АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (150) 2019 (11.02.2019)

Оружие — право и контроль

Текст: Александр Белов Фото: архив ИД «Реноме»
Лицензионно-разрешительная система органов внутренних дел России в современном виде сформировалась в XX веке, однако свою историю она ведет с ХIV, когда на Руси появилось огнестрельное оружие. Благодаря сохранившимся летописям известно о боевом применении «арматов» и пушек при обороне Москвы от татар в 1382 году. Практически с этого же момента стали появляться и нормативные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушения данных предписаний, а также соответствующие службы, призванные следить за их исполнением.

 

Изучение архивных документов позволяет сделать вывод о том, что в дореволюционной России стройной системы контроля полиции за оборотом «нестроевых» видов оружия не существовало. Октябрьская революция 1917 года, произведя коренную перемену во всем укладе российского общества, затронула и оружейную сферу. В России, где в течение семи лет не прекращались военные действия, естественно, скопилось много оружия. В связи с этим остро встал вопрос, от решения которого зависела судьба революции, — в чьих руках оно сосредоточится? Перед большевиками была поставлена задача полного разоружения имущих классов, которую в дальнейшем прямо закрепил основной закон страны — Конституция РСФСР.

10 декабря 1918 года СНК РСФСР издал декрет «О сдаче оружия», которым все прежние разрешения на ношение и хранение оружия, выданные полицейскими чиновниками, объявлялись недействительными. Оружие не изымалось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б). Согласно инструкции к данному декрету, право на хранение и ношение оружия давали членские партийные билеты, а позже специальные удостоверения, выдаваемые либо непосредственно комитетами РКП(б), либо по их представлению военными комиссариатами.

Вместе с тем нельзя утверждать, что принятие декрета «О сдаче оружия» было обусловлено только причинами классового характера и необходимостью подавления выступлений недовольных существующим режимом. Имелись обстоятельства и иного рода — всякая смена власти с неизбежностью влечет за собой взлет уголовной преступности в ее крайних проявлениях (бандитизм, грабежи, разбои). Это произошло и в России в 1917–1918 годах.

12 июля 1920 года СНК принял декрет «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним», в котором подчеркивалось, что хранить и пользоваться оружием могут только лица, которым оно положено по роду службы (военные, состоящие в частях войск, милиция и т. п.), а также лица, которым данное право предоставлено декретом от 10 декабря 1918 года «О сдаче оружия», т. е. члены партии независимо от занимаемой должности. Во всех остальных случаях оружие могло быть выдано только по решению чрезвычайных комиссий в порядке исключения.

Тем же декретом 1920 года на милицию совместно с ВЧК возлагалась обязанность контроля за выполнением правил выдачи и хранения оружия. Декретом СНК РСФСР от 28 июля 1920 года «Об охоте» разрешалось владеть охотничьими ружьями только гражданам, имеющим охотничий билет. Выдача удостоверений производилась органами Народного комиссариата земледелия, а регистрация оружия и учет
боеприпасов — органами НКВД.

Постановлением ЦИК СССР от 12 декабря 1924 года «О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ» все находящееся в пределах СССР оружие подразделялось на следующие категории: военные и военно-морские образцы, принятые для вооружения рабоче-крестьянской Красной армии и рабоче-крестьянского Красного флота; образцы, которые могут быть использованы для вооружения рабоче-крестьянской Красной армии и рабоче-крестьянского Красного флота; образцы, которые не могут быть использованы для вооружения, а также охотничьи. К каждой категории прилагался подробный перечень разновидностей оружия. При этом особо подчеркивалось, что оружие любой категории может изготавливаться, приобретаться, использоваться и храниться только на основании соответствующего разрешения органов ОГПУ и милиции. Из гражданского оборота изымалось оружие военного образца.

Дальнейшему развитию лицензионно-разрешительной системы контроля органов внутренних дел за оборотом оружия способствовали принятые в 1927 году соответствующие постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября и СНК РСФСР от 8 октября, которые подробно распределили компетенцию структурных подразделений административных отделов и органов ОГПУ. Позже постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 года был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Выдачу соответствующих разрешений и надзор за соблюдением установленных правил осуществляла милиция.

