Опера уже снискала славу на сценах российских столиц, а ее композитор Александр Пантыкин был удостоен «Золотой маски». Сейчас свое прочтение спектакля, ставшего уже знаковым, готовит Красноярский музыкальный театр. О предстоящей премьере нам рассказал режиссер-постановщик и главный режиссер театра Николай Покотыло.
— Название «Мертвые души» отсылает нас к гоголевской поэме, те ли это «Мертвые души»?
— Лайт-опера создана по мотивам одноименной поэмы, но выходит далеко за ее рамки. Композитор Александр Пантыкин и автор либретто Константин Рубинский показывают в своем произведении практически всего Гоголя. Мы здесь находим мотивы «Ревизора», «Сорочинской ярмарки», «Тараса Бульбы», «Женитьбы», «Вечеров на хуторе…», «Вия». А сама история о событиях в город N рассказывается через сюжетную конструкцию «Игроков»: как жулики жулика обжулили.
Действие оперы происходит в том же самом городе, который только что покинул Хлестаков, оставив в дураках городничего и его приближенных. И после его отъезда город навещает… Чичиков. Однако история торга мертвых душ разыграна совсем иначе. Здесь не Чичиков играет с губернией, а губернатор и чиновники, которые сильно превосходят его в мошенничестве, играют с ним, чтобы в итоге отобрать сорванный им куш. Но на каждого хитреца находится еще более хитрый, который в итоге обведет их всех. Эта интрига «подвешена» до самого конца, что вносит нотку
детектива.
— Время и место действия будут сохранены в соответствии с гоголевской поэмой, мы увидим город N во всем великолепии русского колорита XIX века, или вы перенесете героев в сегодняшний день?
— Мне хочется сохранить действие именно в том времени, чтобы показать неизменность нашей русской природы. Меняются средства передвижения и связи, дома становятся выше, но мир все так же полон страстей, порока и как бы застыл в нем до сегодняшнего дня. Мы бесконечно ходим по кругу, из которого так просто не выпрыгнешь. Лейтмотивом через всю оперу проходят строки: «Страну мою родимую нельзя застать врасплох: на одного правдивого по дюжине пройдох! Как только дело верное запустят в оборот, пойдет писать губерния, сам черт не разберет!», «Хищенья безразмерные, коррупция и ложь». А смысловым центром становится возница Селифан, силящийся прочитать в книге таинственные знаки-буквы, которые на протяжении всего действия складываются в слова и пронзительный русский вопрос: «Куда несемся мы?..»
— С чем связан выбор такого необычного и сложного произведения для постановки?
— Моя личная любовь к гению Гоголя. «Мертвые души» и вообще все его творчество — это матрица нашей русской действительности. С другой стороны, для меня как главного режиссера это способ расширить жанровую палитру нашего театра, уйти от чистой развлекательности, а также выйти на качественно новый уровень. Это произведение предъявляет нам высочайшую профессиональную планку. Артисты и оркестр впервые столкнутся с таким объемом музыкального материала, местами очень сложного для исполнения. Это два часа чистой музыки, два часа напряжения. Но на выходе зритель получит очень «съедобную» и понятную музыку, в которую будет невозможно не влюбиться.
Будем ждать всех на премьере 22 июня!