просмотры: 138

Освоение Арктики: кто первый?

Текст: Марьяна Долгополова
Россия — самое крупное приполярное государство в числе имеющих выход в Арктику стран — Канады, США, Норвегии и Дании. Однако после распада Советского Союза наши арктические территории надолго остались без внимания. В то время как остальные государства строили географический имидж на арктической принадлежности.

 


О том, что богатство России «будет прирастать Сибирью и Северным океаном», Михайло Ломоносов предсказывал еще в XVIII веке. И он не ошибся, в современном мире энергетическая и военная безопасность страны во многом зависит от Арктического региона. Как следствие, Арктика постепенно превращается в объект самого пристального внимания властей, будущий плацдарм экономического роста России.

Согласно геологическому анализу США в Арктическом регионе находится восьмая часть неосвоенных мировых запасов нефти и предположительно четверть всего природного газа (1,669 трлн куб. м и 44 млрд баррелей газоконденсатов). Здесь может располагаться около 22 % неразведанных мировых запасов углеводородов, которые до сих пор остаются главными энергоносителями. Ресурсы российской Арктики, по данным Минприроды РФ, оцениваются в 65 % потенциальных запасов сырья. Кроме того, Северный морской путь с каждым годом все дольше остается открытым для судоходства — по оценкам экспертов, навигация может вырасти до 6-8 месяцев. В связи с этим политики многих держав высказываются о расширении своего научного и экономического присутствия в северном полушарии, а при необходимости — политического. Чтобы не остаться за бортом, Россия усиливает свои экономические и военные позиции в арктическом регионе. В марте текущего года президент страны Владимир Путин подписал указ «Об основах государственной политики в Арктике на период до 2035 года», согласно которому финансирование госпроектов насчитывает порядка 15 трлн рублей. Инвестиции в развитие Приполярья на 2021–2023 годы определены в размере 17,5 млрд рублей. Что касается Севморпути (СМП), то в этой части поставлена задача к 2024 году увеличить грузооборот до 80 млн тонн.


 


СЕВЕРНЫЙ КЛАСТЕР


Красноярский край имеет некоторое преимущество в области освоения Арктики. Енисей через весь регион несет свои воды на север, а поставлять промышленную и другую продукцию в зарубежные страны можно через таможенный терминал Дудинского морского порта. Мы уже вывозим за границу металлопрокат: чушки никеля, меди, платины, золота, алюминия, а также древесину. В дальнейшем это могут быть продукты питания и переработки. Например многокомпонентный природный газ, который в крае очень богат гелием. Да и проект Енисейского транспортного коридора представляется весьма перспективным. Он в состоянии объединить СМП, Транссиб, Красноярский авиахаб и автомагистраль «Сибирь» в мультимодальный комплекс Арктика — Сибирь — Азия, а со временем органично войти в проект «Сибирский меридиан» железнодорожного сообщения Северного широтного хода с планируемыми магистралями: Уренгой — Норильск (830 км); Лесосибирск — Игарка (1050 км вдоль Енисея); Нижневартовск — Белый Яр — Лесосибирск — Ярки — Усть-Илимск (1995 км). Пока все это существует только на бумаге и не подкреплено финансово. Осваивать недра Заполярья без формирования транспортной и коммуникационной инфраструктуры совершенно не реально.


В рамках прошлогодней Стратегической сессии по развитию приарктических районов «Север», Александр Усс, губернатор Красноярского края, подчеркнул, что СМП — весьма дешевый способ транспортировки нефти танкерами.


В 2019 году по решению правительства РФ порт Диксон как один из основных на Севморпути получил статус международного. Перспективы освоения Крайнего Севера регулярно обсуждаются в рамках Красноярского экономического форума, регион стремится стать более конкурентноспособым в этой области. В 2020 году на базе СФУ открыт Институт Севера и Арктики по подготовке квалифицированных кадров для работы в Заполярье. Предполагается, что филиалы вуза появятся в Норильске, Дудинке, Игарке, Туруханске и Туре. Кстати, если ранее в Арктическую зону входили Норильский промышленный округ, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный и Туруханский районы, то с 2020 года в него дополнительно включены десять поселков Эвенкийского муниципального образования. Ожидается, что такой подход привлечет инвестиции в разные бизнес-проекты по государственной преференциальной модели освоения Арктики. Сегодня этому способствуют инвестиции «Роснефти», «Норникеля», «Нефтегазхолдинга», «Таймырнефтегаза» и «Северной звезды».


Что касается экологических аспектов Енисейского севера, то его исследованиями занимаются ученые Санкт-Петербургского и Московского университетов, а также СФУ. Изучается вечная мерзлота, состояние рек, озер и океана, технология добычи, утилизация отходов. А после нынешней аварии на ТЭЦ-3 в Норильске добавились расчеты возможных экологических угроз, связанных с изменением климата.


По словам Аркадия Тишкова, профессора-географа, академика РАЕН, только за последние 20 лет север отступил на 20 км к Полюсу.


— Все обсуждают, как затопит островные государства в южных морях, и никто не говорит, что затопит тундровые территории, где у нас расположены города и проживают люди. Не исключено, что активное таяние вечной мерзлоты к 2050 году станет носить катастрофический характер. К чему это приведет и как изменится ландшафт, пока никто не берется предсказать, — заключил ученый.