К 1938 году в охоте и спорте широкое применение находят малокалиберные винтовки. В то же время они нередко использовались в преступных целях. Поэтому приобретение данного вида оружия как предприятиями, так и гражданами было ограничено постановлением СНК СССР от 15 февраля 1938 года «О порядке приобретения малокалиберных винтовок». Теперь их продажа производилась только с разрешения органов НКВД (РК милиции). Лица, виновные в незаконном хранении, покупке и сбыте малокалиберных винтовок, привлекались к уголовной ответственности.

В период Великой Отечественной вой-ны деятельность сотрудников разрешительной системы органов внутренних дел осуществлялась в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, согласно которому граждане, проживающие в освобождаемых частями Красной армии населенных пунктах, были обязаны сдавать воинским частям, органам НКВД или местным органам власти все брошенное противником оружие и боеприпасы, а также имущество, принадлежащее армии, советским учреждениям и предприятиям, находившимся в оккупации. В послевоенные годы был издан ряд постановлений и распоряжений Советов Министров СССР и РСФСР, касающихся изменения порядка приобретения оружия. Так, постановлением от 17 августа 1953 года устанавливалась свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей (без предъявления охотничьих билетов), а постановлением от 11 мая 1959 года она была отменена.

Приказом МВД СССР от 12 февраля 1969 года в Управлении административной службы милиции Министерства внутренних дел СССР был образован 4-й отдел, на который возлагались функции по осуществлению разрешительной работы. Дата его образования считается днем создания подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью в органах внутренних дел Российской Федерации (официально закреплен приказом МВД РФ от 24 июня 2002 года).

С принятием Советом Министров СССР 23 июля 1975 года постановления «Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей» наметилась тенденция к расширению объема работы милиции в сфере лицензионно-разрешительной системы. Этим же документом предусматривалось увеличение за счет средств союзного бюджета штатной численности аппарата милиции на 1 тыс. человек, что позволило укомплектовать аппарат разрешительной системы в звене МВД, УВД, а также усилить его на низовом уровне, выделив специальные должности инспекторского состава в наиболее крупных горрайорганах внутренних дел страны. С этого момента в органах внутренних дел оформились подразделения лицензионно-разрешительной работы как в центре, так и на местах. В Красноярском крае было введено 17 должностей инспекторов разрешительной работы. Для организации работы ОВД края по линии лицензионно-разрешительной системы в отдел службы ввели должность старшего инспектора, на которую был назначен капитан милиции Владимир Гончаров. Более 10 лет в должности старшего инспектора разрешительной системы отдела службы, а затем УУОП УВД  проработал Владимир Леликов.

С 1969-го по 1986 год по инициативе МВД СССР был принят целый ряд ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления контроля органов внутренних дел над оборотом оружия. Некоторые из них носили закрытый характер. Действие принятых нормативных актов направлялось на сужение рамок оборота оружия, усиление контроля за процессами, происходящими в этой сфере. Приказом МВД СССР от 1 декабря 1987 года была утверждена «Инструкция о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боевыми припасами к нему и охотничьими ножами», которая была отменена лишь в 1993 году.

Тогда же был принят первый единый законодательный акт Российской Федерации «Об оружии», закрепивший систему государственного контроля за оборотом оружия и определивший место в ней органов внутренних дел. После обобщения практики применения данного закона 13 декабря 1996 года был принят федеральный закон «Об оружии», который вступил в силу с июля 1997 года и продолжает действовать сегодня. Он регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого, ручного, стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, их собственности, обеспечение общественной безопасности, на охрану природных ресурсов, укрепление борьбы с преступностью и незаконным распространением оружия.

12 декабря 1991 года в УВД Красноярского края был образован подотдел ЛРР. Приказом УВД Красноярского края от 4 августа 1997 года создан отдел лицензионно-разрешительной работы. С момента образования отделом руководил полковник милиции Анатолий Шкляев, с сентября 2003 года службу возглавляет полковник полиции Николай Коротцев.

В марте 1995 года у «разрешителей» появились первые компьютеры. С 1995-го по 1996 год подразделения ЛРР Красноярска используют в своей деятельности автоматизированную информационно-поисковую систему «АИПС-ОВД». С 1999 года создается единый банк данных по учету владельцев оружия «АИПС-Оружие-МВД». Наряду с традиционными методами изъятия из незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ в городах и районах края с 1996 года регулярно проводится операция «Оружие» по возмездному (за вознаграждение) приему у населения незарегистрированного оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ.

Сегодня подразделения лицензионно-разрешительной работы являются структурными подразделениями Росгвардии. Они занимают важное место в организации государственного контроля над оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью. 

просмотры: 1229
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске