Каким будет ближайшее будущее сценического искусства, что ожидать ценителям оперы и балета в новом театральном сезоне, и какие успехи принес уже завершившийся сценический период, рассказала директор Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского Светлана Гузий.
— Светлана Владимировна, расскажите, как Красноярский театр оперы и балета переживает период сложной эпидемической ситуации?
— Жизнь всех театров страны разделилась на «до» и «после» середины марта, когда мы остановили показы спектаклей по указу министра культуры РФ. Сейчас живем мыслями о будущем, когда сможем в полную силу возобновить свою деятельность. Все сотрудники находятся дома, цеха опечатаны, работа ведется дистанционно. Солисты оперы, артисты хора и музыканты разучивают новый материал, а задача артистов балета — поддерживать форму в домашних условиях. Режиссеры работают над замыслами постановок, запланированными на следующий сезон. Административный персонал тоже занят.
Вы видите, что культурная жизнь мира перешла в онлайн. Наш театр не исключение: в сети доступны к просмотру несколько спектаклей. Мы постоянно поддерживаем связь со зрителями в социальных сетях. С середины июня все сотрудники будут находиться в отпуске, и мы надеемся, что к августу сможем развернуть полномасштабную деятельность в театре, готовить открытие сезона.
Не только артисты скучают по работе — всем творческим людям сегодня трудно без привычной атмосферы и живого общения. Конечно, выход будет непростым — сейчас на уровне федерального минкульта ведутся споры о рассадке зрителей, о форматах первых спектаклей. Театр не сразу станет прежним, но нам хочется начать работу хотя бы в таком формате.
— Сезон завершился внезапно. Наверняка коллектив театра не успел реализовать многое из задуманного?
— Да, есть ряд проектов, которые мы надеялись представить публике, но реальность не позволила этого сделать. Например, мы не успели принять зрителей на гала-концерте проекта «Бельканто в Сибири», провести фестиваль к 180-летию Петра Чайковского и показать грандиозную премьеру ко Дню Победы — диптих «Ленинградская симфония», где звучит музыка Дмитрия Шостаковича и современного композитора Алексея Сюмака. Мы до последнего готовили этот проект, но все-таки не смогли ни завершить его, ни показать, как планировали — 9 мая. Поэтому именно диптихом мы намерены открыть новый сезон.
Вместе с тем уже понимаем, чем порадуем зрителя до нового года: из больших спектаклей планируем премьеру оперы «Богатыри» Александра Бородина в лофте «Квадрат» и оперу «Богема» Джакомо Пуччини на основной сцене.
— Как в целом, на ваш взгляд, прошел этот непривычно короткий сезон, что удалось сделать?
— В последнее время театр в своей деятельности набрал довольно мощные обороты. Обычно в течение сезона мы выпускаем большое количество премьер, у нас проходит множество знаковых событий. А иначе и невозможно, ведь современный мир весьма мобилен — нужно соответствовать.
Несмотря на то что вычеркнуто три полных рабочих месяца, мы успели выпустить 12 новых спектаклей. Причем многие из них созданы по заказу театра — это мировые премьеры. Такими стали спектакль «Хворостовский. Возвращение домой» Алексея Сюмака, опера для детей «Питер Пэн» Андрея Рубцова, опера «Ночь в музее, или Завещание магистра» Петра Поспелова.
Конечно, не забываем и классику — так, состоялись премьеры опер «Паяцы» Руджеро Леонкавалло и «Бал-маскарад» Джузеппе Верди в формате «семистейдж». Наш зритель никогда не заскучает! Наверное, поэтому мы и стали лауреатами Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Театр», которая присуждается за разнообразие репертуарной политики.
Большим составом мы выезжали в Астану, где показали два спектакля. Традиционно балетная труппа совершила тур по городам Англии. Сожалеем, что не успели выехать в Москву, при том, что наш спектакль «Груди Терезия» Франсиса Пуленка выдвинут сразу в четырех номинациях на премию «Золотая маска». Перенесена и поездка на международный музыкальный фестиваль «Биргитта» в Эстонии. Все это мы, конечно, наверстаем в будущем сезоне!