны.
В сентябре 1997 года сотрудник редакции журнала «Стандарты и качество» случайно купил на ярмарке, посвященной 850-летию Москвы, игрушку ручной работы: деревянный человечек без помощи электричества забавно кувыркался на крохотной лесенке. К фигурке из светлого дерева прилагалась листовка, где подробно рассказывалось о традиционных фольклорных деревянных потешках. Однако об авторе симпатичной доброй куклы ничего не было известно. По легенде, такое вроде бы незначительное событие и стало толчком к организации в стране конкурса «100 лучших товаров России».

Это, похоже, была та самая случайность, которая в итоге дает начало необходимому важному делу. В «лихие» 90-е страна переходила с системы планового государственного управления производством на использование рыночных механизмов, что крайне обострило конкурентную борьбу товаропроизводителей за рынки сбыта. Кто-то брался за оружие, но большинство российских предпринимателей, к счастью, задумывалось о повышении качества своей продукции и активизации ее продвижения. В помощь им в 1998 году Госстандартом (ныне — Росстандарт), межрегиональной общественной организацией «Академия проблем качества», редакцией журнала «Стандарты и качество» были разработаны федеральная программа «100 лучших товаров России» и положение об одноименном всероссийском конкурсе. Число 100 возникло не благодаря его магии, а потому что в стране на тот момент было 100 центров стандартизации, метрологии и сертификации. Кстати, Красноярский край подключился к этой программе спустя год, соответственно, региональный этап конкурса будет отмечать свой двадцатилетний юбилей в 2018 году.


— За прошедшие два десятилетия цели и задачи конкурса — содействие в выпуске качественной продукции и усиление ответственности товаропроизводителей перед потребителями — стали более масштабными. Сегодня это консолидация научного, инженерного и производственного потенциалов для решения проблем конкурентоспособности в разных товарных группах, в том числе в рамках импортозамещения, а также создания необходимых предпосылок для устойчивой работы предприятий и организаций в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Таможенном и Евразийском экономическом союзах, — подчеркивает директор ФБУ «Красноярский ЦСМ» Василий Моргун. — Новые экономические условия усилили требования к участникам. Они должны подтвердить, что в организации налажен производственный контроль, внедрена система менеджмента качества, действуют эффективные системы по обеспечению экологичности, безопасности труда, ресурсосбережения и т. д. То есть необходимо подтверждение того, что высокое качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг стабильно.


В XXI веке на конкурс программы «100 лучших товаров России» ежегодно представляется более двух тысяч видов продукции, а участниками проекта являются около 80 регионов России. В Красноярском крае в конкурсе с 1999 года приняло участие более 400 предприятий, заявивших около 900 видов продукции. Званий победителей конкурса удостоились более 500 видов продукции и услуг, лауреатами стали 167 участников.


Конкурс проводится в два этапа: региональный, где органы стандартизации и метрологии отбирают лучших предпринимателей территорий, проводится в марте — мае, а федеральный проходит с сентября по ноябрь. На данном этапе комиссия в составе представителей Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и МОО «Академия проблем качества» выбирают, какие представители регионов могут войти в лучшую российскую бизнес-сотню. В 2017 году на участие в федеральном этапе конкурса был заявлен 2091 товар от 1338 предприятий. Звания лауреата удостоено 732 вида продукции и услуг. Красноярский край представляли 25 предприятий и 32 вида продукции и услуг. Из них лауреатами признано 11 товаров. Это в том числе хорошо известная красноярцам кондитерско-макаронная фабрика «Краскон» с трюфелями и желейными конфетами «Саянские зори», племзавод «Таежный» с творогом, ОАО «Мясо» с диабетической колбасой и молочными сосисками, ИП Титова Е. А. с чаем из кипрея. Среди лауреатов в номинации «Услуги для населения» отмечены ООО «Латта-Био» (технология производства комплексов адаптивного питания с сохраненной структурой живой клетки) и модельная школа-студия из Канска «Мода и стиль».


В течение 20 лет конкурс развивался, появлялись новые номинации. Среди относительно недавних — «Продукция производственно-технического назначения». В этой группе в 2017 году победили Ачинский НПЗ, Красноярский цементный завод, ООО «Про-Ток» (низковольтная аппаратура) и ОАО «Фирма «Энергозащита» (минеральная вата).


Кроме лауреатов — золотых медалистов конкурса — есть и серебряные — дипломанты. В Красноярском крае в 2017 году их 19. В том числе ООО «Контех», Красноярский водочный завод, ООО «Фирма Лагуна-М», ООО «Шкаф-кровать», комбинат «Волна» и другие. В целом высокое качество красноярской продукции подтвердили на федеральном уровне 30 предпринимателей. Эти бизнесмены получили право в течение двух лет размещать логотип программы на своих товарах и упаковке. Информация о них появляется на сайте программы и в ежегодных каталогах. Эти издания на виду у представителей федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации. Кроме того, они направляются в посольства зарубежных стран в РФ, зарубежные торговые представительства, посольства РФ за рубежом, на отечественные и зарубежные площадки крупнейших межотраслевых выставок.


— Конкурс помогает товаропроизводителям создавать на предприятиях условия стабильной работы с учетом членства России в различных международных организациях, повышать конкурентоспособность товаров и услуг, а следовательно, и имиджевые статусы предприятий-победителей. В конечном счете это помогает существенно увеличить объемы продаж — на 10-25% (по данным Татарстана, даже на 30-40%!), получить льготы при участии в выставках-ярмарках, — подчеркивает Василий Моргун. — Важно и то, что, заявляя о своих успехах на федеральном уровне, предприятия привлекают в свои регионы инвесторов.


Позитивный результат участия в конкурсе «100 лучших товаров» России очевиден: как для самих предприятий, так и для экономического развития территории в целом. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2017
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®