просмотры: 1757

Натуральные продукты из АгроЯрска

Текст: Мария Назарова Фото: Иван Юхименко
Без молока и произведенных из него продуктов — кефира, творога, йогурта, сметаны, сливочного масла — невозможно представить потребительскую корзину любой семьи, особенно сибиряков, в жизни которых молочный рацион всегда играл важную роль. Ведь молоко сельскохозяйственных животных, в первую очередь коров, — ценный пищевой продукт, содержащий более 200 компонентов, необходимых для обеспечения нормального роста и жизнедеятельности организма человека. Правда, речь идет о свежем молоке, в большей степени доступном сельскому жителю, чем городскому — на его стол молочные продукты попадают через цепочку производителей и посредников. В результате мы нередко получаем творог с растительными маслами вместо молочных жиров, йогурт из сухого молока или «фальшивую» сметану. Между тем жителям Красноярья вполне доступны качественные молочные продукты, которые производит и реализует Агропромышленный холдинг «АгроЯрск» — крупнейшее сельскохозяйственное предприятие Сухобузимского района.

От поля до стола


Стратегия развития АПХ «АгроЯрск» выстроена по принципу формирования полного технологического цикла, включающего производство сельхозпродукции (молоко, мясо, зерно), его переработку (молочная продукция, мясные полуфабрикаты, мука и хлебобулочные изделия), хранение и сбыт. Причем ключевая составляющая этого цикла — сырьевая.


— Мы не ставим перед собой цель занять определенную долю рынка продуктов питания, не стремимся конкурировать с крупными переработчиками, — подчеркивает генеральный директор ЗАО Агропромышленный холдинг «АгроЯрск» Игорь Домнин. — Основной вектор развития предприятия связан с наращиванием оборотов товарного производства, нацеленного на переработку исключительно собственного сырья, получаемого в подразделениях холдинга. Эта политика диктует нашу стратегию поведения на рынке: количество произведенного продукта определяется количеством полученного сырья. Если же его нет, мы не ищем способов заменить натуральные компоненты искусственными, чтобы обеспечить объемы готовой продукции. Наша цель — предоставить потребителям возможность выбирать качественные и свежие продукты питания. При этом, говоря о молочном производстве, стоит отметить, что дефицита на этом рынке в крае нет. Напротив, молока и молочной продукции на полках представлено намного больше, чем производится сырья местными сельхозпредприятиями. В этих реалиях привлечь внимание покупателя и завоевать его доверие можно только в том случае, если предлагаемый продукт имеет неоспоримые достоинства по сравнению с аналогами, а производитель в состоянии доказать существование и весомость этих достоинств.


«АгроЯрск» делает ставку на натуральность и свежесть своей продукции. Использование только собственного сырья позволяет контролировать его качество на самых ранних стадиях производства. В настоящее время суточный надой в агрохолдинге составляет 27 тонн. К концу года планируется увеличить этот показатель до 30 тонн за счет расширения молочного стада с 2100 до 2200 голов, но главным образом — за счет повышения продуктивности в результате усовершенствования технологии доения, улучшения кормовой базы для животных и условий их содержания. По словам генерального директора АПХ «АгроЯрск», «молочный» бизнес можно выстраивать только с учетом долгосрочной перспективы. Ведь на то, чтобы получить собственное качественное сырье, уходит около трех лет — таков срок введения в стадо новой телки. А для того, чтобы она давала действительно вкусное и полезное молоко, необходимо обеспечить ее здоровье, организовать комфортные условия содержания и питания. Именно эти направления деятельности являются ключевыми для работников подразделений «Шилинское» и «Маяк», где ведется плановая работа по укреплению здоровья молочного стада, целевому формированию кормовой базы. В 2014 году реконструировано четыре старых коровника и построено два новых, проведено благоустройство — забетонированы полы для удобства животных, произведена замена оборудования.


— Основные задачи в области обеспечения качества мы видим не только в плоскости переработки, а прежде всего в сфере производства, — отмечает Игорь Домнин. — В деревне вкус молока у каждой коровы отличается, потому что они содержатся в разных условиях, по-разному питаются, наконец, у одной хозяйки рука «легкая», у другой — нет. Все это сказывается на свойствах продукта. И если мы хотим скорректировать его вкусовые качества, то делать это нужно не на этапе технологического производства и не с помощью искусственных добавок, а на этапе получения сырья. Многие переработчики не имеют такой возможности, поскольку работают с доступной сырьевой базой, которая им не принадлежит, и соответственно не могут контролировать ее качество. В этом смысле мы находимся в более выгодных условиях.