Между тем объем инвестиций в арктические проекты только нарастает. Комплексный частно-государственный инвестпроект Красноярского края, Хакасии и Тувы  КИП «Енисейская Сибирь» тоже не остался в стороне. Программ десятки, но как они будут развиваться, покажет время. Сейчас определены главные из них: Южный кластер, «Пайяха», Западно-Таймырский промышленный кластер и мегапроект «Восток Ойл».


В октябре 2020 года в крае был принят закон специального налогообложения для реализации региональных инвестиционных проектов (РИП). Он касается преимущественно льгот по налогу на прибыль для металлургов, угольщиков и энергетиков. При этом объем капвложений резидентов должен составлять не менее 10 млрд рублей в течение трех лет и не менее 15 млрд рублей в течение пяти лет.


Добыча нефти в ближайшие годы на Ванкорском кластере, Пайяхских месторождениях и перспективных проектах Юрубчено-Тохомской зоны может вырасти с 24 млн до 150 млн тонн. Ожидается, что возрастет добыча угля, а грузопоток оживит наши морские порты.


 


ПРИОРИТЕТЫ ЗАПОЛЯРЬЯ


В октябре первым резидентом Арктической зоны КИПа стала компания ООО «Северная звезда» (входит в состав международной частной инвестиционной корпорации AEON) с проектом освоения Сырадасайского каменноугольного месторождения на Таймыре в междуречье Енисея, Пясины и Сырадасай, в 105 км от Диксона. В отличие от энергетических марок угля, цены коксующихся выше, да и спрос стабилен. Если же в его стоимость входит тариф морского, а не железнодорожного транспорта, добывать экономически выгодно. Значит, Западно-Таймырскому промышленному кластеру быть. В него включены: строительство 60-километровой дороги от разреза, ГОКа по производству угольных концентратов, возведение морского порта «Енисей» и вахтового поселка. Планируемый объем финансирования составляет 35,6 млрд рублей, а разведанные запасы угля оцениваются в 6 млрд тонн.


Следующий проект — «Южный кластер», реализуемый ГМК «Норникель». Сюда входят: освоение северной части месторождения платиновой группы «Норильск-1», расширение карьера «Медвежий ручей», шахты «Заполярная», модернизация Норильской обогатительной фабрики, развитие необходимой инфраструктуры. Планируемые вложения — 45 млрд рублей. В 2021-2022 годах ждут первую руду, а проектная мощность металлов платиновой группы с побочной добычей никеля и меди — до 20 млн тонн в год.


У «Енисейской Сибири» есть крупный проект по освоению уникальных нефтегазовых месторождений в 130 км от Дудинки «Пайяха». Госкомиссия подтвердила разведанные запасы на уровне 1,2 млрд тонн, хотя геологи продолжают вести доразведку. Декларируется, что реализация проекта позволит трудоустроить свыше 30 тыс. человек. Главным инвестором называют «Нефтегазхолдинг», однако компания уже подписала соглашение о сотрудничестве с китайцами — с China National Chemical Engineering No.7 Construction Co. Ltd (входит в госхолдинг CNCEC). Начать промышленную эксплуатацию планируется в 2024 году и уже к 2030 году вывести добычу нефти до 50 млн тонн в год. Это вполне реально, так как на пробуренных скважинах отмечается сильный приток нефти в объеме 720 тонн в сутки. К реализации проекта подключена зарегистрированная в Дудинке структурная единица холдинга АО «Таймырнефтегаз». «Пайяха» — весьма дорогостоящий проект (329 млрд рублей) из-за труднодоступности и неразвитости территории Таймыра. Финансирование пойдет на прокладку дорог (по документам около 400 км), возведение очистных сооружений, резервуаров для хранения сырья, напорных станций, газовых электростанций, ЛЭП, объектов коммуникаций, рабочих поселков, а также терминала «Бухта Север» на Енисее.


Проектом мирового класса считается «Восток Ойл», который объединяет Ванкорский кластер, «Пайяху» и перспективные нефтегазовые месторождения Восточно-Таймырского кластера. Нефть здесь имеет потрясающие характеристики по плотности и минимальному содержанию серы — всего 0,02 %. Добыча углеводородов к 2024 году должна составить 25 млн тонн и 115 млн тонн к 2030 году. Интегрированным проектом занимается ПАО «НК» Роснефть» вкупе с другими инвесторами: «Нефтегазхолдинг», ВР «Ермак нефтегаз». Инвестиции обсуждаются в рамках 5-10 трлн рублей. Средства пойдут на обустройство инфраструктуры: дорог, ледоколов, нефтетанкеров, поселков, телекоммуникаций, объектов электрогенерации, авиасообщения, а также магистрального нефтепровода (от 400 до 800 км) и модернизацию портов в Дудинке и Диксоне.


Остается надеяться, что реализации масштабных планов не смогут помешать санкции со стороны США и ЕС, а также глобальный экономический кризис, вызванный всемирной пандемией. Запасы Крайнего Севера огромны, и Россия вполне может стать лидером в разработке ресурсов Арктической зоны.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®