- Илай Узбекович, какие итоги работы городской власти в 2014 году считаете наиболее значимыми для Ачинска?
- Приоритетным направлением в нашей работе я считаю повышение качества жизни ачинцев. Наша задача - сделать город комфортным и безопасным для проживания, а эти понятия включают очень многое: снос ветхого, аварийного жилья и строительство нового, хорошие дороги, внимание к детским дошкольным учреждениям, образованию, здравоохранению, культуре. Благодаря нашим общим усилиям в Ачинске создан по-настоящему крепкий фундамент управления, в котором задействованы и власть, и бизнес, и градообразующие предприятия, и общественные организации, и надзорные органы. Последовательно решаются вопросы, связанные с благоустройством, функционированием жилищно-коммунального комплекса, улично-дорожной сети. В числе достижений назвал бы тот факт, что нам удалось свести к рекордному минимуму очередь в детские сады. Для этого разрабатывались и внедрялись уникальные механизмы стимулирования участников строительного рынка, оперативно принимались необходимые решения, что позволило нам двигаться к поставленной цели значительно быстрее, чем предписывали "дорожные карты". Сегодня в очереди на места в детсад стоят всего 39 детей в возрасте от 3 до 7 лет, причем 6 из них уже посещают группу "короткого дня", остальные по желанию родителей воспитываются дома. Полученный эффект - результат слаженных действий на всех уровнях. Этот позитивный опыт, как и другие примеры конструктивного взаимодействия (а их можно привести много), убедительно доказывают, что сегодня в решении общегородских проблем участвует не только власть, но и общественность.
- Как оцениваете уровень активности самих горожан в решении вопросов, связанных с развитием городской среды?
- Убежден, что главным двигателем в работе органов местного самоуправления, их фактическим "заказчиком", являются сами жители города - их вопросы, обращения к депутатам. В свою очередь Ачинский городской Совет депутатов имеет все инструменты для того, чтобы гибко и динамично реагировать на изменения в законодательной сфере, общеполитическую повестку, частные инициативы и проблемы граждан. Основа адресной работы с населением - личный прием. Именно так выявляются наболевшие ситуации, определяются точки роста. За отчетный период в Горсовет поступило 150 письменных обращений от населения, более 2 тыс. запросов и сообщений служебного характера. Как правило, наиболее часто поводом написать депутату или лично прийти на прием становятся проблемы жилищно-коммунального хозяйства (31%), однако как положительную тенденцию отмечу, что в этом году доля таких обращений несколько сократилась. Люди также приходят за помощью в улучшении жилищных условий, предоставлении земельного участка. А тот факт, что процент подобных обращений год от года снижается, говорит о том, что вопросы решаются. Конечно, работа с заявлениями от граждан далеко не исчерпывает спектр возможностей по использованию общественного ресурса. Для нас очень важны инициативы жителей Ачинска. Считаю, что нам и в дальнейшем следует стимулировать гражданскую активность населения и совместно формировать приоритеты развития, действуя на опережение, а не просто реагируя на уже сложившиеся обстоятельства.
- В этой связи считаете ли вы действенной работу профильных общественных советов?
- В настоящее время институт советов при главе города - основной способ реализации общественных инициатив и контроля. Вопросы, отраженные в протоколах заседаний, регулярно становятся основой преобразований и оптимизации работы органов местного самоуправления. В 2014 году существенную роль в жизни Ачинска сыграли общественный и молодежный советы при главе города, а также советы по предпринимательству, экологии, вопросам ЖКХ. В общей сложности за год прошло 26 заседаний. Среди наиболее острых тем, которые обсуждались, я бы назвал адаптацию городской системы здравоохранения к реформам, которые проводились в 2013-2014 годах, строительство микрорайона НПЗ, проблемы переселения граждан из ветхого жилья. Также в повестки были включены вопросы, связанные с разработкой и реализацией мер по уменьшению загрязнений окружающей среды и контроль деятельности коммунальных служб города. Причем совет по вопросам ЖКХ не только взял на себя функции общественного контроля, но и предложил новые решения в этой сфере. Первый пункт повестки заседаний совета всегда содержит строчку "Об обращениях граждан". Таким образом, взаимодействие управления ЖКХ, администрации города, общественного совета и депутатского корпуса позволяет реагировать на сигналы от населения оперативно. Отмечу в числе значимых инициатив продолжение благотворительной акции "Добрые дела делаем вместе", разностороннюю и результативную работу совета ветеранов. И я рассчитываю, что в 2015 году институт общественных советов принесет городу еще большую пользу.
- Как бы вы охарактеризовали основные показатели городского бюджета на 2015 год, что он предусматривает?
- Главный финансовый документ на 2015 год имеет дефицит 9 млн рублей при допустимом максимуме 105 млн. Основная причина - снижение объема некоторых доходов. Это не означает, что мы недополучили доход, на который рассчитывали. В данном случае речь идет о техническом дефиците. В Красноярске создан специализированный центр, который отныне будет напрямую, минуя местные бюджеты, перечислять населению края деньги в рамках социальных гарантий. И эта функция вместе с бюджетом, равным для Ачинска 508 млн руб-лей, передана на краевой уровень. В то же время городской бюджет продолжает оставаться социально ориентированным, это наш приоритет. Большая часть расходов связана с обеспечением текущего финансирования и развитием системы образования - более 1 млрд 300 млн рублей. В этих расходах, помимо текущей организации учебного процесса в образовательных учреждениях (включая введенные в эксплуатацию в 2014 году) заложены организация детского летнего отдыха, капитальные и текущие ремонты, покупка жилья детям-сиротам, для которых планируется приобрести 28 квартир на общую сумму 38 млн рублей.
Безусловно, в главном финансовом документе Ачинска в полной мере отражены все аспекты городской жизни: развитие спорта, культуры, реализация молодежной политики, социальные проекты, развитие сферы ЖКХ, строительство социального жилья, текущий ремонт, содержание транспортной системы города, освещение городских улиц. В целом принятый бюджет считаю сбалансированным, эффективным, отражающим актуальную повестку, заданную логикой планомерного развития городской среды, роста качества жизни населения. Вместе с тем вызовы времени требуют от нас не только решимости, с которой мы должны следовать выбранным курсом, но и способности держать удар, максимально ограждая население нашего города от любых потрясений, вызванных политэкономической нестабильностью.