 


Деликатный продукт


Из всего получаемого в «АгроЯрске» молока половина поступает в переработку непосредственно на предприятии, остальное направляется партнерам-переработчикам. Таким образом, предприятие имеет 100-процентный запас роста и со временем перей-дет на переработку всего объема получаемого сырья, чему будет способствовать модернизация действующего производства и запланированное в перспективе строительство нового молокозавода. Впрочем, ультрасовременное оборудование — отнюдь не главный «козырь» агрохолдинга. Молоко — продукт деликатный, который мало получить. Его еще нужно правильно сохранить, чтобы оно не потеряло свои полезные свойства и в соответствии с концепцией «фреш фуд», которую реализует предприятие, попало к потребителю еще свежим. А потому главный принцип работы технологов — «не навреди».


— Чем меньше мы дотрагиваемся до продукта, тем лучше, — подчеркивает Артем Казанков, руководитель цеха переработки. — Наша задача — молоко, полученное от коровы, с минимальными изменениями упаковать и как можно быстрее доставить на стол потребителю. Для этого нет необходимости использовать искусственные добавки и консерванты, наши главные инструменты — температура и время. Максимально быстро охлаждая молоко после дойки, мы тем самым останавливаем рост молочнокислых бактерий, который начинается после контакта молока с окружающей средой. Чем быстрее наступит охлаждение, тем дольше сырье сохранит качество и полезные свойства. В идеале охлаждение должно быть проведено в течение трех часов после дойки, а затем в течение тех же трех, максимум восьми часов продукт необходимо упаковать. У крупных перерабатывающих компаний, как правило, нет возможности уложиться в такие сжатые сроки: сырье доставляется издалека и только на этапе приемки может задержаться на период до 12 часов. У нас же молоко поступает в цех переработки в течение 20 минут.


Благодаря такому эффективному и бережному обращению с сырьем предприятию стал доступен еще один формат реализации питьевого молока — в бочках. Несмотря на предубеждения некоторых потребителей, сегодня этот продукт прочно занял свою нишу на краевом рынке. Обрело постоянных покупателей и бочковое молоко от «АгроЯрска». В настоящее время бочки с логотипом компании можно встретить в Красноярске (порядка 15 точек) и близлежащих городах — Дивногорске и Железногорске. Потребителей привлекает не только достаточно низкая цена (бочковое молоко — в первую очередь продукт социальный), но и его отличные вкусовые свойства, а главное — свежесть, которую обеспечивают качественная подготовкой сырья и самих бочек, грамотная логистика и высокие требования к продавцам.


В дальнейшем компания планирует использовать для торговли бочковым молоком передвижные павильоны. В таком павильоне можно будет не только разместить саму бочку, но и укрыть продавца и нескольких покупателей от ветра, дождя и снега, а также установить небольшой прилавок с уже упакованной продукцией сельхозпредприятия. Как отмечает генеральный директор АПХ «АгроЯрск», если изначально не выдержать требуемую технологию охлаждения сырья, то конечный продукт не будет качественным, и не важно, в какой форме его преподносить покупателю. И напротив, убедившись в отличных свойствах доступного бочкового молока, потребители с доверием отнесутся к чуть более дорогостоящей продукции, реализуемой под той же торговой маркой.


— Мы знаем потребителя, на которого рассчитана наша продукция, — рассказывает Игорь Домнин. — Это человек, который хочет потреблять качественные, натуральные, свежие продукты и готов ради этого мириться с некоторыми их особенностями, такими как малый срок хранения или цена выше средней. В то же время, он не будет приобретать дорогой продукт, если с его точки зрения цена неоправданно завышена.


Впрочем, «накручивать» ценники на свои товары руководство агрохолдинга не намерено. Ценовая политика компании определяется в том числе отсутствием искусственных добавок, консервантов и ароматизаторов, ведущих к удорожанию конечного продукта, а также географическим положением — подразделение «Шилинское», где размещено молочное производство, находится всего в 40 минутах езды от краевого центра. А значит, нет необходимости привлекать посредников для реализации готовой продукции, гораздо удобнее и дешевле выстраивать прямое сотрудничество с торговыми сетями. Это способствует не только удешевлению продукта, но и сохранению свежести, поскольку сокращает его путь от фермы до прилавка. В настоящее время АПХ «АгроЯрск» заключены договоры на реализацию молочной продукции через торговые сети «Красный Яр», «Командор», «Премьер», «Красноярский хлеб», сеть фирменных магазинов Березовского хлебокомбината. Не исключено, что в будущем молочная продукция «АгроЯрска» будет реализовываться через собственную торговую сеть холдинга.


