АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 05 (153) 2019 (03.06.2019)

Опера «Ермак»: история и современность

Красноярский театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского (текст и фото: пресс-служба театра)
Очередной, 41-й, сезон Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского завершится мировой премьерой оперы Александра Чайковского «Ермак». На сцене театра опера будет представлена 27, 28 и 29 июня.

 

О том, чем интересен этот масштабный проект, рассказывает режиссер-постановщик — художественный руководитель Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац , президент ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян.

— Георгий Георгиевич, вы взялись за постановку оперы «Ермак». Какие факторы этому способствовали?

— В контексте создания оперного спектакля важное значение имеет тот факт, что это мировая премьера. Произведение написано по заказу театра, а это на сегодняшний день большая редкость. Мы все время забываем, возводя на пьедестал классические произведения, о том, что и классика когда-то видела свет впервые. Причем, такие премьеры не всегда были успешными. К примеру, премьеры двух самых популярных в XXI веке опер — «Кармен» Бизе и «Травиаты» Верди по существу провалились в XIX веке. Бах и Моцарт, Чайковский и Мусоргский, Прокофьев и Шостакович писали по заказу. И сегодня, когда мы работаем с актерами над «Ермаком», исполняя оперу частями, сценами, а потом и действиями, я говорю коллегам: вы понимаете, что исполнили этот музыкальный материал впервые в мире, что он родился только сейчас и до этого момента просто не существовал?..

— Насколько значимо то, что опера об одном из ключевых сюжетов сибирской истории ставится именно в сибирском театре, на берегу Енисея?

— Этот факт, на мой взгляд, добавляет спектаклю дополнительную смысловую нагрузку. Исполнение оперы в том месте, где происходили исторические события, о которых рассказывает произведение, — вообще редкость, не говоря уже о мировых премьерах. В моей биографии это лишь второй случай. И, кстати, он тоже связан с композитором Александром Чайковским, автором музыки к опере «Ермак». Около 10 лет назад Липецк заказал ему оперу «Сказание о граде Ельце и Тамерлане». Она замышлялась как грандиозный разовый и довольно дорогой проект: шикарный open air на красивейшем берегу реки в окружении великолепных старинных русских соборов. Выстроили большие трибуны вместимостью 2,5 тыс. человек, пригласили 150 конных и пеших реконструкторов исторических битв в кольчугах… И что же? Вот уже 10 лет я каждый год езжу в Елец восстанавливать спектакль, за это время сменилось несколько составов исполнителей, а зрительский интерес к этому проекту не ослабевает. Уверен, таким же долгожителем станет и «Ермак» на берегу Енисея.

— Что явилось основным аргументом в пользу решения взяться за работу над сценическим воплощением оперы «Ермак»?

— Большое значение имеет многоплановость сюжета, открывающая для режиссера интересные возможности. Хотя воплощение такого замысла — весьма непростая задача. Здесь переплетаются две линии, два времени — события времен Ивана Грозного и XIX век, когда Василий Суриков создавал свою картину, посвященную покорению Сибири Ермаком, общественная жизнь сибирского художника и его семейная драма. Возникает тройная историческая экспозиция: мы из 2019 года смотрим на времена Сурикова, откуда он смотрит на эпоху, когда жил Ермак. Этот прием позволяет осознать взаимосвязи (история не так далека от нас, как кажется на первый взгляд!) и задуматься о роли искусства в истории. Не потому ли мы так хорошо знаем Ермака, одного из нескольких казачьих атаманов, что Суриков когда-то обратил на него свой взгляд художника и исследователя?

— На какую аудиторию, по вашему мнению, рассчитан спектакль «Ермак», будет ли он интересен современной молодежи?

— Уверен, что это произведение будет интересно всем: для ценителей оперы это уникальное событие, первое в мире исполнение новой оперной партитуры, а новое поколение откроет для себя сложную и интересную историю могучего сибирского края. Молодежь зачастую плохо контактирует с неподвижным краеведческим музейным материалом. Иное дело театр, ведь его инструмент — живые люди. Человек несовершенен, но в этой сложности — человечность. Не надо вещать истины — следует задавать вопросы и пытаться сообща на них отвечать. И, возможно, как раз это заинтересует молодых.

Авторы перелопатили большое количество исторического и литературного материала и показали историю, которая по-прежнему является частью жизни города во всей ее сложности и неоднозначности. В сюжете есть неожиданные повороты, события показаны с точек зрения персонажей разных эпох, и эта сложность жизни любопытна для широкой аудитории, интересующейся оперным искусством, причем аудитории, я уверен, не только красноярской. Музыкальная история «Ермака» — из тех, что объединяют культурную общность, именуемую «жителями большой России».

просмотры: 1267
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске