просмотры: 295

Озеленение с образовательным уклоном

Текст: Мария Назарова Фото: архив Канского педколледжа, станции юных натуралистов г. Канска
Воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде дает лучшие результаты, если начинается с детства. Этим принципом руководствуются образовательные учреждения Канска, реализующие проектный подход к благоустройству своих территорий.
Система образования Канска включает 30 дошкольных учреждений, 18 общеобразовательных школ и 5 учреждений дополнительного образования. Все они расположены в разных микрорайонах, и каждое играет важную роль в жизни этих территорий и всего города, являясь своеобразной точкой притяжения, культурным центром.

 


Ландшафтный дизайн — городским территориям


— Как известно, немаловажное место в процессе обучения и воспитания занимает окружающая среда. Наша задача — создать такую среду не только в стенах образовательных учреждений, но и за их пределами, — убежден Андрей Панов, начальник управления образования администрации г. Канска. — Первое впечатление от знакомства со школой или садиком рождается не тогда, когда родители с детьми входят в здание, а в тот момент, когда они попадают на территорию образовательного учреждения. По тому, насколько она чистая и ухоженная, можно судить, насколько ответственно весь коллектив — и педагоги, и учащиеся — относится к месту, где проводит большую часть времени. И горожане, проходя мимо благоустроенных пришкольных участков, вольно или невольно задумываются: «Хорошо бы весь город так выглядел! А что для этого нужно? И что могу сделать лично я?» Комфортная городская среда начинается с каждого из нас — именно эту мысль мы стараемся донести до педагогов, детей, их родителей и всех жителей Канска, реализуя проектную деятельность в части благоустройства территорий садиков и школ.


Эта работа ведется на протяжении 10 лет: ежегодно, начиная с 2007 года, Канск участвует в краевом смотре-конкурсе ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений «Гео-декор», координатором которого на муниципальном уровне выступает городская станция юных натуралистов.


— Команда учреждения, включая педагогов дополнительного образования и специалистов по ландшафтному проектированию, несколько лет разрабатывает, организует и проводит образовательные мероприятия со школьниками по дополнительной образовательной программе «Ландшафтный дизайн — городу», — рассказывает Валентина Серова, директор станции юных натуралистов Канска. — Она состоит из четырех взаимосвязанных модулей, разделенных по сезонам: «Городской ландшафт — ядро антропогенного нарушения» (зимний), «Диалог проектировщиков» (весенний), «Проектирование, благоустройство, озеленение» (летний), «Мы здесь живем» (осенний). Участники программы — педагоги и учащиеся, работая в командах, создают дизайн-проекты не только школьных дворов, но и социально значимых территорий города. Их идеи нашли воплощение на участках возле Дома ветеранов, пансионата «Кедр», памятника ВЛКСМ «50 лет — с именем В. И. Ленина» и других площадках. Если у команд возникают сложности в ходе создания или реализации проектов, специалисты СЮН оказывают им методическую помощь, проводят консультации.


Победители городского этапа представляют свои идеи на краевом уровне. За последние пять лет качество подготовки проектов значительно выросло, что позволяет канским участникам занимать призовые места в различных номинациях.


— Мы оцениваем не только содержание проекта, но и то, как он написан, как задействованы школьники, насколько развернута образовательная деятельность в рамках ландшафтного проектирования с детьми. Оцениваем сам дизайн-проект: насколько он получился, грамотно ли подобран растительный ассортимент, выдержана ли стилистика, — комментирует Ирина Люкашина, заведующая отделом ландшафтного дизайна Красноярского краевого центра «Юннаты».


Если изначально, разрабатывая проекты, их авторы делали акцент на газонах и клумбах, то сегодня они включают в них малые архитектурные формы, используют приемы вертикального озеленения, создают целые сюжетные композиции.


— В конкурсе «Гео-декор» мы участвуем почти каждый год. В позапрошлом году заняли третье место на краевом этапе в номинации «Сад чудес». Нам есть что показать, поскольку вопросу благоустройства территории нашего учреждения уделяем должное внимание, стараемся привлекать к этой деятельности как можно больше людей, — отмечает Нина Кушнерова, заведующая детского сада № 10 «Аленушка». — Педагоги и воспитатели из бросового материала — автомобильных шин, лопнувших мячей, пластиковых бутылок — изготавливают малые архитектурные формы: наш двор населяют медведи, зайцы и другие животные, сказочные персонажи. Воспитанники младших групп используют их в своей игровой деятельности, старшие ребята участвуют в их создании, вместе с воспитателями выполняют мелкие поделки, которые становятся элементами оформления. Их родители также задействованы в этой работе.


Благоустройство территорий ведется круглый год: зимой разрабатываются проекты, весной выращивается рассада и подготавливаются участки, летом выполняются посадки, оформляются клумбы, устанавливаются различные декоративные элементы, чтобы к августу, когда проходит приемка образовательных учреждений, они предстали во всей красе. Далеко не всегда задуманное удается воплотить за один сезон, поэтому нередко проект предусматривает поэтапное выполнение работ: в текущем году благоустраивается одна зона, в следующем — другая, и так далее.


— В 2016-м мы впервые представили своей проект на «Гео-декор» и одержали победу на краевом этапе в номинации «Школьный оазис». Участие в конкурсе показало: учителя и школьники умеют работать в команде, именно благодаря этому им удалось воплотить основные идеи проекта, который они планируют ежегодно улучшать, — делится Ирина Злобина, директор общеобразовательной школы № 2. — В этом году мы его дорабатываем, дополняем новыми элементами, чтобы вновь принять участие в конкурсе на муниципальном уровне и, если удастся, на региональном. В кабинетах уже сейчас выращивается рассада, определены классы, ответственные за ее высадку, полив и другие работы. Создать по-настоящему качественный, оригинальный творческий проект нам помогает участие в интенсивных школах, которые проводят специалисты СЮН и краевого министерства образования, а также в дополнительной общеобразовательной программе «Краевая школа ландшафтного дизайна», мероприятия которой проходят на базе отдыха «Салют».


Результатом этой системной, комплексной работы становятся не только ухоженные пришкольные дворы, с которых берут пример другие горожане. Проектная деятельность в части благоустройства способствует воспитанию у подрастающего поколения эстетического вкуса и культуры общения с окружающим миром, формированию чувства ответственности за свою школу, свой двор, свой город, желания изменить их облик к лучшему.


 


Оазис благоустройства


Важную роль в облагораживании территории Канска играет педагогический колледж, который занимает в городской системе образования особое место. Являясь автономным образовательным учреждением и обладая определенной финансовой независимостью, колледж имеет возможность направлять средства в развитие тех направлений, которые видятся его руководству и коллективу наиболее перспективными.


— Общая площадь колледжа вместе с базой отдыха «Салют», которая входит в его структуру с 2007 года, насчитывает около 8 гектаров. Безусловно, вся эта территория должна быть удобной, безопасной, красивой, экологичной, и потому она нуждается в постоянном уходе. Мы придаем этой работе большое значение, стремимся вывести благоустройство на новый уровень, — подчеркивает Александр Андреев, директор Канского педагогического колледжа, доктор философских наук, профессор. — Началось все с того, что около 20 лет назад мы выписали из Алтайского края и высадили вокруг здания около тысячи саженцев декоративного шиповника. Педагоги, глядя на цветущий кустарник, до сих пор вспоминают, как вместе со студентами вскапывали каменистую почву, возили землю и перегной, чтобы подготовить участок к посадке. Тогда же мы выровняли площадку под футбольное поле и высадили газон, на котором нынешние студенты с приходом тепла так любят проводить свободное время.


Канский педагогический колледж входит в число старейших образовательных учреждений края: в этом году ему исполняется 90 лет. За прошедшее время в его стенах сформировалась особая образовательная среда, и прилегающая территория является ее естественным продолжением, играя важную роль в процессе подготовки будущих педагогов.


— Сегодня много говорится о необходимости возвращения традиции общественно полезного труда, привлечения к нему молодежи. Но мы от этого никогда и не уходили, поскольку понимаем: можно много говорить о красоте и о роли труда, однако лучше, действеннее всего воспитывают среда и личный пример, — рассуждает Александр Андреев. — Большая часть наших студентов — выпускники сельских школ, где о благоустройстве думают мало. Поступив в наш колледж, они попадают в совсем другую среду, знакомятся с ней, пропитываются ее атмосферой и духом. После окончания обучения, трудоустроившись по специальности, многие стремятся воссоздать ее на своих рабочих местах, как в сельских, так и в городских школах и детских садах. Радует, когда молодых учителей как носителей новых культурных традиций поддерживают опытные педагоги, администрация — это дает им больше возможностей.


85% учителей в Канском районе и около половины в Канске являются выпускниками педагогического колледжа. Неудивительно, что проектная деятельность в области благоустройства получила в районном центре широкое развитие именно в сфере образования: будущие педагоги знакомятся с основами этой деятельности еще в период обучения своей профессии. Студенты ежегодно подготавливают проекты по ландшафтному дизайну территории колледжа, лучшие работы финансируются из собственного бюджета учреждения и реализуются силами самих учащихся. В летний период каждый из них в течение нескольких дней трудится на участке: высаживает, поливает или пропалывает рассаду, оформляет клумбы, чистит дорожки. Ручной труд сведен к минимуму, для всех работ по озеленению и благоустройству в колледже имеется необходимое оборудование и инструменты, включая спецтехнику для стрижки газона и обрезки деревьев. Рассада для цветочных клумб приобретается у проверенных поставщиков, которые выращивают ее в соответствии с утвержденными проектами, запланированными к реализации в текущем году. Такой подход дает ощутимые результаты: к территории, благоустройство которой студенты выполняют собственными силами, и отношение складывается более бережное. В преддверии традиционных весенних субботников педагоги колледжа обошли участок и убедились, что он содержится в чистоте и практически не нуждается в уборке.


С каждым годом проекты студентов включают все более сложные и оригинальные решения, для реализации которых привлекаются профессионалы в области ландшафтного дизайна, имеющие необходимый опыт в этой сфере и специализированное оборудование. Так на территории колледжа появились выложенные брусчаткой и асфальтовые дорожки, а вокруг нее — кованая ограда с узорчатыми воротами и мостиком, на котором любят фотографироваться канские молодожены. В прошлом году состоялось открытие памятника студенту-гуманитарию, символизирующего уважение к кропотливому труду учащихся. Фигура молодого человека, сидящего на ступенях учебного корпуса, сразу полюбилась студентам и породила новые традиции: накануне экзаменов они подходят к Шурику (такое имя он получил в честь персонажа советской кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и трут зачетку, которую он держит в руках, — на удачу.


А вскоре в Канске благодаря колледжу появится новая достопримечательность — часовня во имя святой мученицы Татианы, покровительницы студенчества. Ее строительство уже завершено, планируется, что часовня откроет свои двери в июне после церемонии освящения, которую проведет епископ Канский и Богучанский Филарет. Также летом начнутся работы по обустройству участка вокруг культового сооружения: прокладка дорожек, разбивка газона и цветников. По словам Александра Андреева, чтобы превратить эту часть территории колледжа в настоящий райский уголок, понадобится не один год. Но педагогов и студентов это не пугает, ведь они знают: результаты их труда принесут радость и им самим, и всем жителям Канска.


 


Инициативы в масштабах города


Активность канского педагогического сообщества приносит свои плоды: на территориях образовательных учреждений появляются новые достопримечательности, а общий вид города изменяется в лучшую сторону. Однако очевидно, что без системного подхода и поддержки на муниципальном и краевом уровне добиться значительных результатов достаточно сложно. Новым этапом в благоустройстве города станет его участие в проекте «Городская среда».


— Первый вектор реализации программы — благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов. Мы по максимуму подключили средства массовой информации и социальные сети, провели масштабную информационную кампанию, в результате которой получили от жителей около 240 заявок, — рассказывает Андрей Панов, секретарь местного отделения партии «Единая Россия». — По итогам заседания общественной комиссии был сформирован рейтинг, в который вошло более 100 дворов. Из них 50 попадают в программу этого года. Второй вектор — благоустройство общественных пространств. По результатам опроса большинство жителей предложили привести в порядок Центральный парк культуры и отдыха. Члены комиссии поддержали выбор горожан. Помимо этого, активисты местного отделения партии провели опрос о том, какие виды работ должны быть первоначально реализованы на площади около железнодорожного вокзала. В итоге было решено, что летом этого года будет выполнен ремонт ливневой канализации, а также обустроены зоны отдыха.


Если в вопросе благоустройства привокзальной площади большинство жителей сошлось во мнениях, то вокруг выбора парковой зоны разгорелись споры. На голосование были представлены три территории: сквер в микрорайоне БХЗ, участок возле молодежного центра (бывший «Восход») и старый Центральный парк культуры и отдыха, который не функционирует уже несколько лет, но по-прежнему занимает ключевое место на карте города. Именно за него отдали свои голоса более 1,5 тыс. горожан. Однако в ходе обсуждения конкретных мероприятий по благоустройству возник вопрос: достаточно ли выделенного в рамках проекта финансирования, чтобы привести пришедший в упадок парк в достойный вид?


— В конце апреля в Канске состоялся «Урбан форум», на котором школьники и студенты предложили свои идеи по оформлению данной общественной территории. Многие высказывались за установку скамеек и обустройство зоны отдыха, детской площадки и дорожек для пеших прогулок. Также прозвучали идеи оборудовать спортивные площадки, сцену для проведения культурных мероприятий, провести Wi-Fi и организовать хорошую охрану объекта. Было радостно видеть, с каким энтузиазмом молодежь включилась в эту работу. Предложений прозвучало множество, но объем финансирования по программе ограничен, и понятно, что выделенных 5,8 млн рублей не хватит на то, чтобы воплотить в жизнь все идеи и полностью восстановить парк. Но начало этой работе будет положено, — резюмирует Андрей Панов. — Важно, чтобы жители города, особенно молодежь, те, кто голосовал за благоустройство этой территории, были готовы не только на словах поддержать проект, но и на деле доказать, что благоустройство парка имеет для них высокую значимость. Партактив местного отделения партии «Единая Россия» готовится выйти на субботники, и мы надеемся увидеть на этих мероприятиях как можно больше активных горожан. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2017
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®