 


Классика жанра


Те же принципы минимального вмешательства в технологический процесс и использования только натуральных компонентов лежат в основе переработки молока в готовую продукцию. Ассортиментная линейка «АгроЯрска» включает помимо питьевого молока 2,5 и 3,2% жирности сметану (20%), творог (2%), ряженку (3,2%), кефир (2,5%), йогурт, масло сладко-сливочное «Крестьянское» и полутвердый сыр «Буковинский».


— Вся молочная продукция имеет короткие сроки хранения, что является результатом минимальной термической обработки, которая позволяет сохранить питательные свойства и вкусовые качества, присущие только свежим молочным продуктам, — делится технолог молочного цеха Валентина Литвиненко. — Для каждого из них выбирается оптимальная температура пастеризации молока: для сыра — 72 градуса, для творога — 78–85, для йогурта — 95, это максимальная температура. Поскольку мы изначально получаем чистое молоко, минимально обсемененное бактериями, то нет необходимости прибегать к его стерилизации или пастеризовать при температуре выше 95 градусов. Минимальная термическая обработка позволяет избавиться от вредных бактерий, но при этом сохранить полезные витамины и минералы.


Технология производства молочной продукции, принятая в «АгроЯрске», предусматривает использование только естественных природных добавок и традиционных методов переработки. Так, масло изготавливается с помощью маслобойки, а творог — знакомым многим хозяйкам способом самопрессования.


— Вкус кисломолочного продукта зависит от используемой закваски, — продолжает Артем Казанков. — Именно она придает продукту характерные органолептические свойства: консистенцию, вкус, цвет, запах. Мы долго искали подходящую культуру путем подбора и нашли, как нам кажется, идеальный вариант. Для производства кефира также сами выращиваем кефирные грибки. Пока мы ориентируемся на традиционный набор молочных продуктов, но в будущем планируем выйти на рынок с несколькими уникальными предложениями. Шаги в этом направлении делаются уже сейчас. Например, недавно мы ввели в ассортимент черничный йогурт, а в ближайшее время на прилавках Красноярска появятся еще два вида этого продукта — облепиховый и классический йогурт без наполнителя. Кстати, в качестве вкусовой составляющей здесь тоже используется исключительно природные компоненты — сироп из натуральных ягод черники или облепихи, который благодаря своей консистенции входит в состав продукта, не разрушая структуру молока.


Настоящая гордость работников АПХ «АгроЯрск» — сыр «Буковинский», изготавливаемый по технологии, известной еще с советского времени. При всех своих достоинствах она имеет и минусы, в числе которых высокая энергоемкость и длительность: на то, чтобы сыр как следует просолился в бассейне, а затем созрел в специальной камере при определенных показателях температуры и влажности, уходит около одного месяца и одной недели. Зато полученный продукт по своим вкусовым свойствам и качеству не уступает зарубежным, при этом выигрывает по стоимости. Специалисты предприятия подчеркивают: сыр не может быть дешевым, ведь для производства, например, 100 кг продукта требуется около 2 тонн молока.


Потребителям, которые хотят приобретать действительно полезные молочные продукты, следует помнить, что они имеют короткие сроки хранения. Нам, привыкшим к тому, что открытая бутылка молока может стоять в холодильнике неделю, это уже кажется естественным. Между тем идеология «фреш фуд» строится на ином принципе: свежий продукт на порядок полезнее «законсервированного», но и отношения к себе требует иного. С этим связаны определенные сложности в реализации продукции, выпускаемой агропромышленным холдингом. В частности, контролировать условия ее хранения специалисты предприятия могут только до поступления в торговые сети. И если в магазине про доставленные молоко или ряженку элементарно забудут и оставят их на несколько часов на складе, технология будет нарушена.


Поэтому сегодня перед коллективом АПХ «АгроЯрск» стоит задача выстроить грамотную систему взаимодействия с партнерами, чтобы обеспечить контроль качества на всех этапах. Также прорабатываются вопросы взаимодействия с социальными учреждениями, которые предприятие готово обеспечивать своей продукцией.


— Мы планируем наладить сотрудничество с детскими садами Советского, Центрального и Железнодорожного районов Красноярска, — делится планами Игорь Домнин. — Но с поставками пока не торопимся, для начала необходимо продумать логистику маршрутов, систему доставки. Думаю, что результаты этой работы окажутся успешными, если все будет грамотно организовано. В своей продукции мы также не сомневаемся и верим, что сотрудничество с социальными учреждениями позволит познакомить с нашей продукцией достаточно широкий круг потребителей. Уверен, она придется по душе тем, кто ценит в первую очередь качество, натуральность, природную пользу и естественный вкус. ®

г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, 16

тел.: 8 (391) 263-25-00, 263-25-18

e-mail: info@agroyarsk.ru

сайт: www.agroyarsk.ru

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®