просмотры: 756

Наставничество как инструмент для развития

Автор: Наталья Сангаджиева Фото: архив Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького
Красноярский край вошел в число пяти пилотных регионов Министерства просвещения России по апробации целевой методологии модели наставничества. Теме развития движения в регионе была посвящена работа краевого форума «PROнаставничество: идеи, практики, перспективы», прошедшего в Красноярске 5 декабря 2019 года.

 


В работу форума включились более 340 участников — команды от образовательных организаций, принимавших участие в апробации, представителей профессиональных общественных организаций и методических служб, руководители органов исполнительной власти в сфере образования, директора школ и других образовательных учреждений.

О современном концепте процесса наставничества беседуем с директором Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького заслуженным педагогом Красноярского края, почетным работником среднего профессионального образования РФ Татьяной Алексеевой.


— Татьяна Александровна, колледж стал платформой для продвижения методологии наставничества, разработанной национальным ресурсным центром МЕНТОРИ, с чем связан выбор? 


— Наставничество в колледже практикуется уже много лет. С 2017 года министерство образования Красноярского края формирует для колледжа государственное задание на проведение курсов по повышению квалификации педагогов-наставников. В привычное для многих людей понятие «наставничество» в настоящее время вкладывается более широкий смысл. К примеру, наставниками считаются не только профессионалы-практики, но и педагоги, работающие в образовательных учреждениях, участвующих в международном движении WorldSkills, студенты-наставники в проекте «Билет в будущее». Благодаря нашим наставникам студенты колледжа и в этом году стали победителями регионального чемпионата WorldSkills: Юлия Смычкова — 1-е место в компетенции «Преподавание в младших классах»; Андрей Егунов (1-е место) и Анна Большакова (3-е место) в компетенции «Преподавание музыки в школе».


В колледже действует Межрайонный ресурсный центр по работе с одаренными детьми центрального территориального округа Красноярского края, где также ведется работа, направленная на продвижение наставничества. Колледж стал организатором краевого форума «PROнаставничество», который мы задумывали совместно с министерством образования давно, но сумели реализовать только сейчас как финальную точку в процессе апробации методологии наставничества в крае.


— Какова основа современного наставничества, какие формы и методы используются в достижении результата? 


— Наставничество — это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом, психологическая поддержка, получаемая молодым специалистом в процессе личностного становления и профессионального развития. Суть современного подхода к наставничеству может быть сформулирована в следующем лозунге: «Я помогу тебе развиваться». Для достижения результата в реализации целевой модели наставничества необходимо пройти семь шагов, начиная от знакомства наставника и наставляемого, и заканчивая подведением итогов совместной работы. Именно совместной! Тогда как раньше, к примеру, на производстве цель наставника заключалась в том, чтобы научить подопечного делать ту ли иную операцию именно так, как умеешь делать сам.


В профессиональном образовании используются многие формы наставничества: «работодатель — студент», «студент — студент», «мастер — ученик», а также «педагог — педагог» и другие. При этом необязательно, чтобы наставник был взрослым и опытным, а наставляемый — молодым новичком. В современной педагогике немало примеров, когда молодой учитель наставляет возрастного педагога, помогая ему освоить современные информационные технологии.


Наставничество видится и как важный элемент в развитии системы профессиональной ориентации, ведь с помощью наставника, роль которого может выполнять родитель или выпускник школы, подростки более осознанно могут подойти к выбору будущей профессии. В качестве одной из форм наставничества в школах предлагается привлекать студентов из системы профессионального обучения, работодателей, успешных профессионалов.


 Появляется наставничество и в дополнительном образовании, где с детьми занимаются мастера, есть позиция наставника проектной деятельности.


— Каким видится процесс внедрения наставничества в повседневную практику образовательных организаций? 


— Обсуждения на форуме показали, что еще остается много вопросов, но перспективы у наставничества в нашей культуре есть. Движение наставничества позволит создавать новые плоскости и грани профессионализма. Наставничество в педагогике направлено на личностный рост наставляемого и наставника. Внедрение форм «ученик — ученик» и «студент — студент» — это попытка возродить различные формы самоорганизации и взаимопомощи, путь к сотрудничеству, а не конкуренции.


По прогнозам, внедрение методологии наставничества в системе образования позволит к 2024 году вовлечь в различные формы наставничества не менее 70% обучающихся всех образовательных учреждений края.


— Как в ходе реализации проекта наставничества будут учитываться психологические и мировоззренческие особенности поколений? 


— У поколения Z самым западающим звеном является система коммуникации. Это поколение продвинуто в интернете и современных технологиях, при этом не умеет выстраивать линии живого общения — как в своей среде, так и с более взрослыми людьми. В связи с этим в программу подготовки наставников заложен целый блок освоения коммуникативных умений, направленный на отработку навыков взаимодействия и общения со школьниками и студентами. И главное в этой работе — не наставление о том, как надо жить, а взаимодействие.


Человек, который «забронзовел» в профессии, в наставники не годится. Процесс наставничества является обоюдным: учится не только наставляемый, но и наставник. Приведу простой пример: каждый год в колледж приходят молодые педагоги, и мы их ставим в пару с опытными. Когда в середине или в конце учебного года я задаю педагогам старшего поколения вопрос, как проходил процесс наставничества, они рассказывают, что сами тоже многому научились у молодежи.


В нашем быстро меняющемся социуме быть востребованным специалистом очень непросто. Современный учитель наряду с профессиональными знаниями должен обладать множеством дополнительных компетенций, развитым креативным мышлением. Иначе нельзя, ведь процесс познания не может строиться без использования современных информационных технологий, методов обучения и наставничества.

 

Итоги VII Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)

Завершилась насыщенная неделя VII Открытого регионального чемпионата Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) Красноярского края по компетенциям «Преподавание музыки в школе» и «Преподавание в младших классах». В этом году наряду со студентами педагогических колледжей на площадке соревновались юниоры! Каждый участник показал высокий уровень мастерства, достойно представив на чемпионате свой город.

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького гордится своими победителями, занявшими 1-е место в обеих компетенциях, Егуновым Андреем (компетенция «Преподавание музыки в школе») и Смычковой Юлией (компетенция «Преподавание в младших классах»). Высоко оценили уровень участников и сертифицированные эксперты Союза WorldSkills Russia.

От всей души поздравляем победителей и участников чемпионата, подтвердивших высокий уровень педагогического образования в крае. Благодарим всех экспертов за подготовку и поддержку ребят. Главное не останавливаться на достигнутом, так как вскоре предстоит защищать честь Красноярского края на Национальном чемпионате WorldSkills Russia.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®