Многие предприятия края, занимавшиеся переработкой древесины, пережили глубокий кризис, когда были разрушены старые экономические связи. Однако в Канске вот уже семь лет успешно работает ООО «Кансквуд», продукция которого поставляется как по России, так и в европейские страны.
О причине успешной работы мы говорим сегодня с генеральным директором предприятия Евгением Вдовиченко.
– Евгений Иванович, как все начиналось?
– «Кансквуд» был образован семь лет назад, 6 июня 1999-го. Наш завод начинался с одного лесопильного цеха, в котором были смонтированы рама и пара обрезных станков. Основным поставщиком сырья тогда была (и остается, впрочем, сегодня) Иркутская область. Уже в декабре 1999 года первая продукция «Кансквуда» была отправлена потребителю. В 2003 году была запущена вторая очередь завода и второй лесопильный цех. С 2003 по 2004 год был осуществлен ряд мероприятий, результатом которых стал запуск цеха глубокой переработки древесины. В принципе, это естественная логика развития предприятий лесопереработки – увеличение количества и качества продукции. Постепенно завод обзавелся собственными службами – РММ, гаражом, сортировочной линией. По сути, сегодня предприятие представляет собой законченный комплекс по переработке леса. Первоначально на нем трудились 90 человек, сегодня штат работников насчитывает почти 350 человек.
– Насколько востребованной оказалась продукция вашего предприятия?
– Я не склонен нахваливать свою продукцию. Покупатель – лучший индикатор качества, и сегодня он голосует рублем. На предприятии побывало немало делегаций из европейских стран. И все они отмечали культуру производства и высокое качество предлагаемой нами продукции.
– Куда же отгружается ваша продукция?
– В России основным потребителем является Москва Экспорт осуществляется в Австрию, Италию.
– Как это распределение по рынкам выглядит в абсолютных цифрах?
– На внешний рынок поставляется 2/3 производимой на заводе продукции. Сюда уходит весь пиломатериал. Соответственно, внутренний рынок – основная точка реализации погонажа. Если говорить о потребляемых этими рынками объемах, то на внешний рынок мы поставляем до 20 тыс. куб. метров пиломатериала в год и до 1000 куб. метров погонажа. Внутренний рынок – это 7 тыс. кубов погонажа в год.
Завод сегодня отгружает на 800-900 тыс. дол. продукции ежемесячно.
– Существует мнение, что заготовка круглого экспортного леса дает большую прибыль, чем его обработка...
– Действительно, рост стоимости сырья опережает рост стоимости переработанной продукции, и сейчас гнать круглый лес на экспорт выгоднее. Но это не наш путь развития. Мы ищем возможности для удешевления себестоимости продукции. В этом году мы перешли на торговлю сухим пиломатериалом – этот шаг серьезно оптимизировал транспортную составляющую в конечной цене продукта и, соответственно, повысил ее конкурентоспособность. В настоящий момент мощности предприятия позволяют высушивать две трети производимой продукции. В перспективе мы хотим перейти на 100%-ную сушку. Это направление сегодня представляется стратегическим для предприятия.
– Большая головная боль лесопереработчиков – утилизация отходов. Как она решается на вашем предприятии?
– До недавнего времени главным потребителем щепы и опилок был Канский биохимический завод. Однако сегодня утилизация отходов – полностью наша забота. В холодное время мы используем отходы для обогрева предприятия. Проблема утилизации тем не менее остается, мы постоянно ищем пути решения.
ООО «Кансквуд» обеспечивает городу 350 рабочих мест и стабильные поступления в бюджет. Именно по качественной продукции этого завода европейский и российский покупатель знает о сибирском городе Канске.
Мы уже привыкли, что лучшую древесину отдаем на экспорт, а сами обставляем свои квартиры мебелью из ДВП. Будет ли востребована продукция глубокой переработки древесины в России – покажет время. Хотя сегодняшнее внимание государства к возрождению этой отрасли вселяет надежду на хорошие перспективы.