АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 03 (206) 2024 (15.04.2024)

О роли института развития в подготовке кадров

Текст и фото: пресс-служба ЦРПО Красноярского края
Центр развития профессионального образования Красноярского края — пространство, где объединяются усилия для создания,
внедрения и совершенствования передовых идей, способствующих развитию методической и производственной базы техникумов и колледжей Красноярского края. На площадках центра происходит обмен опытом и знаниями, что способствует повышению качества профессионального образования в регионе.

О текущем дне, планах и перспективах в работе центра беседуем с Лидией Ивановой, руководителем Центра развития профессионального образования Красноярского края, кандидатом философских наук.

— Лидия Васильевна, как организация, возглавляемая вами, помогает в современных условиях решать задачи подготовки кадров для различных отраслей экономики Красноярского края?

— Центр является той средой, где аккумулируются, разрабатываются, реализуются идеи, методики становления в коллективах колледжей и техникумов края высокой профессиональной культуры, формирующейся из многих компонентов. Прежде всего важно согласованное видение идеалов профессионализма, образа профессионала всеми участниками образовательного процесса: и студентами, и преподавателями. Другой существенный компонент — это оформление основ профессиональной деятельности, которая все более усложняется, требует интеллектуальных усилий, новых компетенций. Наряду со стандартным пакетом профессиональных и предметных знаний человек должен освоить нечто, позволяющее ему соответствовать технологическим переменам.

Сегодня быть профессионалом — значит иметь представления о современных производственных, технологических процессах, общественном устройстве, уметь поставить цель, определить результат своей деятельности, быть готовым действовать умело, ответственно. Такая установка определяет задачи нашей организации: поиск и продвижение форм, способов кадрового обеспечения развития края, позволяющих каждому учреждению выстроить осмысленную стратегию в соответствии с интересами государства и компаний.

Выполнение этой задачи имеет ряд особенностей. Во-первых, как региональный координационный оператор российского чемпионатного движения «Профессионалы» центр содействует открытию и эффективной работе центров компетенций в техникумах и колледжах, а также экзаменационных центров по различным направлениям (сельское хозяйство, информационные технологии, строительство, машиностроение, креативные индустрии, транспорт и другие), а также организует масштабные чемпионаты профмастерства и моделирует распространение лучших практик.

Во-вторых, в центре реализуются современные программы повышения квалификации педагогов и команд учреждений. Программы проектного формата ориентированы на создание собственного проекта по итогам обучения, а также на освоение знаний и навыков в отдельной профессиональной области.

— Сегодня многие выпускники ссузов не стремятся к получению высшего образования, зато охотно занимаются предпринимательством. Как на этот тренд реагирует система профобразования нашего региона?

— Данный тренд касается всех регионов страны. Стремление молодых людей открыть свое дело не противоречит приоритетам модернизации образования. Сейчас в связи с государственной стратегией обеспечения технологического суверенитета в системе СПО актуальной стала задача развития способности к самостоятельному инженерно-техническому творчеству, рационализаторству, изобретательству. Развитие этих способностей происходит там, где созданы условия для творчества, где возможна проработка идей, планов, разбор кейсов.  В такой инициативной образовательной среде формируются не только профессиональные, но и предпринимательские компетенции, которые в последующем помогают специалистам проявлять инициативу в разных сферах.

Причем на учебном этапе инициативы проекты могут быть самыми разными: от «фантазийных» изобретений, до реально значимых разработок, например связанных с конструированием беспилотных летательных аппаратов. К примеру, такие конструкторские разработки по заказам организаций ведутся в Красноярском политехническом техникуме в совместной работе преподавателей
и студентов. Студенческие пробы инициируются и сопровождаются педагогами и во время основного учебного процесса, и во внеурочной деятельности в режиме клубов, участия в конкурсах, состязаниях, хакатонах. 

— Завершился региональный этап чемпионатного движения «Профессионалы», насколько ярко он прошел в этом году, что было новым в его организации и проведении?

— Надеемся, что посещение площадок чемпионатного движения вызвало особое профессиональное удовольствие и интерес к продолжению знакомства с разными индустриями края у опытных отраслевых специалистов и позитивное отношение к профессиональным состязаниям у школьников. Что было нового? Представлены дебютные соревновательные площадки по компетенциям «Машинист компрессорных и насосных установок», «Нейросети и большие данные», «Цифровой модельер», «Производство молочной продукции», «Контроль состояния железнодорожного пути» и другие. Уже по названию можно сделать вывод об их взаимосвязи с современными реалиями. И что еще важно, на все компетенции, по которым шли соревнования, есть заказчики — заинтересованные работодатели. 

Кроме того, впервые была открыта выставка о разных индустриях края. Один павильон МВДЦ «Сибирь» посвятили информации о кластерах «Профессионалитета» с использованием оригинальной символики, рассказывающей о профессиях, базовых отраслях экономики края. Посещая выставку, школьники получили возможность для проб. Этот момент, связанный с профессиональными пробами, также введен впервые. Обычно школьники знакомились с профессиями, наблюдая за соревновательным процессом. На этом чемпионате они могли попробовать выполнить то или иное действие самостоятельно, получить консультацию специалиста.

— Как конкурс способствует закреплению полученных результатов, есть система анализа карьерных треков чемпионов прошлых лет?

— Успешные практики используются командами техникумов как основа для новых проектов по развитию профессионального образования.  Колледжи, которые первыми вошли в международное чемпионатное движение, идут дальше. Уярский сельскохозяйственный техникум создал флагманскую образовательную программу для предприятий, первым в российском чемпионатном движении создал центр компетенций «Цифровое земледелие», является лидером производственно-образовательного кластера федерального проекта «Профессионалитет». В Красноярском строительном техникуме открыто большое количество центров компетенций. Колледж сферы услуг и предпринимательства успешно развивает тему креативных индустрий, предпринимательства. Мастер производственного обучения коллектива этого колледжа Антонина Жукова была победителем регионального чемпионата в области ювелирного дела, сегодня она является главным экспертом по этому направлению в юниорской линейке, уже подготовила несколько школьников, студентов для участия в чемпионатах, которые дали реальные результаты. И таких карьерных треков много. Участие в чемпионатах — сильный мотивационный стимул к профессиональному развитию, и не только для студентов, но и для преподавателей, которые через подготовку молодежи к чемпионату могут лучше понять, для каких технологий, как готовить будущих специалистов. Как итог развития в крае этого движения — почти все учреждения среднего профессионального образования в крае активно, заинтересованно в нем участвуют.

— Насколько значимо для СПО региона участие в федеральной программе «Профессионалитет», какие новые процессы это поможет запустить на уровне края?

— ФП «Профессионалитет» нацелен на достижение высоких результатов в повышении качества подготовки, синхронизации системы обучения с потребностями экономики регионов. Программа предполагает разработку новых инструментов в работе педагогов. К примеру, появились цифровые образовательные ресурсы, механизмы взаимодействия с работодателями, вплоть до их непосредственного участия в определении задач, результатов подготовки специалистов. Формируется современная инфраструктура позиционирования учреждений профессионального образования: во всех техникумах и колледжах созданы студенческие медиацентры.

Новые процессы, которые уже заметны в связи с вхождением края в «Профессионалитет» связаны с цифровизацией образовательного процесса, внедрением проектных форм обучения, развитием кружковой деятельности.

Многое еще предстоит развернуть. Одним из важных процессов в подго-товке, полагаю, будет командообразование — этого хотят работодатели. Они готовы приглашать на работу и охотно принимают сложившиеся команды, поскольку командой можно быстрее решать производственные задачи. Но чтобы стать командой, надо еще во время учебы совместно придумать и проработать идею, и не одну, создать проект.

В целом акцент на то, чтобы собственная активность и инициатива молодежи становилась выше. Чтобы они становились заказчиками собственного образования, субъектами образовательного процесса.

— Расскажите об участии центра во всероссийских процессах, нацеленных на совершенствование системы профессионального образования, есть ли успехи в грантовых конкурсах?

— Порядка двух лет назад специалистами центра был реализован важный проект «Шаг за шагом с молодыми профессионалами», в рамках которого участники чемпионатного движения организовывали профессиональные пробы в детских домах края. Содействуем появлению и оформлению проектных инициатив в учреждениях профобразования, через различные формы поддержки, такие как включение в образовательные программы, организацию дискуссионных площадок в том числе на научно-практических конференциях и отраслевых форумах, организацию мастер-классов на деловой программе чемпионата «Профессионалы». Есть у техникумов и колледжей и определенная успешность в грантовых конкурсах, достигнутая в том числе и с нашим активным участием и поддержкой.

— Расскажите о роли центра в ускорении социально-экономического развития Приангарья посредством опережающей подготовки специалистов для этого макрорегиона.

— В прошлом году центр организовал акселерационную образовательную программу для оказания содействия разработке проектных предложений командами колледжей, техникумов, которые готовят кадры для лесной отрасли края и отраслей, обеспечивающих ее функционирование и развитие. В результате были оформлены проектные предложения о создании регионального учебно-методического центра передовых технологий лесного хозяйства Дивногорским техникумом лесного хозяйства, технологического кампуса для подготовки специалистов, владеющих современными технологиями лесной отрасли, Приангарским техникумом. Проект об открытии центра компетенций «Кадры для беспилотных технологий» Красноярским политехническим техникумом уже участвует в федеральных программах. Енисейский многопрофильный техникум разработал проект о развитии туризма. Свои идеи защищали Канский технологический колледж, Лесосибирский технологический техникум. О них могут рассказать сами участники. В акселерационной программе команды провели подготовительную работу, далее предстоит путь по исполнению задуманного. Задел для этого есть: подготовленные команды, имеющие общий интерес, видение решения проблем, поддержка отраслевых министерств, муниципалитетов, работодателей.

— С реализацией каких идей и проектов связываете будущее развитие краевого профессионального образования?

— Как известно, в настоящее время формируются новые индустрии, программы, проекты технологического развития территорий и отраслей. Технологическое обновление промышленности, сферы услуг требует конструирования нового поколения моделей, способов, средств подготовки кадров. Принципиальным становится подготовка профессионалов, способных участвовать в изменениях. Для этого предстоит ответить на многие вопросы. Например, как ускорить сроки обучения без снижения качества подготовки, о механизмах применения наработок российского чемпионатного движения в массовой подготовке специалистов.

Еще один вызов: мы находимся в ситуации, когда в нашу повседневность все активнее входят практики, связанные с искусственным интеллектом, сильно меняющие привычные стандарты. Очевидно, нужны новые образовательные решения, позволяющие работать с большим количеством данных, уплотнять материал посредством особого его структурирования, введения знаковых формул, схем.

Считаю, что надо расширять возможности инновационных и исследовательских площадок, на которых ставить задачи проработки идеи, затем экспертизы ее результатов и потом внедрения в образовательный процесс.

просмотры: 208
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске