Ключевые задачи, которые стоят сегодня перед лесным комплексом страны, — это прежде всего эффективное многоцелевое использование лесов, развитие глубокой переработки древесины, усиление охраны и защиты лесов от пожаров и вредителей, увеличение объемов лесовосстановительных работ. О том, как решаются эти задачи в сибирском регионе, и в целом о векторах развития отрасли рассказывает министр лесного хозяйства Красноярского края Димитрий Маслодудов.
— Димитрий Александрович, каких изменений в отраслевой политике можно ожидать на региональном уровне?
— Основные действия в рамках новой лесной политики должны быть направлены на повышение эффективности управления лесным комплексом через формирование общественного договора, обеспечивающего принципы ответственного лесопользования, а также повышение роли органов местного самоуправления в регулировании деятельности в лесах. По сути, необходимо, чтобы каждый участник системы лесопользования принял на себя более широкие обязательства, чем это предусмотрено нормативными требованиями.
Один из основных принципов этого общественного договора — оптимизация использования лесов. Речь не только о соблюдении арендаторами нормативных требований, но и об активизации государственно-частного партнерства в базовых вопросах лесопользования, таких как лесоустройство, лесовосстановление, переработка отходов лесозаготовки и лесопиления, глубокая переработка древесины.
Повышенные обязательства, которые крупнейшие лесопользователи края готовы принять, нашли отражение в Лесной хартии Красноярского края. Документ подписали семь крупных лесозаготовительных компаний, на долю которых приходится 40% площади арендованных лесов края и более 50% заготовки древесины. Власть и бизнес берут на себя повышенные обязательства по лесоустройству, и в первую очередь на интенсивно используемых территориях, а это около 40 млн га. Привлекая арендаторов, мы увеличим скорость актуализации информации о лесах в четыре раза. Кстати, в прошлом году лесоустройство было проведено на площади почти 1 млн га, причем 80% земель лесоустроено именно арендаторами.
Второе важное направление лесной политики — формирование современной системы оперативного мониторинга ситуации в лесах и эффективности лесопользования. Мы продолжаем развивать информационные системы, которые обеспечат актуальные сведения о лесах, а также доступ к этим данным для всех лесопользователей. Наш край стал пилотной площадкой по апробации космических методов лесоустройства. Федеральным органам власти, экспертам, научному сообществу пришла идея инвентаризировать леса из космоса: посчитать деревья по определенному алгоритму, наложив на карты. Эту работу проводит федеральное бюджетное учреждение «Рослесинфорг». Его представительство есть в нашем крае.
Обновленная лесная политика в крае предусматривает также такие направления, как развитие лесной промышленности, обеспечивающей глубокую переработку древесины, развитие локальной экономики муниципальных образований за счет развития лесного комплекса и массированную реализацию мер по декриминализации лесной отрасли. В настоящее время по каждому направлению формируются дорожные карты с конкретными мероприятиями и наиболее эффективными методиками.
Особое внимание в новой лесной политике уделяется вопросам использования лесов на землях, не относящихся к государственному лесному фонду. На сегодня так называемые «белые пятна» — это теневая зона лесных отношений. В прошлом году мы в пилотном режиме отрабатывали механизмы исключения покрытых лесом участков из земель сельскохозяйственного назначения в отдельных муниципальных районах. Отмечу, что первый результат получен в Рыбинском районе: четыре залесенных участка переведены в земли лесного фонда. В текущем году с 1 июля вступили в силу изменения в Лесной кодекс по вопросам регулирования использования лесов на землях сельхозназначения. Поэтому в рамках плана по декриминализации отрасли мы разработали соответствующую дорожную карту.
— Масштабные изменения в отраслевой политике повлекут за собой обновление нормативной базы?
— Безусловно, для наших инициатив перемены в законодательтсве необходимы, и такая работа уже ведется. В первую очередь налажено взаимодействие с депутатским корпусом. Например, организована работа по внесению изменений в федеральное законодательство в целях снятия ограничений по нагрузке на ось, которые действуют в отношении лесовозной техники. К решению проблемы подключены Минтранс России, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, а также Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству.
Еще одно направление совместной работы — создание механизмов целевого обеспечения лесными ресурсами приоритетных инвестиционных проектов в рамках развития локальной экономики. Сделать это планируется через введение особых условий для субъектов малого и среднего бизнеса.
Кроме того, необходимо законодательно повышать участие местного самоуправления в лесной сфере. Муниципалитеты выступают центром наведения порядка в государственном лесном фонде и должны стать центром контроля лесопользования на своем уровне. Приоритетным направлением для развития у муниципальных образований является контроль заготовки древесины, включая проверку лесосек, а также контроль ее переработки, предусматривающий утилизацию отходов лесопиления.
Также мы подготовили ряд законодательных инициатив в рамках плана по декриминализации отрасли, включая контроль целевого использования древесины гражданами, усиление ответственности за применение схем легализации древесины. Дополнительно подготовлен пакет предложений в федеральные нормативные акты по основным направлениям новой лесной политики, которая призвана консолидировать возможности всех субъектов лесного комплекса для более эффективного использования лесных ресурсов края.