О новых подходах к развитию культурного пространства, об инновационных системах коммуникаций и направлениях развития туризма рассказывает Елена Мироненко, министр культуры Красноярского края.
— Елена Николаевна, каковы приоритетные направления развития культурного пространства края в текущее время и на перспективу?
— Современное состояние культуры Красноярского края, имеющей яркую историю и богатые традиции, еще недавно характеризовалось как недостаточно ориентированное на инновационность. Постепенно ломая стереотипы, мы разрабатываем целостную систему формирования единого культурного пространства края. Благодаря творческой инициативе работников отрасли и населения в крае проходят различные фестивали, конкурсы, творческие встречи, конференции, формирующие уникальный образ культуры края. Полтора года назад мы создали единый информационный портал о культуре «Культура24.рф». За 1,5 года ресурс стал самостоятельным «информационным агентством», который содержит сведения о культурных событиях всего региона — от самых удаленных заполярных территорий до южных границ. Посещаемость портала — более 3000 индивидуальных пользователей в день. Недавно мы запустили его мобильную версию, и теперь читать новости стало еще удобнее. Параллельно с сайтом мы зарегистрировали официальный «Инстаграм» министерства культуры @mincult24 и разработали единый хэштег #культураКрасноярья. Примечательно, что количество упоминаний хэштега в сети за год составило 11 тыс. публикаций. К нам присоединяются не только краевые и муниципальные учреждения культуры, но и маленькие поселковые, а также жители края, участвующие в выставках, фестивалях и других наших мероприятиях. Все вместе мы образуем большую общность, своеобразную команду Красноярья в сфере культуры.
В настоящее время активно работаем над созданием интернет-ресурса, объединяющего все культурные услуги и творческие продукты, где можно было бы в один клик приобрести билет на любую постановку в театр, музей, на выставку или фестиваль. Учреждения культуры не должны конкурировать друг с другом, объединившись, они составят конкуренцию другим видам досуга. В наших силах добиться, чтобы люди выбирали культурно-познавательный отдых, чтобы родители развивали личность ребенка, приобщая его к миру искусства, к миру общечеловеческих ценностей. Нужно, чтобы подрастающее поколение занималось в музыкальных школах, тянулось к народному творчеству, которое содержит в себе нравственную, эстетическую, познавательную ценность. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности.
— Расскажите об основных мероприятиях и участниках площадки, организованной министерством культуры на КЭФ-2017.
— В этом году на Красноярском экономическом форуме мы представили самые яркие и масштабные проекты министерства культуры, презентация и обсуждения которых проходили в формате круглых столов, мозговых штурмов и дискуссионных площадок. Нам удалось буквально с самолета показать участникам и гостям форума три золотые маски, которые впервые привезли театры Красноярского края!
Форум каждый год дает возможность подхватывать новые тренды и потом применять их на практике. Для любого инвестора важен социальный эффект, в том числе и в информационной среде. По-этому одна из наших площадок была посвящена работе с масс-медиа. Презентация края на общероссийском и мировом рынке очень важна для привлечения бизнес-инвесторов. Информационная открытость министерства культуры стала ресурсом привлечения таких партнеров, как Сбербанк, «Ростелеком», «Амакс», «КИА Центр Красноярск» и других. Мы ощутили на деле, что информационная среда, так тщательно осваиваемая нами в последнее время, теперь работает на нас.
Еще одной из активно обсуждаемых была тема «Россия для азиатских туристов: не только Петербург». В последние годы Россия становится все более популярным направлением для туристов из Азии. Однако их маршруты прописаны в Москве и Санкт-Петербурге, и только очень немногих азиатских туристов можно встретить за их пределами. Для того чтобы увеличить, а затем и удержать этот показатель, на территории РФ реализуется программа China Friendly. Она направлена на продвижение российского турпродукта на международном рынке, а также на привлечение клиентов и увеличение доходов турбизнеса. При создании комфортной среды пребывания для китайских туристов нужно учитывать то, что помимо исторических и культурных ценностей любого российского региона они хотят видеть в окружающей среде привычные формы: удобную навигацию, специфичную национальную китайскую кухню, легкое и доступное обслуживание. Но для нас все же в приоритете наши внутренние туристы — российские и региональные. А если говорить про азиатских гостей, то экономический эффект более ощутим от туристов из Японии.
— Как можно использовать природный потенциал края для привлечения людей?
— Перспективы развития туризма в крае очень большие. На форуме активно обсуждалась тема развития экотуризма, ведь, упоминая Сибирь, мы говорим об огромном количестве нетронутых заповедных мест. Поэтому важной темой дискуссии стал вопрос об экосборах — минимальной плате за вход в заповедники и национальные парки, которые пошли бы на благоустройство территории и уборку мусора. Подобные сборы могли бы решить проблему с созданием новых экотроп и вывозом мусора. Но для того, чтобы жители края согласились платить, необходимо работать над их экологическим сознанием.
Увеличивающийся поток туристов показывает, что человек, проживающий в современном городе, испытывает потребность вернуться в естественную среду, соприкоснуться с ней, особенно с нетронутой природой. Необходимо улучшать качество сервиса, в том числе и гастрономического, который позволит всецело открыть регион для туристов. Это экологически чистые продукты, окружающая среда, животный мир — все то, к чему так стремится современный горожанин.
У нашего края большие перспективы, которые будут востребованы на внутреннем и зарубежном рынке. Нам необходимо работать над экологическим воспитанием и образованием, чтобы прививать детям и следующим поколениям культуру бережного отношения к природе. Также необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, решать проблемы финансирования заповедников и национальных парков.